203 мм гаубица Б-4
203 мм гаубицы большой досягаемости Б-4 были разработаны в 1928 году, а в 1931 г. изготовлены на заводе Большевик. В 1932 году была произведена модернизация, на лафет наложили более длинный ствол, увеличили его прочность, орудие стало называться Б-4М (мощная). Официально 203 мм гаубица была принята на вооружение 10.06.1934 г., производство было начато на заводах «Баррикады» и «Большевик», это были практически различные конструкции, каждый завод адаптировал их чертежи под свои возможности. В 1937 году чертежи унифицировали, привели к одному образцу, и выпуск этих орудий наладил завод «Новокраматорский».
Эти грозные орудия принимали участие в военных действиях на Халхин –Голе и реке Хасан, интенсивно их использовали во время Финской войны 1939-1940 гг. Финны их прозвали «Сталинскими кувалдами», а в наших войсках они получили название «Карельские скульпторы», за то что крушили бетонные сооружения финнов. Они превращали доты в причудливые сооружения из перекрученной арматуры и бетона, которые бойцы в шутку прозвали «Карельскими монументами». Правда, для их изготовления требовалось от 8 до 140 снарядов. Снаряды весили 100-150 кг и крушили стены толщиной до 1,25 м. Заряжание этих орудий производилось с помощью крана или копра. Дальнострельность гаубиц 18 км.
Во время ВОВ их использовали для разрушения фашистских укреплений, стен-крепостей городов Калининграда и Берлина. Транспортировали Б-4 на тракторах «Ворошиловец», «Сталинец», причем ствол отдельно от лафета. Для показа этих орудий на параде Победы с них было снято все навесное оборудование, гаубица была максимально облегчена. Единственный трактор, который был допущен на Красную площадь для их демонстрации, был трактор «Сталинец».
Свежие комментарии