На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Боевая устойчивость обновлённого «Адмирала Кузнецова» на океанском ТВД. Все ли проблемы решит 3С14 УКСК? Часть 1



Так уж сложилось, что ввиду непростого экономического фона и отсутствия должного технического состояния кораблестроительных мощностей в Санкт-Петербурге наше государство не сможет позволить себе серийного производства новых тяжёлых ракетных авианесущих крейсеров проекта 23000Э «Шторм» вплоть до 2019—2020-го годов. Именно тогда 350-метровый стапель «А» ОАО «Балтийский завод» должен получить необходимое техническое оснащение для реализации столь амбициозного проекта, а ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» может быть адаптирована под строительство кораблей c водоизмещением более 80 тыс. тонн. Сегодня же необходимо сосредоточить все усилия на модернизации существующего ТАВКР пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также базирующегося на нём 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП).

МОДЕРНИЗАЦИЯ УДАРНОГО КОМПЛЕКСА ТАВКР «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» ПУСКОВЫМИ УСТАНОВКАМИ 3С14 ДЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ НОМЕНКЛАТУРЫ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ ПОЗВОЛИТ ДОМИНИРОВАТЬ ЛИШЬ НА ОГРАНИЧЕННЫХ МОРСКИХ ТВД

Как сообщило 22 апреля 2017-го года российское информационное агентство ТАСС со ссылкой на источники в ВПК и Минобороны, уже в сентябре этого года наш единственный тяжёлый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов» присоединится к той же модернизационной программе, которая подходит к завершению у тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов». Работы начнутся на одном из стапелей 35-го судоремонтного центра завода (филиала АО ЦС «Звёздочка») в Росляково (близ Мурманска). Их стоимость оценивается примерно в 40 млрд. рублей, а в качестве главной опции заявлено переоборудование противокорабельного/ударного комплекса авианесущего крейсера с дальнобойных тяжёлых ПКР П-700 «Гранит» под широкую номенклатуру крылатых ракет семейства 3М14Т «Калибр-НК» (включая 3-маховую ПКР 3М54Э1 и ПЛУР 91РЭ1), сверхзвуковые противокораебельные ракеты 3М55 «Оникс» и разрабатываемые гиперзвуковые многоцелевые ПКР «Циркон». Процесс модернизации состоит в демонтаже 12 наклонных пусковых установок СМ-233А для ПКР П-700 «Гранит» и установке на их место 36 транспортно-пусковых контейнеров модульного универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 УКСК.

В одной из наших предыдущих статей рассматривалась целесообразность переоборудования многоцелевых атомных ударных подводных крейсеров пр. 949А «Антей» со сверхзвуковых «Гранитов» на дозвуковые «Калибры» и сверхзвуковые «Ониксы». Выяснилось, что субмарины получат огромные преимущества в нанесении массированных дальних ударов стратегическими СКР 3М14К по объектам противника примерно в 2000—2600 км (ведь количество «Калибров» возрастёт в 3 раза, до 72 единиц). В то же время противокорабельные способности уменьшатся. Почему? Как известно, 3М45 «Гранит» при всей своей 7,36-тонной массе и 8,84-метровой длине является узкоспециализированной дальнобойной противокорабельной ракетой с 1,5-маховой подлётной скоростью, встроенным комплексом РЭБ 3Б47 «Кварц» и 4-процессорным искусственным интеллектом, позволяющим формировать группе из 12, 20 или 24 ракет тактически верный ударный наряд даже без корректировки с борта носителя или противолодочного авиационного комплекса. При смешанном профиле полёта «высотный — низковысотный» ударный эшелон «Гранитов» может действовать автономно на дальности до 450—500 км, что является наибольшим показателем дальности в классе существующих сверхзвуковых ПКР (при этом, низковысотный отрезок может достигать более чем 200 км).


Каркас для 8 транспортно-пусковых стаканов СКР/противокорабельных ракет семейства «Калибр» и противокорабельных «Ониксов» и «Цирконов». Данный элемент является основой ПУ 3С14 УКСК


Противокорабельный вариант «Калибра» 3М54Э1 имеет радиус действия лишь 220 км, где сверхзвуковой 3-маховый участок составляет всего 20 км. «Оникс», соответственно, способен действовать на удалении 350 км при смешанном профиле полёта. Из этого легко определить, что выполняющая противокорабельную операцию модернизированная многоцелевая атомная подлодка класса «Антей» вынуждена подходить к АУГ противника примерно на 100—150 км ближе, нежели ранняя модификация с «Гранитами». Это несёт дополнительные риски: к примеру, больший шанс обнаружения гидроакустическими станциями подлодок классов «Вирджиния» или «Лос-Анджелес», сопровождающих АУГ ВМС США, либо РГБ, расставленными противолодочными самолётами P-8A «Poseidon». Но если «Антеям» на океанском театре военных действий подойти незамеченными к штатовской АУГ и атаковать её в 3 раза большим арсеналом «Ониксов» или противокорабельных «Гранитов» будет хоть и сложно, но осуществимо, то провернуть такой же неожиданный ход тяжёлому авианесущему ракетному крейсеру «Адмирал Кузнецов» будет почти невозможно, ведь это огромный надводный корабль, который отслеживается американской разведывательной группировкой спутников и самолётами типа «Rivet Joint» в любых точках планеты.

Требуемая противокорабельная эффективность «Адмирала Кузнецова» с боекомплектом ПКР 3М54Э1 «Калибр» и 3М55 «Оникс» будет достигаться лишь на ограниченных морских театрах военных действий, когда корабельные ударные группировки противоборствующих сторон будут сближаться на дистанцию 250 -350 км задолго до вспышки эскалации. Что касается громадных океанских ТВД, здесь надводное базирование «Калибров» и «Ониксов» не даст серьёзных преимуществ ни авианосцу «Адмирал Кузнецов», ни атомному РКР «Адмирал Нахимов», потому что американские палубные F/A-18E/F смогут начать противокорабельную операцию против нашего флагмана на удалении около 1500 км, используя сотни принимаемых на вооружение противокорабельных ракет LRASM. Радиус действия «Супер Хорнетов» с подвесными топливными баками и противорадиолокационными ракетами AGM-88 «HARM» также достигает 1000 км, по причине чего у наших «заокеанских коллег» гораздо больше возможностей в изматывающей игре против «Адмирала Кузнецова» и его сопровождения даже после оснащения пусковой установкой 3С14 универсального стрельбового комплекса УКСК. Какие меры противодействия у нас имеются?

НЕЗАМЕНИМОСТЬ МНОГОЦЕЛЕВЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В РЕШЕНИИ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ОБЪЯСНЯЕТСЯ НИЗКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ И ЧИСЛЕННОСТЬЮ ПАЛУБНОГО АВИАКРЫЛА И ОТСУТСТВИЕМ ПКР СВЕРХБОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ

Во-первых, это всё те же многоцелевые атомные подводные лодки пр. 949А «Антей», которые смогут сопровождать надводную компоненту нашей АУГ далеко впереди и первыми наносить удар по американским авианосцам, крейсерам и эсминцам. Две подлодки этого класса, К-132 «Иркутск» и К-442 «Челябинск», сейчас проходят переоборудование с наклонных ПУ СМ-225А на транспортно-пусковые контейнера для «Калибров» и «Ониксов». Их суммарный боекомплект ракет составит 144 ед., из которых более половины может приходится именно на противокорабельные варианты ракет 3М54Э1 и 3М55. Этого должно хватить для выведения из строя хотя бы одной американской авианосной ударной группировки.

Во-вторых, это куда более малошумные, нежели пр. 949А «Антей», многоцелевые атомные подлодки пр. 971 «Шука-Б». Данные субмарины могут подходить к западным АУГ на минимальные расстояния, исчисляемые десятками или полутора сотнями километров. После этого в ход могут идти около двух десятков противокорабельных ракет 3М54Э1 «Калшибр-ПЛ», запускаемых из 4 533-мм торпедных аппаратов с глубины около 50 метров. Есть у «Щуки-Б» и продвинутое торпедное вооружение, среди которого можно встретить многоцелевые глубоководные торпеды «Физик» и «Физик-2» (УГСТ/УГСТ-М) с дальностью хода около 50 км. Торпеды поступают на вооружение российских МАПЛ и ПЛАРБ с 2015-го года и оснащаются продвинутой многоэлементной гидроакустической головкой самонаведения. Могут прикрывать нашу АУГ во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и наиболее совершенные в мире многоцелевые субмарины пр. 885 «Ясень». Спектр их торпедного и ракетного вооружения, а также его боекомплект значительно превосходят арсенал подлодок класса «Щука-Б».

Между тем индивидуальные противокорабельные возможности «Адмирала Кузнецова» и его сопровождения (не учитывая вышеуказанных многоцелевых ПЛАРК и МАПЛ), из-за 220-350-километровой дальности противокорабельных «Калибров» и «Ониксов» останутся на крайне низком уровне в сравнении с возможностями штатовской палубной ударной авиации. Воистину «спасительным активом» в данном случае можно считать проект гиперзвуковой противокорабельной ракеты большой дальности 3М22 «Циркон» (ПКРК 3К22). Данные ракеты также унифицированы с транспортно-пусковыми ячейками 3С14 УКСК и позволят «адмиральской» серии флагманов нашего ВМФ наносить массированные удары по корабельному ордеру противника в 7-8 раз быстрее, нежели сегодня позволяют ракеты LRASM, и в 3-4 раза быстрее, чем перспективная франко-британская противокорабельная ракета большой дальности CVS401 «Perseus». Но и здесь есть масса нерешённых вопросов.


Рисунок иллюстрирует подлётный участок траектории перспективной малозаметной противокорабельной ракеты CVS401 «Perseus». С внутренних отсеков вооружения выпущены два малоразмерных высокоточных корректируемых боевых элемента, значительно усложняющих процесс перехвата корабельному ЗРК противника


Так, неизвестны даже примерные сроки поступления ПКР «Циркон» на вооружение Военно-морского флота России; есть лишь оговорка, что это произойдёт не ранее 2020-го года, в то время как для установления паритета с американскими кораблями в осуществлении противокорабельной обороны «Цирконы» необходимы нашей надводной составляющей до 20-го года. Неизвестна и предельно достижимая дальность действия гиперзвуковых 3М22. Одни источники склоняются примерно к 300—500 км, другие же говорят о 800—1000 км. Именно в этом разбеге и может скрываться реальная эффективность «Цирконов» на огромном океанском театре военных действий. Если это всего лишь 500 км, то сохраняется сегодняшняя проблема с превосходством радиуса противокорабельного удара американской палубной авиации ракетами LRASM и «Гарпун» (1300—1700 км против 500 у наших «Цирконов»). Если же дальность «Циркнов» превзойдёт отметку в 1000 км, то и разговор будет совершенно другим. Но, по-видимому, произойдёт это не ранее 2025-го, когда почти все новые штатовские «Иджис»-корабли будут получать более чувствительные и многоканальные РЛС AN/SPY-6 AMDR. Необходимы более простые и быстрые технические решения, которые смогли бы сохранить боевую устойчивость нашей единственной (до 20-х годов) авианосной ударной группировки при противостоянии с противником на обширных океанских ТВД.

Единственной адекватной мерой здесь является скорейшая комплексная модернизация модернизация 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка с упором на кардинальное улучшение ударной компоненты. Основными палубными многоцелевыми авиационными комплексами здесь должны стать тяжёлые истребители Су-33 (Т-10К), точки подвески и БРЭО которых должны быть немедленно адаптированы под использование авиационных вариантов противокорабельных ракет «Яхонт-М» и 3М51 «Альфа». Изначально была проработана противокорабельная конфигурация вооружения Су-33, предусматривающая размещение на центральной подвеске (между мотогондолами) сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-41 (3М80) «Москит», но на практике, в составе 279-го ОКИАП, она так и не была применена. Очевидно, что сейчас данная конфигурация может стать довольно востребованной в нашей палубной авиации.

Отличным качеством многофункционального истребителя Су-33 является большой объём топливной системы в 12100 л, который доводит боевой радиус действия с двумя «Альфами» или одним «Яхонтом-М» на борту примерно до 1200 км. Естественно, что к этому радиусу прибавляется ещё 220 или 450 км. В итоге, получаем радиус эффективного массированного противокорабельного удара палубного ИАП «Адмирала Кузнецова» до 1420—1650 км, что вполне соответствует показателям палубной связки «F/A-18E/F — LRASM» по дальности и превосходит их по способностям прорыва противоракетной обороны «Иджис»-крейсеров и эсминцев за счёт в 3 раза более высокой подлётной скорости и маневренности ракет 3М51 и 3М55 в сравнении с AGM-158C LRASM. Известно, что в нормальной (более-менее мирной) обстановке на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» присутствует всего 10 Су-33. В условиях эскалации палубное авиакрыло морских «Фланкеров» может быть расширено до 14 машин, позволяя наносить удар сразу 28 противокорабельными ракетами. Более того, «Сушки» даже с ПКР на борту примерно на 200 — 250 км/ч быстрее «Супер Хорнетов», а поэтому первые могут выходить на огневые рубежи к вражеской АУГ гораздо быстрее, чем на это место прибудет в 2-3 раза большее количество F/A-18E/F.

Но, к огромному сожалению, на сегодняшний день не наблюдается значительных подвижек в программе обновления бортового радиоэлектронного оборудования и многозадачности палубных тяжёлых истребителей Су-33. Громадный модернизационный потенциал «Тридцать третьих» просто стоит на месте, от чего страдают как престиж нашего авианесущего крейсера, так и боевые качества миниатюрного сегмента палубной авиации. Единственное, что было предпринято за последние несколько лет, это решение о весьма скромной, по современным тактико-техническим критериям, модернизации бортового РЭО. В частности, в радиоэлектронную архитектуру всех Су-33 должны постепенно интегрировать специализированную вычислительную прицельно-навигационную подсистему СВП-24-33 «Гефест», разработанную АО «Гефест и Т». Впервые воплощённая в прицельном комплексе опытного фронтового бомбардировщика Су-24М, многоплатформенная высокопроизводительная компьютеризированная подсистема СВП-24 «Гефест» дала возможность из режима «свободного манёвра» поражать стационарные наземные объекты простыми свободнопадающими авиабомбами с круговым вероятным отклонением (КВО), характерным для таких высокоточных ракет, как Х-29Л/Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр/-ОД. При этом, Су-24М мог избегать захода в радиус действия самоходных зенитно-ракетных комплексов малой дальности, использующих ЗУР с инфракрасной головкой самонаведения.

Аналогичными качествами отличатся и обновлённые Су-33М. В то же время, суммарная функциональность и потенциал в задачах «воздух-корабль/земля» и «воздух-воздух» у самолётов абсолютно не изменятся. Во-первых, в радиолокационной архитектуре истребителей Су-33 по-прежнему сохраняется старая БРЛС Кассегрена Н001К «Меч» с дальностью обнаружения цели с ЭПР 3м2 порядка 115-120 км. Вычислительные средства РЛПК-27К, а именно БЦВМ Ц100 (быстродействие около 180 тыс. операций/с) позволяют станции пеленговать в режиме обзора 24 цели, сопровождать на проходе лишь 10 воздушных целей и захватывать 1 из них. По современным меркам, — это чрезвычайно низкий показатель. Что ещё хуже, по-прежнему отсутствуют: возможность использования управляемых ракет воздушного боя с активными радиолокационными головками самонаведения средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ), а также возможность работы по надводным/наземным в автономном режиме (с помощью собственной РЛС).

Для реализации применения ракет Р-77 в воздушном бою и режима «воздух-поверхность» необходимо оснащение новой БРЛС Н001ВЭП/М и адаптирующей многофункциональной подсистемой СУВ-П-Э, которая основана на более совершенном и высокопроизводительном бортовом вычислителе типа БЦВМ-486-2М. Ядром этого вычислителя является процессор Intel Atom E640T с тактовой частотой 1 ГГЦ, который в 5,5 тыс. раз производительней прежнего Ц100 (аналогичным изделием оснащается МиГ-29UPG для ВВС Индии и Су-27СКМ). Сейчас у Су-33 ничего подобного и близко нет. А теперь представьте себе, что во время выполнения боевой операции им придётся встретиться с американскими «Супер Хорнетами» и «Гроулерами», на борту у которых совершеннейшие средства РЭБ, радары с АФАР AN/APG-79 и сверхдальнобойные ракеты воздушного боя AIM-120D (180 км), размышлять об исходе подобной стычки в боевых условиях как-то не очень хочется.


Управляемая ракета сверхдальнего воздушного боя AIM-120D


Известно, что для компенсации низких возможностей Су-33 в задачах дальнего воздушного боя, а также отсутствия возможности нанесения ударов по поверхностным целям высокоточным оружием, флотом были заказаны 24 многоцелевых палубных истребителя МиГ-29К/КУБ. БРЭО этих машин аппаратно и программно адаптировано для применения ракет «воздух-воздух» средней дальности Р-77 и их более современных модификаций РВВ-СД («Изделие 170-1»), а также многочисленных видов высокоточного оружия (ПКР Х-35 «Уран», Х-31АД, Х-38МТЭ/МАЭ и т.д.), но бортовой радар «Жук-М» по-прежнему построен на базе щелевой антенной решётки, обладающей посредственными энергетическими качествами и не лучшей помехозащищённостью. Дальность действия этой станции по воздушным целям типа «истребитель» находится на уровне Н001К (120 км), что также ограничивает её способности в заблаговременном обнаружении и захвате современных F/A-18E/F со сниженной до 1,5 м2 эффективной поверхностью рассеяния.

Большим преимуществом можно считать лишь возможности работы по поверхностным целям. Не очень обнадёживает и тот факт, что радиус действия МиГ-29К с одним подвесным топливным баком и конфигурацией подвески «воздух-воздух» едва достигает 900—950 км, что не позволит эскортировать тяжёлые Су-33 во всём его операционном радиусе действия в 1200—1300 км, по причине чего последние могут оказаться абсолютно беззащитными перед палубными «Супер Хорнетами» в дальнем бою. В ближнем бою Су-33 на голову превосходят F/A-18E/F, но, как правило, в современном воздушном противостоянии до ближнего боя доходит лишь в крайних случаях. Да и истребительный состав 279-го ОКИАП почти в 3 раза уступает авиакрылу, базирующемуся на борту любого авианосца класса «Карл Винсон» или «Джеральд Форд».

Ситуация складывается совершенно не в пользу нашей авианосной ударной группировки. Разрешить эти непростые вопросы могла бы кардинальная доработка бортового радиоэлектронного облика Су-33 и МиГ-29К/КУБ до соответствия поколению «4++». В частности, Су-33М могли бы полностью унифицировать с поступающими в состав флота Су-30СМ, оснастив первые радарами с пассивной ФАР Н011М «Барс», которые по энергетическим и тактическим возможностям почти не уступают хорнетовским AN/APG-79, а МиГ-29К/КУБ куда более целесообразно оснастить современнейшими бортовыми РЛС с активной ФАР «Жук-АЭ», способными работать на дистанции 200 км. Соответственно, палубные «Сушки» смогут как отрабатывать по наземным объектам и надводным целям тактическими ракетами семейства Х-59МК/МК2, «Яхонтами-М» и «Альфами», так и выполнять операции по установлению воздушной зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра с помощью современных ракет класса «воздух-воздух» РВВ-СД.

Но, как мы видим по наблюдающейся тенденции модернизации Су-33 лишь обычными вычислительными подсистемами навигации и бомбометания СВП-24-33 «Гефест», о перспективном опциональном пакете обновления для единственных наших тяжёлых палубных истребителей остаётся только мечтать, как, собственно, и о возобновлении великолепного проекта Су-33КУБ, для которого должны были разработать высокопроизводительный процессор с частотой несколько десятков гигагерц. Пока же воздушная компонента нашей авианосной ударной группировки не имеет возможности ни полноценно поддержать противоракетный потенциал ордера, ни расширить радиус противокорабельной обороны. К тому же, в качестве средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» используется вертолёт ДРЛО Ка-31 с подфюзеляжной вращающейся РЛС Э-801 «Око». Мало того, что вертолёт обладает ограниченными радиусом действия (340 км) и рабочей скоростью полёта (около 150 км/ч), РЛС Э-801 имеет низкий энергетический потенциал, реализующий дальность обнаружения и сопровождения целей типа «противокорабельная ракета» порядка 60-70 км и типа «истребитель» — 120-160 км; пропускная способность достигает 20 одновременно сопровождаемых трасс целей, чего в современных условиях крайне недостаточно. Характеристики вертолётного комплекса РЛДН Э-801 «Око» уступают указанным в тактико-техническом задании параметрам самолёта Як-44 в 2,5 раза по дальности обнаружения, в 65 раз по пропускной способности и в 5 раз по радиусу действия. Вот такая неблагоприятная ситуация.

Продолжение следует…
Автор: Евгений Даманцев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх