На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...
  • tatyanadavydkina
    Вот когда Алиев с Эрдоганом своими рученьками вцепятся им в горло вот тогда и посмотрим.Зачем Россия выво...
  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...

Артиллерия. Крупный калибр. Как приходит бог войны



Об артиллерии сегодня говорить очень сложно. Если по-простому, то есть Широкорад, да и те, кто интересуется вопросами артиллерии, прекрасно знают имена других российских и зарубежных историков артиллерии. Это в частностях. Обзорные вещи делать проще, да и статьи такие хороши именно тем, что толкают читателей к самостоятельному поиску материала, к самостоятельным выводам. В конечном итоге — к формированию собственного взгляда на тему статьи.

Но случилось так, что сразу несколько читателей подняли достаточно интересный вопрос о тяжелых орудиях в русской армии до и во время Первой мировой войны.

Артиллерия. Крупный калибр. Как приходит бог войны


Как могло случиться так, что Россия "прозевала" усиление значения именно тяжелых орудий в начале 20 века? И как получилось так, что советская Россия оказалась в числе мировых лидеров по производству таких орудий перед Второй мировой?

Мы попробуем ответить на оба этих вопроса, тем более, что ответы таят в себе несколько интересных моментов.

На самом деле все было весьма и весьма закономерно!

Для понимания того, что представляла собой артиллерия России, необходимо четко представлять структуру артиллерийских частей и подразделений. В 1910 году была принята организация российской артиллерии.

Итак, деление артиллерии:

— Полевая, предназначенная для обеспечения боевых действий сухопутных (полевых) войск. Включала в себя легкую и конную, горную и конно-горную, гаубичную и полевую тяжелую.

— Крепостная, предназначена для обороны крепостей (сухопутных и береговых), портов и рейдов.

— Осадная, предназначена для разрушения крепостных стен, разрушения укреплений противника и обеспечения наступления сухопутных войск.

Как видите, наличие тяжелых орудий, вроде бы обязательно. Даже в категории полевых орудий.

Но почему же тогда мы встретили войну практически безоружными в этом смысле? Согласитесь, 122-мм полевая гаубица образца 1909 года (дальность стрельбы до 7 700 м), 152-мм полевая гаубица образца 1910 года и 152-мм осадная пушка образца 1910 года, для армии такой страны, как Россия, маловато. Более того, если следовать "букве закона", из трех орудий калибром больше 120 мм, только 152-мм можно "законно" отнести к тяжелой артиллерии.


Осадная пушка 152-мм


Виновными в том, что тяжелая артиллерия исчезла в начале века из русской армии, нужно считать генералов Генерального штаба. Именно Генеральный штаб активно разрабатывал идею быстрой, маневренной войны. Но это не русское изобретение. Это французская доктрина войны, для которой наличие большого количества тяжелых орудий не обязательно. И даже вредно из-за сложностей при маневрировании и смене позиций.

Стоит напомнить, что Франция в начале 20 века была законодательницей военной моды, и с Францией Российская империя союзничала. Так что – все закономерно.

Именно эта концепция, а также явное отставание российской тяжелой артиллерии от современных образцов в других армиях мира, привела к тому, что существовавшая тогда осадная артиллерия была расформирована.

Орудия первой половины 19 века отправлялись на склад, либо в крепости. Считалось, что для новой войны будет достаточно 152-мм орудий. Более крупный калибр утилизировался или отправлялся на хранение.

Вместо осадной артиллерии должны были подразделения тяжелой армейской артиллерии. Но... Современных орудий для этих формирований не оказалось!

На начало войны (1 августа 1914 года) русская армия имела 7 088 орудий. Из них гаубиц — 512 штук. Кроме уже перечисленных тяжелых орудий были и другие разработки.

152-мм осадное орудие (упомянутое выше) — 1 штука.

203-мм гаубица обр. 1913 г. — 1 штука.

Опытные образцы. Можно смело считать, что на начало войны в армии из тяжелых орудий была только 152-мм гаубица.

Ещё более удручающую картину мы увидим, если посмотреть документы по производству боеприпасов. На 107-мм пушки и 152-мм гаубицы было произведено по 1 000 штук снарядов на орудие. 48% от требуемого объема. Но зато, план по производству снарядов к 76-мм пушкам был перевыполнен больше чем в 2 раза.

Нельзя обойти вниманием и организацию русских сухопутных войск. Именно с точки зрения артиллерии.



В пехотную дивизию входила артиллерийская бригада в составе двух дивизионов, каждый из которых состоял из 3-х батарей 76-мм легких пушек. 48 орудий в бригаде. Начальники артиллерии, основные организаторы действия артиллерии в бою, не были предусмотрены в штатах вообще. Армейский корпус (две пехотных дивизии) имел дивизион 122-мм легких гаубиц (12 орудий).

Путем несложных математических действий мы получаем страшные цифры обеспеченности артиллерийскими орудиями русской армии. Армейский корпус имел всего 108 орудий! Из них 12 гаубиц. И ни одного тяжелого!

Даже простой математический подсчет ударной мощи армейского корпуса показывает, что реально это соединение не обладало необходимой не только оборонительной, но и наступательной силой. И сразу же высветился ещё один важнейший просчет наших генералов. 12 гаубиц на корпус говорит о недооценке орудий для ведения навесного огня. Легкие гаубицы есть, а мортир не было вообще!

Итак, переход к позиционной войне показал недостатки русской армии. Орудия для настильного огня не могли обеспечить подавление вражеской пехоты и огневых средств при наличии развитой позиционной системы. Глубоко эшелонированная оборона отлично обороняла от пушек.

Пришло понимание того, что мортиры и гаубицы просто жизненно необходимы. Причем, орудия необходимы повышенной мощности. Противник не только использует естественные препятствия, но и строит серьезные инженерные сооружения.

Так, на второй линии обороны немцы строили для укрытия пехоты блиндажи глубиной до 15(!) метров! Пушки или легкие гаубицы тут просто бессильны. А вот тяжелые гаубицы или мортиры вполне справятся.


203-мм гаубица образца 1913 года


Вот тут всплывает ответ на один важный даже сегодня вопрос. Универсальное орудие! Мы, когда писали об универсальных орудиях, уверовали в необходимость таких орудий. Но! Ни один "универсал" не сможет превзойти "узкого специалиста". А значит, необходимы все виды артиллерии.

Командование русской армии быстро усвоило уроки первых месяцев войны. В 1915-16 годах, на основе боевого опыта, в России было разработано несколько артиллерийских систем — 203-мм гаубица образца 1915 года, 280-мм мортира образца 1914- 1915 годов и 305-мм гаубица образца 1916 года. Правда выпущено их было совсем немного.

К январю 1917 года Генеральный штаб русской армии создал Тяжелую артиллерию особого назначения (ТАОН), или «48-й корпус». В состав ТАОН входило 6 бригад с 388 орудиями, самыми мощными из которых были новые, 120-мм дальнобойные пушки, 152-мм береговые пушки Канэ, 245-мм береговая пушка, 152 и 203-мм. гаубицы и новые 305-мм гаубицы Обуховского завода образца 1915 года, 280-мм мортиры.


305-мм гаубица образца 1915 года


Первая мировая война показала командирам и военным инженерам необходимое и достаточное соотношение артиллерии, пушек и гаубиц (мортир). В 1917 году на 5 пушек приходилось 4 гаубицы! Для сравнения, в начале войны цифры были другие. На две пушки одна гаубица.

А в целом же, если говорить именно о тяжелой артиллерии, в конце войны русская армия имела в своем составе 1430 тяжелых орудий. Для сравнения: немцы имели 7862 орудия. Даже воюя на два фронта, цифра показательна.

Именно эта война сделала артиллерию важнейшим фактором любой победы. Богом войны!

И подтолкнула советских инженеров к активной работе по конструированию и созданию действительно "божественного" оружия.

Понимание важности тяжелой артиллерии и возможность ее создания – вещи реально разные. Но в новой стране это прекрасно понимали. Ровно так же пришлось поступать и с танками, и с самолетами – не можешь создать сам – скопируй.

С орудиями было проще. Имелись российские (вполне хорошие) модели, имелись в огромном количестве импортные системы. Благо, затрофеили их много, как захватив на полях Первой Мировой, так и во время интервенции, а также благодаря тому, что вчерашние союзники по Антанте активно снабжали военной техникой Юденича, Колчака, Деникина и прочих.

Были и официально приобретенные орудия, как, например, вот такая 114-мм гаубица от фирмы «Виккерс». О ней мы расскажем отдельно, как и обо всех орудиях, калибром от 120-мм и выше.


114,3-мм скорострельная гаубица "Виккерс" образца 1910 года


Кроме этого, в РККА попали гаубицы, находившиеся по разные стороны фронта: Круппа и Шнейдера. Производством крупповской модели занялся Путиловский завод, а производством модели фирмы Шнейдер – Мотовилихиский и Обуховский заводы. И два этих орудия стали опорной базой для всего дальнейшего развития тяжелой артиллерии.


122-мм гаубица образца 1909 года



152-мм гаубица образца 1910 года


В Советском Союзе понимали: без хлеба никак, без пушек тоже. Поэтому покончив с хозяйственными вопросами, именно Сталин занялся обороной. 1930-й год можно назвать отправной точкой, потому что именно в этом году начались огромные преобразования в армии и на флоте.

Коснулось это и артиллерии. «Старушки»-гаубицы были модернизированы. Но это было только начало. Англичанки, немки и француженки стали участницами экспериментов советских оружейников, целью которых было получение пригодных и современных артсистем. И, надо сказать, зачастую успех сопутствовал нашим инженерам.

Мы опишем подробно и в красках истории создания и службы практически всех наших орудий крупного калибра. История создания каждого – отдельный детектив, поскольку авторы даже не предполагали такого вообще. Этакий «Кубик Рубика» от разработчиков-артиллеристов. Но – интересно.

Между тем, пока в КБ шла работа по проектированию новых орудий, структура артиллерии РККА претерпела весьма заметные изменения.

Парадокс, наверное, но – в лучшую сторону. Еще в 1922 году началась военная реформа в армии, которая к 1930 году дала первые плоды и результаты.

Автором реформы и исполнителем был М. В. Фрунзе, человек, который мог стать не только выдающимся полководцем, но и практиком построения армии. Увы, его ранняя смерть не позволила это сделать. Работы по реформированию РККА, начатые Фрунзе, завершал К. Е. Ворошилов.


М. В. Фрунзе



К. Е. Ворошилов


Мы уже рассказывали о «полковушке», 76-мм полковой пушке, которая появилась в 1927 году. Эпохальное орудие, и не только выдающимися ТТХ. Да, пушка стреляла на 6,7 км, при том, что весила всего 740 кг. Небольшой вес делал орудие весьма мобильным, что шло на благо и давало возможность артиллеристам тесно взаимодействовать с подразделениями стрелкового полка.

Кстати, в это же время в армиях других стран полковой артиллерии не было вообще, а вопросы поддержки решались выделением из состава дивизионной артиллерии орудий поддержки пехоты. Так что в этом вопросе, специалисты РККА утерли нос Европам. И, Великая Отечественная только подтвердила правильность пути организации полковой артиллерии.

В 1923 году была создана такая единица, как стрелковый корпус. Одномоментно была решена задача по введению в состав РККА корпусной артиллерии. Каждый стрелковый корпус получал в свой состав помимо полковой артиллерии, тяжелый артиллерийский дивизион, вооруженный 107-мм пушками и 152-мм гаубицами. Впоследствии корпусная артиллерия была переформирована в тяжелые артиллерийские полки.

В 1924 году получила новую организацию дивизионная артиллерия. В начале в состав стрелковой дивизии был введен артиллерийский полк двухдивизионного состава, как в русской армии, затем количество дивизионов в полку было увеличено до трех. При тех же трех батареях в дивизионе. Вооружение дивизионной артиллерии составляли 76-мм пушки образца 1902 года и 122-мм гаубицы образца 1910 года. Количество орудий выросло до 54 единиц 76-мм пушек и 18 единиц гаубиц.

Организационная структура артиллерии РККА на начало Великой Отечественной войны будет рассмотрена отдельно, поскольку это довольно серьезное исследование, особенно в сравнении с артиллерией Вермахта.

В целом же сегодня принято говорить об отставании РККА от армий европейских стран в 30-е годы прошлого века. Это справедливо для некоторых родов войск, но артиллерия в печальный список точно не входит. Если рассмотреть пристально артиллерию крупнокалиберную, полевую, противотанковую, зенитную, то здесь вскроется множество нюансов, свидетельствующих в пользу того, что артиллерия Красной армии была не просто на определенной высоте, а как минимум не уступала ведущим армиям мира. А во многом и превосходила.

Дальнейшие материалы на эту тему будут посвящены тому, чтобы доказать это утверждение. Бог войны у РККА был.
Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх