На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Парижская пушка кайзера Вильгельма

Как и многие другие реализованные утопичные идеи, суперпушку ждала незавидная судьбы: немцы уничтожили все орудия и техническую документацию сразу после заключения мира, что автоматически перевело её в разряд легенд.


Трудное зарождение орудия «Колоссаль» началось в 1916 году, когда профессор Эберхардт пришел в конструкторский штаб завода Круппа с предложением создать пушку, стреляющую на 100 км. Теоретически выкладки профессора показывали, что бить по неприятелю следует 100-килограммовыми снарядами с начальной скоростью в 1600 м/с. Неприятное сопротивление воздуха предполагалось преодолевать, отправляя снаряд на высоты верхней границы стратосферы (около 40 км), где разреженность воздушной оболочки увеличивала дальность выстрела. Три четверти полета снаряда к цели должны были проходить как раз в стратосфере – для этого ствол орудия Эберхардт предлагал возвышать на угол не менее 500. Примечательно, что профессор в своем проекте учел даже поправку на вращение Земли, жизненно необходимую артиллеристам с учетом времени подлета снаряда к цели. Немецкая верхушка вместе с промышленниками Круппа поверили Эберхардту и установили ему 14 месяцев на изготовления пушки для уничтожения Парижа. Стоит сделать небольшое патриотическое отступление и указать на проект сверхдальнобойного орудия (более 100 км), предложенный русским военным инженером В. М. Трофимовым ещё в 1911 году, который, как это бывало не раз, отклонили.

Парижская пушка кайзера Вильгельма
Сверхдальнобойная пушка "Колоссаль". Источник: secrethistory.su


Практическим воплощением немецкой сверхдальнобойной занимался завод Круппа в Эссене (под началом директора Раузенберга) и в самом начале проекта выбор был сделан в пользу готовых стволов 35-см морских орудий, которые с незначительной доработкой должны были стать основой будущей Парижской пушки кайзера Вильгельма. Однако, пока проектировали прототип, к 1916 году немцы запланировали отойти на линию «Зигфрида» на удаление в 110 км от Парижа. Людендорф в итоге потребовал увеличить дальнобойность орудия сразу до 128 км. Конечно, 35-сантиметрового ствола для такой дальности совсем не хватало и «крупповцы» обратили взор на линкоровский калибр в 38 см. Столь мощные пушки под индексом SK L/45 изначально планировали для линейных кораблей типа Bayern, Sachsen и Wurtemberg. В полевом исполнении пушка получила имя Langer Max (Длинный Макс) и отличилась при обстреле Дюнкерка на рекордной дальности в 47,5 км. «Длинный Макс» стрелял снарядом массой в 213,5 кг с дульной скоростью 1040 м/с, что делало его отличной базой для будущего «Колоссаля». Раузенберг предполагал увеличить длину ствола и тем самым разогнать снаряд для Парижа до требуемых 1600 м/с, однако, встала проблема технологического плана. Станки Круппа в те времена были неспособны нарезать резьбу в стволах длиной более 18 м, поэтому на выручку пришел соединительный фланец. С его помощью к нарезному стволу «Длинного Макса» присоединяли гладкостенные насадки-удлинители двух размерностей – 3,6 и 12 метров. Такой суперствол в базовом варианте достигал 34 метров длины, из которых на казенник приходился 1 м, на зарядную камору 3 м, на нарезной ствол 18 м и остальное на инновационную насадку. Конечно, ствол под силой собственной тяжести искривлялся – это резко уменьшало шансы попасть во французскую столица, поэтому разработали специальную тросовую систему поддержки наподобие моста. Очевидцы утверждали, что колебания ствола после каждого выстрела продолжались две-три минуты. За счет использования сменного лейнера (нарезной трубы, вставляемой в ствол крупнокалиберных артиллерийский орудий), сохраняющего пушку от запредельных давлений и температур, калибр «Колоссаля» составлял 21 см.


Одно из немного "прижизненных" фото пушки. Источник: zonwar.ru


Первые выстрелы пушка совершила летом 1917 года в городе Маппен – снаряды полетели в сторону моря, но достигли только 90-километровой дальности. Инженеры определили причину в слабой обтюрации снаряда в гладкоствольной насадке и отправились в Эссен на доработку орудия. В итоге внедрили новые снаряды с 64 готовыми выступами на двух ведущих поясках, обеспечивающих хорошее ведение снаряда по нарезам. Проблему слабой обтюрации на гладкой части ствола решили конструкционной «изюминкой» ведущих поясков, которые, выходя из нарезной части, проворачивались под действием момента силы и запирали канал ствола. Каждый снаряд стоил очень недешево, поэтому немцы решили гарантировать его срабатывание по цели установкой сразу двух взрывателей – донного и диафрагменного. И, действительно, все снаряды из «Колоссаля», выпущенные по французской территории, взрывались, но некоторые сделали это не полностью. Старательно собранные крупные осколки позволили получить представление о конструкции снаряда суперпушки. Примечательно, что немцы учитывали степень износа лейнера «Колоссаля» и все снаряды имели разный калибр – от 21 см до 23,2 см. Также каждый из них имел свои порядковые номера и самые последние (и, соответственно, самые крупные) шли уже в рассверленный лейнер после 50-70 выстрелов.


21-см снаряд "Колоссаль" с готовыми выступами. Источник: Известия Российской Академии ракетных и артиллерийских наук


В связи с особенностями стрельбы из орудия, масса заряда была непостоянной: основная часть в 70 кг, заключенная в латунную гильзу; в картузе из шелка находилось 75 кг пороха средней части заряда и, наконец, передняя часть – именно её массу подбирали, исходя из конкретных условий. К примеру, в прохладный день дебютного обстрела Парижа в переднюю часть заряда отрядили сразу 50,5 кг, исходя из расчетов на более высокую плотность воздуха. Итого на каждый выстрел у артиллеристов уходило под 200 кг высокосортного пороха при массе снаряда в 104 кг. Порох был специальный марки RPC/12 и отличался относительно медленным горением, дабы повысить живучесть ствола.


Корпус снаряд с порядковым номером. Источник: Известия Российской Академии ракетных и артиллерийских наук


Приблизительные расчеты внешней баллистики «Колоссаль», проведенные в Российской Академии ракетных и артиллерийских наук, показывают, что максимальная высота полета снаряда составляла 37,4 км, на которую он забирался за 84,2 сек. При дульной скорости в 1600 м/с, дальнейший набор высоты шел с замедлением полета, однако, на нисходящей части траектории снаряд разгонялся до второй максимальной скорости в 910 м/с. Затем снова замедлялся от трения о плотные слои атмосферы и прилетал к французам под углом в 54,10 со скоростью 790 мс/с. Время от выстрела до падения снаряда составляло томительные 175 секунд.


Таблица стрельбы для 21-см снаряда. Источник: Известия Российской Академии ракетных и артиллерийских наук


Били немцы в Первую мировую войну по Парижу, установив «Колоссаль» на круговой рельсовый ход, позволяющий наводить пушку по азимуту. Общая масса установки переваливала за 750 тонн, а для бетонного основания лафета уходило свыше 100 тонн цемента, 200 тонн гравия и пару тонн арматуры. До обслуживания такого монстра «сухопутных» артиллеристов не допустили, а отрядили 60 комендоров морской и береговой артиллерии, имеющих опыт работы с подобными «игрушками». Расположили батареи пушек на трех точках – на удалении в 122, 100 и 80 км от Парижа. Первой громыхнула самая удаленная батарея, замаскированная в густом лесу у городка Laon, причем сделала это при поддержке звукомаскировочных пушек. Последние должны были стрелять синхронно с «Колоссалями» для введения в заблуждение французских звукометрических станций разведки. Немцы подошли к артиллерийскому налету на Париж очень основательно – агентурная сеть во французской столице отслеживала эффективность ударов, а воздушные бомбардировки города вообще прекратили ради чистоты эксперимента. Суперпушки кайзера стреляли по цели 44 дня с 23 марта 1918 года, выпустив 303 снаряда и убив 256 человек – менее одного парижанина на один 100-килограммовый кусок стали со взрывчаткой. Причем в черту города залетело всего-то 183 снаряда, остальные взорвались в окрестностях Парижа. Статистика была бы ещё менее оптимистичной, если бы 29 марта снаряд не попал в церковь St. Gervais, унеся на тот свет 88 человек и искалечив 68. Был от «Колоссаля» и определенный психологический эффект – несколько тысяч французов покинули город, не чувствуя себя защищенными от случайного прилета. Осознав всю бесполезность столь дорогих орудий, немцы вывезли их с оккупированной территории, демонтировали, а всю документацию уничтожили. Не известно, сделали они это от стыда или из соображений секретности, но спустя некоторое время концепция сверхдальнобойных пушек снова овладела мозгами немецких конструкторов. И реализовали они это на гораздо более масштабном уровне.
Автор: Евгений Фёдоров
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх