На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Грузовой автомобиль ГАЗ – АА (экспозиция технического музея ВАЗа)

 

Грузовой автомобиль ГАЗ – АА (полуторка).

Выбор Нижнего Новгорода в качестве места строительства нового автозавода, гигантского по масштабам того времени, был сделан не случайно.

В Нижнем Новгороде имелась достаточно развита металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы; можно также было обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, Нижний Новгород уже тогда являлся крупным железнодорожным узлом, находящимся к тому же на слиянии двух крупных судоходных рек – Волги и Оки.

Первоначальный эскизный проект автозавода было поручено выполнить Гипромезу и тресту Металлстрой. Однако советские специалисты еще не имели опыта автомобилестроения, особенно крупномасштабного. Поэтому было решено обратиться к частным фирмам США, куда 31 мая 1929 года выехала правительственная комиссия.

Выбор пал на компанию Форда. Он тоже был не случайным. В то время не существовало фигуры известной более, чем Генри Форд, заводы которого выпускали в 1922 году каждый 2 – ой автомобиль на планете, в том числе три из пяти в США. Его модели, начиная со знаменитой «Форд-Т», завоевали популярность своей простотой, надежность и дешевизной. Компания Форда обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультации в строительстве автозавода; в организации производства легковых и грузовых машин, разрешался и доступ на американские заводы советских специалистов и практикантов, в количестве 50 человек ежегодно.

В качестве базовых моделей для производства на новом заводе были определены: легковой автомобиль «Форд-А», и полуторатонные грузовики «Форд-АА», к тому времени уже широко известные в разных странах мира и хорошо себя зарекомендовавшие. Ждать вступление в строй основного завода не стали. В 10 километрах от Нижнего, в Канавине, на заводе «Гудок Октября» установили сборочный конвейер. По договору с Фордом из США через Мурманск поступали сюда узлы и детали. 1 февраля 1930 г. в автосборочном цехе смонтировали первые 10 грузовиков «Форд-АА», а в конце 1931 года наладили выпуск трехосок «Форд-Тимкен». Сборка автомобилей из импортных агрегатов и узлов на этом заводе осуществлялся в течении 1929-1931 гг.

Тем временем автогигант готовился к пуску. Во второй половине января 1932 года были освоены блок мотора, коленчатый вал; наладив мощный пресс, отштамповали первые 100 лонжеронов автомобильных рам. Поскольку от смежников еще не поступала в достаточном количестве листовая сталь, кабины изготовляли из фанеры.

29 января 1932 года с конвейера сошел первый грузовой автомобиль Нижегородского автомобиля НАЗ – АА. К концу года завод ежедневно выпускал по 60 грузовиков, освоил производство легковых автомобилей ГАЗ – А.

Новое имя автомобиль получил с октября 1932 года, когда Нижний Новгород переименовали в Горький, изменил название и автозавод.

Первые автомобили ГАЗ – АА были сделаны по чертежам компании Форда. Однако конструктора завода критически подошли к чертежам Форда. Внесли свои изменения: усилили картер сцепления, рулевой механизм, установили воздушный фильтр и т.д. В 1930 г. по советским чертежам была спроектирована грузовая платформа.

При всей своей простоте ГАЗ-АА был технически достаточно совершенен.

На ней устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см³ и мощностью 42 л. с. (при 2600 об/мин.), однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска зависимая: передние колеса – на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузку на раму; задние – на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов. Рабочий тормоз (ножной) - имел механический привод. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин. Бензобак устанавливался перед передней стенкой кабины. Топливо из него поступало в карбюратор самотеком. Запас хода по топливу составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля равнялась 1,5 тонны (отсюда и его прозвище – полуторка) при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг.

В предвоенный период сборка грузовиков ГАЗ – АА производился так же на заводе им. КИМа и в Москве – будущем АЗЛК.

В 1938 г. двигатель машины форсировали, повысив его мощность до 50 л. с.. Подверглись изменению и некоторые другие узлы: крепление задних рессор, например. В остальном грузовик остался прежним. Эта машина получила обозначение ГАЗ – ММ и собиралась уже в Ростове–на- Дону из деталей поступавших с головного завода.

Автомобили ГАЗ – АА и ГАЗ – ММ послужили основой для создания целого семейства автомобилей различного назначения. Еще в Канавине в 1932 г. собирался автобус на 16 мест ГАЗ – 03-30. В 1934 г. начался серийный выпуск трехосных грузовиков ГАЗ – ААА, в значительной степени унифицированных с двухосной базовой моделью. Кроме этого, на базе шасси ГАЗ – АА выпускались бензозаправщики, автофургоны, санитарные и многие другие автомобили специального назначения. В целом в конце второй пятилетки ГАЗ производил 68,3% от всех автомобилей в СССР.

Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. Они выполняли самые разнообразные задачи, от перевозки людей, грузов, транспортировки орудий на передовой, а так же служили шасси для РСЗО.

По состоянию на 20 июня 1941 года в армии насчитывалось 151 000 автомобилей ГАЗ – АА и ГАЗ – ММ.

Во время ВОВ противник отчетливо понимал, что завод ГАЗ является одним из ведущих в снабжении Армии техникой различного назначения. Поэтому в середине 1943 г., в дни подготовки наступления на Курской дуге, с 4 по 5 июня фашистская авиация совершила на него 25 налетов, в результате которых предприятие понесло значительный ущерб, нарушился поточный производственный цикл. Но, несмотря на бомбежки, выпуск оборонной продукции. В том числе и полуторок продолжался. К восстановительным работам были привлечены рабочие с других предприятий. Уже 18 августа работали все цеха, а к 28 октября завод восстановили полностью.

Всего за годы войны автозавод изготовил 102,3 тысяч автомобилей всех типов.

10 октября 1949 года с конвейера ГАЗа сошли последние полуторки ГАЗ – ММ, а в 1950 году закончил их выпуск и Ульяновский автозавод, выпускавший их с 1947 год.

В нашей экспозиции выставлен автомобиль, прошедший долгими дорогами военной поры. В первоначальном варианте наша «полуторка» была пожарной, во время ВОВ эта машина принимала участие в тушении пожаров в Москве, затем, в 50-е годы, на ней был установлен бортовой кузов, и машина была передана в автошколу ДОСАФ для подготовки водителей. После списания она находилась в Москве, в подвале одного из домов, недалеко от Таганки.

В 1983г. эта машина была приобретена Дунаевым Святославом Николаевичем у частных лиц. Машина была в плачевном состоянии, без документов и не на ходу. После капитальной реставрации, начиная с 1984 г., машина принимала участие во всех парадах старых автомобилей в Москве и других городах России.

Участвовала в съемках документальных и художественных фильмов отечественных и зарубежных киностудий. Вот некоторые из них:

"Хрусталёв, машину", (реж. Алексей Герман), "Ленфильм",

"Отпуск по ранению или брызги шампанского", (Станислав Говорухин), "Мосфильм",

"Алые вишни», киностудия им. Горького,

"Пилоты", киностудия Чехословакии,

"В круге ближнем", реж. Андрей Кончаловский,

"Утомленные солнцем", реж. Никита Михалков, "Мосфильм".

Номер на заднем борту АГ 12-04, писал сам Н. Михалков. Снималась машина и в телепередачах:

"А, ну-ка, девушки",

"Автоледи",

в рекламе водки "Белый орел", реж. Громов.

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/5-gaz-aa

Картина дня

наверх