На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Фюрер Стресснер. Часть 1. Как Парагвай стал американским «кондором»

История Латинской Америки наполнена военными переворотами, восстаниями и революциями, левыми и правыми диктатурами. Одной из наиболее продолжительных по времени диктатур, которая неоднозначно оценивается последователями разных идеологий, было правление в Парагвае генерала Альфредо Стресснера. Этот человек, один из наиболее интересных латиноамериканских политиков ХХ века, управлял Парагваем почти тридцать пять лет – с 1954 по 1989 годы. В Советском Союзе режим Стресснера оценивали исключительно негативно – как праворадикальный, профашистский, связанный с американскими спецслужбами и предоставлявший убежище гитлеровским неонацистам, после войны перебравшимся в Новый свет. В то же время, менее скептическая точка зрения заключается в признании заслуг Стресснера перед Парагваем в плане экономического развития страны и сохранения ее политического лица.




Географическое положение и исторические особенности развития Парагвая во многом обусловили его социально-экономическую отсталость в ХХ веке. Парагвай, лишенный выхода к морям, был обречен на экономическую отсталость и зависимость от более крупных соседних государств – Аргентины и Бразилии. Тем не менее, в Парагвае еще в конце XIX века стали оседать многочисленные эмигранты из Европы, в первую очередь – немцы. Одним из них и был Гуго Штрёсснер – выходец из баварского городка Хоф, счетовод по специальности. На местный лад его фамилия произносилась как Стресснер. В Парагвае он женился на девушке из местной состоятельной фамилии по имени Эриберта Матиауда. В 1912 году у них родился сын – Альфредо. Как и многие другие выходцы из семей парагвайского среднего класса, Альфредо с юных лет мечтал о военной карьере. В Латинской Америке первой половины ХХ века путь профессионального военного сулил многое – и успех у женщин, и уважение гражданских, и неплохое жалованье, а главное – открывал те возможности для карьерного роста, которые отсутствовали у гражданских – за исключением потомственных представителей элиты. В шестнадцатилетнем возрасте юный Альфредо Стресснер поступил в национальную военную школу и через три года ее окончил, получив звание лейтенанта. Дальше военная карьера молодого и перспективного офицера развивалась стремительно. Тому способствовали бурные, по меркам Парагвая, события.

В июне 1932 г. началась Чакская война – вооруженный конфликт между Парагваем и Боливией, вызванный территориальными претензиями Боливии к Парагваю – боливийское руководство рассчитывало захватить северную часть области Гран-Чако, где были открыты перспективные нефтяные месторождения. Парагвайские власти, в свою очередь, считали сохранение области Гран-Чако за Парагваем делом национального престижа. В 1928 г. произошел первый вооруженный конфликт на парагвайско-боливийской границе. Эскадрон парагвайской кавалерии напал на боливийский форт Вангуардия, погибли 6 солдат, а само укрепление парагвайцы разрушили. В ответ боливийские войска напали на форт Бокерон, принадлежавший Парагваю. При посредничестве Лиги Наций конфликт удалось погасить. Парагвайская сторона согласилась восстановить боливийский форт, а боливийские войска были выведены из района форта Бокерон. Однако, напряженность в двусторонних отношениях соседних государств сохранялась. В сентябре 1931 г. произошли новые пограничные столкновения.

15 июня 1932 года боливийские войска атаковали позиции парагвайской армии в районе города Питиантута, после чего начались боевые действия. Боливия изначально обладала более сильной и хорошо вооруженной армией, однако положение Парагвая спасло более умелое руководство действиями своей армии плюс участие в войне на стороне Парагвая русских эмигрантов – офицеров, военных профессионалов экстра-класса. В боевых действиях во время Чакской войны принял участие и двадцатилетний лейтенант Альфредо Стресснер, служивший в артиллерии. Война между двумя странами длилась три года и закончилась фактической победой Парагвая. 12 июня 1935 года было заключено перемирие.Фюрер Стресснер. Часть 1. Как Парагвай стал американским «кондором»

Успех в войне значительно усилил позиции армии в Парагвае и еще более укрепил положение офицерского корпуса в политической элите страны. В феврале 1936 г. в Парагвае произошел военный переворот. К власти в стране пришел полковник Рафаэль де ла Крус Франко Охеда (1896-1973) – профессиональный военный, герой Чакской войны. Начав в свое время службу младшим артиллерийским офицером, Рафаэль Франко во время Чакской войны дослужился до командира корпуса, получил звание полковника и возглавил военный переворот. По своим политическим взглядам Франко был сторонником социал-демократии и, придя к власти, установил в Парагвае 8-часовой рабочий день, 48-часовую рабочую неделю, ввел обязательные отпуска. Для такой страны как Парагвай в то время это было очень большим успехом. Однако, деятельность Франко вызывала большое недовольство правых кругов, и 13 августа 1937 года в результате очередного военного переворота полковник был свергнут. Страну возглавил «временный президент» адвокат Феликс Пайва, который оставался во главе государства до 1939 года.

В 1939 г. новым президентом страны стал генерал Хосе Феликс Эстигаррибия (1888-1940), вскоре получивший высшее воинское звание маршала Парагвая. Выходец из баскской семьи, генерал Эстигаррибия первоначально получил агрономическое образование, но затем решил связать свою жизнь с военной службой и поступил в военное училище. За восемнадцать лет он дослужился до начальника штаба парагвайской армии, а во время Чакской войны стал командующим парагвайскими войсками. Кстати, начальником штаба у него состоял бывший генерал русской службы Иван Тимофеевич Беляев – опытнейший боевой офицер, командовавший в годы Первой мировой войны артиллерийской бригадой на Кавказском фронте, а затем бывший инспектором артиллерии Добровольческой армии.

Маршал Эстигаррибия находился у власти в стране недолго – уже в 1940 году он погиб в авиакатастрофе. В том же 1940 году молодой офицер Альфредо Стресснер получил звание майора. К 1947 г. он командовал артиллерийским дивизионом в Парагуари. Он принял самое активное участие в Парагвайской гражданской войне 1947 года, поддержав, в конце концов, Федерико Чавеса, ставшего президентом страны. В 1948 году, в 36 лет, Стресснер получил звание бригадного генерала, став самым молодым генералом парагвайской армии. Командование ценило Стресснера за находчивость и исполнительность. В 1951 г. Федерико Чавес назначил бригадного генерала Альфредо Стресснера начальником штаба парагвайской армии. На момент назначения на эту высокую должность Стресснеру не было еще и 40 лет – головокружительная карьера для военного из относительно небогатой семьи. В 1954 г. 42-летнему Стресснеру было присвоено воинское звание дивизионного генерала. Он получил новое назначение – на должность главнокомандующего парагвайской армией. Фактически, по реальным возможностям, Стресснер оказался вторым человеком в стране после президента. Но амбициозному молодому генералу этого было мало. 5 мая 1954 года дивизионный генерал Альфредо Стресснер возглавил военный переворот и после подавления непродолжительного сопротивления сторонников президента захватил власть в стране.

В августе 1954 г. под контролем армии состоялись президентские выборы, на которых одержал победу Стресснер. Таким образом, он стал легитимным главой парагвайского государства и оставался на посту президента страны вплоть до 1989 года. Стресснеру удалось создать режим с внешней видимостью демократического управления – генерал каждые пять лет проводил президентские выборы и неизменно одерживал на них победу. Зато никто не мог упрекнуть Парагвай в отказе от демократического принципа выборности главы государства. В условиях противостояния США и СССР в Холодной войне американцы относились к убежденному антикоммунисту Стресснеру снисходительно и предпочитали закрывать глаза на многочисленные «превратности» установленного генералом режима.

Генерал Стресснер сразу же после переворота, приведшего его к власти, объявил в стране чрезвычайное положение. Поскольку по закону его можно было объявлять лишь на девяносто дней, каждые три месяца Стресснер вновь возобновлял чрезвычайное положение. Так продолжалось более тридцати лет – до 1987 года. Опасаясь распространения в Парагвае оппозиционных настроений, особенно коммунистических, Стресснер до 1962 года сохранял в стране однопартийный режим. Вся власть в стране находилась в руках одной партии – «Колорадо», одной из старейших политических организаций страны. Созданная еще в 1887 году, «Колорадо» оставалась правящей партией Парагвая в 1887-1946 гг., в 1947-1962 гг. была единственной разрешенной в стране партией. В идеологическом и практическом отношении партию «Колорадо» можно было отнести к правым популистам. Очевидно, что многие черты партия в годы правления Стресснера заимствовала у испанских франкистов и итальянских фашистов. Фактически только члены партии «Колорадо» могли чувствовать себя более-менее полноценными гражданами страны. К несостоявшим в партии парагвайцам отношение было изначально предвзятым. По крайней мере, ни на какие государственные должности и даже на более-менее серьезную работу они не могли и рассчитывать. Так Стресснер стремился обеспечить идеологическое и организационное единство парагвайского общества.

С самых первых дней установления диктатуры Стресснера Парагвай оказался в списке главных латиноамериканских «друзей США». Вашингтон предоставил Стресснеру огромный кредит, а американские военные специалисты приступили к подготовке офицерского состава парагвайской армии. Парагвай вошел в число шести стран, реализующих политику операции «Кондор» - преследования и ликвидации коммунистической и социалистической оппозиции в странах Латинской Америки. Кроме Парагвая, в число «кондоров» входили Чили, Аргентина, Уругвай, Бразилия и Боливия. Американские спецслужбы оказывали всестороннюю поддержку и покровительство антикоммунистическим режимам. Борьба с оппозицией в латиноамериканских странах рассматривалась в то время в Вашингтоне не в ракурсе соблюдения или нарушения гражданских прав и свобод человека, а как один из важнейших компонентов противодействия советскому и коммунистическому влиянию в Латинской Америке. Поэтому Стресснер, Пиночет и многие другие подобные им диктаторы получили фактический карт-бланш на проведение широкомасштабных репрессий в отношении инакомыслящих.

Парагвай, если не брать пиночетовское Чили, стал одним из рекордсменов Латинской Америки ХХ века по жестокости репрессий. Генерал Стресснер, установивший в стране культ собственной личности, прекрасно справлялся с задачей по уничтожению коммунистической оппозиции. Пытки, исчезновения противников режима, жестокие политические убийства – все это было обыденностью для Парагвая 1950-х – 1980-х годов. Большая часть совершенных режимом Стресснера преступлений до сих пор не раскрыта. В то же время, будучи жестким противником оппозиции в собственной стране, Стресснер великодушно предоставлял убежище скрывающимся военным преступникам и свергнутым диктаторам со всего мира. В годы его правления Парагвай превратился в одно из главных пристанищ для бывших нацистских военных преступников. Многие из них в 1950-е – 1960-е годы продолжали службу уже в парагвайской армии и полиции. Будучи сам немцем по происхождению, Альфредо Стресснер не скрывал симпатий к бывшим гитлеровским военнослужащим, считая, что немцы могут стать основой для формирования элиты парагвайского общества. Некоторое время в Парагвае скрывался даже печально известный доктор Йозеф Менгеле, что говорить о нацистах рангом поменьше? В 1979 году в Парагвай уехал свергнутый диктатор Никарагуа Анастасио Сомоса Дебайле. Правда, даже на парагвайской территории ему не удалось спрятаться от мести революционеров – уже в следующем 1980 году его убили аргентинские левые радикалы, действующие по заданию никарагуанского СФНО.

Экономическое положение Парагвая в годы правления Стресснера, как бы не пытались защитники его режима говорить обратное, оставалось крайне тяжелым. Несмотря на то, что Соединенные Штаты оказывали одному из ключевых антикоммунистических режимов Латинской Америки колоссальную финансовую помощь, большая ее часть либо шла на нужды силовых структур, либо оседала в карманах коррумпированных министров и генералов.

Свыше 30% бюджетных средств тратились на оборону и безопасность. Стресснер, обеспечивая лояльность разных групп военной элиты, закрывал глаза на многочисленные преступления, совершаемые военными, и на тотальную коррупцию в силовых структурах. Например, все вооруженные силы при его правлении интегрировались в контрабанду. Уголовная полиция контролировала наркоторговлю, силы безопасности – торговлю скотом, конная гвардия – контрабандную торговлю алкоголем и табачной продукцией. Сам Стресснер не видел в таком разделении функций ничего предосудительного.

Подавляющее большинство парагвайского населения продолжали жить в страшной нищете даже по латиноамериканским меркам. В стране отсутствовала нормальная система доступного образования, медицинские услуги для широких слоев населения. Правительство не считало должным решать эти проблемы. В то же время, Стресснер выделил земли безземельным крестьянам в ранее незаселенных районах Восточного Парагвая, что немного снизило общий уровень напряженности в парагвайском обществе. Одновременно Стресснер проводил политику дискриминации и подавления индейского населения, составлявшего в Парагвае большинство. Он считал необходимым уничтожение индейской идентичности и полное растворение индейских племен в единой парагвайской нации. На практике это оборачивалось многочисленными убийствами мирных жителей, выдавливанием индейцев из традиционной среды обитания, изъятием детей из семей с целью последующей продажи их в батраки и т.д.
(продолжение следует)
Автор: Илья Полонский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх