На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nikolay Zakharov
    Судя по его высказываниям,набивает цену для своей страны у Евросоюза на содержание,чем больше "тявкает",тем больше по...Эстония планирует...
  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...

«Если повезут мусор, народ готов взяться за оружие»

Николай Медведев

Как случилось, что название заброшенной железнодорожной станции «Шиес» в Архангельской области стало символом экологического сопротивления: активисты из Поморья рассказали Интернет-порталу «Readovka.news» о попытках провокаций против них, о запрете на оружие и о тройной «продаже» больницы

Урдома — небольшой рабочий поселок с чуть более 4 тыс. жителей в Ленском районе Архангельской области, в нескольких километрах от границы республики Коми и в 34 километрах от будущего полигона ТБО. Населенный пункт стал общероссийским эпицентром мусорной проблемы, здесь уже больше полугода продолжается противостояние между противниками экотехнопарка «Шиес» (так официально называется проект) с одной стороны, и московскими инвесторами и правительством области — с другой.

После волны «мусорных бунтов» в Подмосковье в 2017 году, самым резонансных из которых стали акции возле полигона «Ядрово» под Волоколамском, президент Владимир Путин распорядился свалку закрыть, а отходы предложил возить подальше от мест постоянного проживания людей. Москве, лишившейся нескольких крупных помоек, стало некуда девать свой мусор. Чтобы разобраться с проблемой кардинально, на этой волне в правительстве придумали новую систему утилизации твердых коммунальных отходов. Официально страна перешла на нее с 1 января. Предполагается, что в перспективе большая часть отходов должна перерабатываться, а меньшая — захораниваться. Это в будущем. Пока же все россияне получили солидную прибавку к коммунальным платежам за услугу по вывозу мусора, а жители Урдомы — еще и небезопасную, по их мнению, стройку под боком.

Мусорная арифметика

Столица, по разным данным, ежегодно производит от 10 млн до 13 млн тонн бытовых отходов.

«В результате без учета мусора, оставшегося в пределах Москвы после сортировки, каждый год за МКАД приходится вывозить больше 6,6 миллиона тонн твердых бытовых отходов (ТБО). За последние годы были открыты два полигона во Владимирской области и по одному в Тульской и Смоленской, но по документам они могут принимать только до 910 тысяч тонн мусора в год. Остается еще минимум пять миллионов тонн мусора. Для вывоза такого объема ежедневно нужны примерно 940 самосвалов», — писала «Медуза».

Некоторые из губернаторов, например, тверской, отказались принимать московский мусор. А архангельский — нет. «Пилотным проектом» должен стать мусорный «кластер» в Поморье, в Шиесе.

Технологии на острие прогресса

Диалог с местными жителями у строителей как-то сразу не задался. В июле прошлого года местные случайно увидели, что возле Шиеса рабочие вырубают лес. На расспросы они не отвечали,пришлось вызывать полицию. Из составленного участковым рапорта стало ясно, что здесь планируют полигон для московского мусора.

Через какое-то время, поняв, что информационный вакуум вокруг строительства на станции Шиес не идет на пользу проекту, власти бросились тушить «пожар». Попытались провести встречу с населением, но презентация проекта была встречена негативно. Позже устроили «фейковое» собрание, на которое «забыли пригласить» жителей Урдомы.

Из скудных данных, которые преданы огласке, вырисовывается следующая картина. В рамках«Экотехнопарка «Шиес» планируется строительство полигона для размещения брикетированного мусора. При этом способе хранения мусор измельчается, прессуется в брикеты, каждый из них упаковывается в пластик. Якобы, это ноу-хау широко применяется на Западе и не несет вреда экологии. Объем инвестиций в проект — 10,5 млрд рублей, появится 500 новых рабочих мест с зарплатами по 44 тыс руб. Для строительства планируют вырубить 300 гектаров леса. Мощность полигона — 10,5 млн тонн мусора в течение 20 лет.

Также инвестор обещает вложиться в ремонт и модернизацию объектов инфраструктуры, ЖКХ и социальную сферу близлежащих населенных пунктов. В самой Урдоме предполагается строительство новой больницы, в крупном селе Яренск — школы. В результате обещают серьезный рост качества жизни местного населения. Всего инвестиции в социально-экономическое развитие региона в рамках соглашения между правительством Москвы и правительством Архангельской области составят 6 млрд рублей в течение трех лет, в том числе для Ленского района — 1,5 млрд.

Попутно развернулась кампания в местных СМИ по дискредитации активистов и обелению проекта экотехнопарка, чтобы сместить в общественном сознании акценты с «психоза по поводу ухудшения экологии родных болот» на «назревшую необходимость высокотехнологичной переработки мусора».

«Жители Поморья приходят к пониманию того факта, что экотехнопарк «Шиес» — это не привычная свалка, а современный высокотехнологичный объект по обращению с ТКО нового поколения», — написало агентство Руснорд в конце января.

Однако градус противостояния не снижается. Наоборот.

«Север — не помойка»

Власти уверяют, что против проекта выступает кучка активистов, а большинство населения — за. Но факты говорят о другом. Ситуацией озабочены не только жители Урдомы, но и всей Архангельской области и соседних регионов. В декабре и феврале массовые акции протестапротив того, что местные жители называют «экологическим геноцидом», собрали около 30 тысяч человек. Архангельский губернатор Игорь Орлов предпочел их проигнорировать. Третья масштабная акция запланирована в преддверии Арктического форума, который состоится 9-10 апреля 2019 года в Архангельске.

Фирма «Фокус» проводила в начале февраля социологические исследования. По их сведениям 96,6 опрошенных проголосовали против строительства экотехнопарка «Шиес», — говорит член инициативной группы «Чистая Урдома» Сергей Якимов. — Люди обозлены. Не сразу все стали против. Все эти слова губернатора в адрес протестующих, это вранье, которое лилось по поводу активистов, что протесты финансируются из-за рубежа... Такое ощущение,что дразнили, и до такой степени додразнились, что 96 процентов стало против.

Результаты опроса, проведенного Центром социальных измерений «ФОКУС» среди жителей Архангельской области. Из 4021 участников 96,6 процента заявили,что выступают против экотехнопарка на станции Шиес.

Экологическая бомба

На одном из совещаний были озвучены результаты комплексных инженерных изысканий в районе железнодорожной станции Шиес. Местные СМИ цитируют заместителя гендиректора АО «Мосводоканал НИИпроект» Георгия Перельштейна:

«С августа до ноября 2018 года мы проводили на территории Экотехнопарка «Шиес» все необходимые инженерные замеры и изыскания. Полевые работы, которые проводились аккредитованными предприятиями Архангельской области показали, что факторов, которые бы могли препятствовать возможной реализации проекта не выявлено», — заявил заместитель генерального директора АО «Мосводоканал НИИпроект Георгий Перельштейн.

Однако Сергей Якимов обратил внимание на несколько принципиальных моментов. Докладчик говорил о том, что проведено пробное бурение на 15 га (притом что общая площадь выделенной под полигон земли — несколько сотен га), и исследователи не увидели препятствий для строительства объекта. А поскольку произносилось это на фоне баннера экотехнопарка «Шиес», многие поняли, что речь идет о полигоне.

«Если послушать внимательно докладчика, то эти инженерные изыскания доказали пригодность местности к размещению объекта. Речь не о том, что данный проект не будет вредить экологии, а о том, что природа не создаст угрозы этому объекту. А представили это так, что все, экологическая экспертиза дала положительное заключение», — сказал«Реадовке» Сергей Якимов.

Активист Николай Викторов говорит: чтобы оценить степень вреда, нужно понимать, что конкретно здесь будет. А документов на строительство никто не видел. Вся информация озвучивается чиновниками, представителями подрядчика или содержится в презентациях.

Участвующий в борьбе против полигона активист из республики Коми Виктор Вишневецкий сказал «Реадовке»:

— Строительство полигона опасно как для жителей Архангельской области, так и нашего региона. То, что я видел, — вырубленный лес, который не восстановить и за полвека, и болота, на которых строительство подобных объектов запрещено, невосполнимый вред фауне этой местности. Территория находится на возвышенности, множество ручьев с корой стекает в реку Вычегда, а она, в свою очередь, впадает в Северную Двину. Токсичные вещества, попав в воду на Шиесе, могут добраться по рекам до Белого моря.

Обстановка накалена

Несмотря на отсутствие проекта, государственной экологической экспертизы и общественных слушаний, стройка продвинулась достаточно далеко. Здесь вырубили более 30 гектаров леса,отсыпали территорию песчано-гравийной смесью, уложили плиты, установили несколько ангаров и собрали из вагончиков двухэтажное общежитие для рабочих.С конца июля 2018 года работы продолжались круглосуточно семь дней в неделю, не останавливались даже в новогоднюю ночь. Подрядчик — ООО «Технопарк», учрежденное департаментом ЖКХ правительства Москвы в июне 2018 года.

Видя, что митинги и обращения в органы власти не помогают, 22 февраля активисты заблокировали дорогу, по которой на стройку возят топливо.

Николай Викторов рассказал «Реадовке», что в ночь на 1 марта около 15 крепких молодых людей в масках на машинах с замазанными номерами попытались прорваться на стройку. Быстро собрались порядка 60 урдомчан, которые помогли «блокпосту» отбиться. 3 марта была предпринята новая попытку прорвать «оборону», причем некоторые из провокаторов были вооружены.

Наши люди живут в лесу в палатках, блокируя дорогу. Чтобы собратья и доехать туда за 30 километров, нужно 30-40 минут. Охрана стройки нас постоянно провоцирует, но мы стараемся делать видеозапись, чтобы защититься от произвола. У нас нет единого руководителя, единого центра, мы координируемся через соцсети, по мобильной связи. Довольно большое количество людей вовлечено в этот процесс. В том числе поэтому движение получило такой размах: власти не могли понять, кто лидер. Нельзя просто выбить кого-то, чтобы это все успокоилось. Административное давление на активистов поначалу пытались применять. Но на сегодняшний день такое мощное движение, что это бесполезно. Если, не дай бог, кто-то начнет какие-то преследования, ответ будет адекватный, — сказал Николай Анатольевич «Реадовке».

Он отметил, что среди активистов действует неформальный запрет на оружие. Среди местных жителей много охотников, и чтобы не «дразнить гусей», стволы должны находиться дома под замком. Обстрел самосвала, спиливание электроопор, подброшенные на дорогу металлические«ежи», о которых сообщали СМИ, наш собеседник считает делом рук провокаторов,заинтересованных в обострении ситуации.

Общее количество работников на стройке от 100 до 200 человек: сложно сказать, сколько конкретно — работа шла в две смены. Из них порядка 20 из местных: 50 тысяч — зарплата по меркам провинции очень высокая. Активисты говорят, что стараются эту тему не педалировать,мало ли у кого какие жизненные обстоятельства. Но очереди из желающих устроиться на стройку нет — в целом это здесь не приветствуется.

Местных жителей не прельщают ни 500 обещанных рабочих мест на полигоне, ни перспективы развития социальной инфраструктуры. Как нам рассказали, при прокладке очередной нитки газопровода через поселок, «Газпром» обещал построить здесь больницу. Губернатор использовал это в агитации на своих выборах, потом — на выборах депутатов. Но в итоге что-то не срослось и эти планы не были реализованы.

— А теперь нам пытаются «продать» эту больницу в третий раз, — недоумевают урдомчане.

Немного оптимизма

Активисты считают проект «Шиес» пробным шаром. Если властям удастся «продавить» ситуацию,то подобные «мусорные оазисы» будут появляться и в других регионах.

«Почему появился девиз «Шиес — наш Сталинград»? — рассуждает Николай Викторов. — Если этот полигон удастся протолкнуть, то же самое будет по всей стране. Сегодня проекты меньших масштабов реализуются в Костромкой области, Ярославле, куда мусор напрямую возят на машинах. Если построят полигон здесь, его за несколько лет завалят, и такие же свалки будут строить по всей стране. Поэтом очень важно остановить это строительство. Это вопрос не только нашего региона, это вопрос вообще глобальный».

Контролирующие органы чаще всего на запросы протестующих отвечают отписками. Но Северо-Западное управление Ростехнадзора посчитало строительство незаконным и обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО «Технопарк» к административной ответственности по ч. 1 статьи 9.5 КоАП за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство. 6 марта началось заседание арбитража по этому вопросу, которое было отложено до 13 марта. Ранее МВД возбудило уголовное дело в связи с незаконной вырубкой леса вблизи станции Шиес, а 5 марта предприниматель Борис Сидоров, занимавшийся снабжением на строительстве полигона, задержан полицейскими в Урдоме, возможно, по делу о незаконной рубке леса. Такое развитие событий внушает в протестующих некоторый оптимизм.

«Нужно людям сказать спасибо, что народ наш разумен и терпелив, — говорит Николай Анатольевич. — Но если мусор все-таки повезут, не исключено, что кто-то возьмется за оружие. Сейчас, вроде, появилась надежда. Реализуется принцип, который заложен в Конституции: власть осуществляет народ. Люди решили, что этой стройки не должно быть. Не какие-то политические организации, не какой-то комитет. Народ блокирует эту стройку,помогая прокурорам и другим контролирующим органам выполнять их функции».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх