На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Попова
    Туркменов из страны не выпускают. Добавьте к своему списку узбеков, киргизов."Чиновники и депу...
  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. В США возмутились тем, что на принадлежащих им территориях устраиваю...КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА...
  • Владимир Дегтярев
    Эти земли завоёваны  Петром I  и  уплачены деньги Шведам, земли вернуть в Русь, чухонцев вернуть шведам!!!!Андрей Элксниньш:...

Зенитные ракеты Третьего рейха: чудо-оружие или растрата ресурсов?

 
Еще в начале Второй мировой войны нацистская Германия озаботилась созданием перспективных зенитных средств разного рода. С определенного времени вместе с другими изделиями разрабатывались и перспективные зенитные управляемые ракеты. Однако ни один проект подобного рода так и не удалось довести до полноценной эксплуатации. Даже самые удачные образцы ЗУР немецкой разработки не смогли продвинуться дальше полигонных испытаний.

Несмотря на отсутствие реальных результатов, ранние германские проекты зенитных ракет представляют большой интерес. В частности, возникает вопрос: насколько эффективным могло бы быть такое оружие при успешном завершении работ? Из него прямо вытекает другой вопрос, связанный с возможным влиянием такого оружия на общий ход войны. Разберемся, насколько опасными были немецкие ЗУР и как они могли повлиять на итоги Второй мировой.
 

Смелые проекты


Самый первый германский проект зенитной ракеты стартовал в 1940 году и остался в истории под названием Feuerlilie («Огненная лилия»). От ряда научно-исследовательских и проектных организаций требовалось создать ракету с радиокомандным управлением, способную атаковать современные и перспективные самолеты. Сначала была разработана ракета Feuerlilie версии F-25. В середине 1943 года это изделие вывели на испытания, но оно не показало желаемые характеристики. Через несколько месяцев проект Feuerlilie F-25 закрыли за отсутствием перспектив.


ЗУР Feuerlilie F-55 в сборочном цеху. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


Вскоре после F-25 начали разрабатывать более крупную и тяжелую ракету F-55. Из-за многочисленных проблем технического и технологического характера испытания F-55 начались только в 1944 году. Несколько тестовых запусков показали несовершенство ракеты. Были предприняты попытки ее улучшения, но в конце января 1945-го проект закрыли в пользу других разработок.

В 1941 году началась проработка следующего проекта, впоследствии получившего название Wasserfall («Водопад»). В конце ноября 1942-го утвердили окончательный облик такой ЗУР. Он предусматривал применение жидкостного ракетного двигателя и улучшенной системой наведения. При помощи РЛС оператор должен был следить за полетом цели и ракеты, корректируя траекторию последней. Испытания «Водопада» начались весной 1944 года и продолжались до зимы 1945-го. За это время осуществили несколько десятков тестовых пусков, но испытания не были завершены, и ЗРК на вооружение не ставился.

В 1943 году, когда Союзники начали регулярно и массово бомбить объекты в германском тылу, фирма Henschel запустила проект ЗУР Hs 117 Schmetterling («Бабочка»). Концепция этого проекта была сформирована еще в 1941 году профессором Г.А. Вагнером. Впрочем, существует правдоподобная версия, согласно которой в основе проекта Hs 117 лежали итальянские наработки по ракете DAAC. Предлагалось строительство крылатой ракеты с ЖРД и системой наведения по типу использованной на Feuerlilie. В первых месяцах 1944 года «Бабочку» подали на испытания, и за несколько месяцев выполнили доводку изделия.


"Огненная лилия" в музее Королевских ВВС Великобритании. Фото Wikimedia Commons


Проект Hs 117 Schmetterling может считаться самой успешной германской разработкой в области ЗРК. Так, самом конце 1944-го по результатам испытаний появился заказ на серийное производство таких ракет; их развертывание намечалось на март следующего года. Вскоре удалось наладить серийную сборку, которая в дальнейшем должна была выйти на темпы порядка 3 тыс. ракет в месяц. Также разрабатывался вариант ракеты Hs 117 класса «воздух-воздух». Однако в самом начале февраля 1945 года все работы по «Бабочке» пришлось свернуть ввиду наличия более актуальных проблем.

С ноября 1942 года по заказу немецких сухопутных войск компания Rheinmetall-Borsig разрабатывала ЗУР Rheintochter («Дочери Рейна»). Создали три варианта таких ракет. R1 и R2 представляли собой двухступенчатые изделия с твердотопливными двигателями, а в проекте R3 предусматривалось использование стартовых РДТТ и маршевых ЖРД. Управление должно было осуществляться вручную с передачей команд по радио. Прорабатывалась возможность создания авиационной версии ракеты. Испытания «Дочерей Рейна» начались летом 1943 года, но ракеты версий R1 и R2 показали недостаточные характеристики. Изделие R3 застряло на стадии проектирования. В феврале 1945 года проект Rheintochter закрыли вместе с несколькими другими.

В 1943 году на фирме Messerschmitt начали работу по проекту ЗУР Enzian («Горечавка»). Основная идея этого проекта заключалась в использовании наработок по истребителю-ракетоплану Me-163. Таким образом, ракета Enzian должна была представлять собой крупное изделие с треугольным крылом и ЖРД. Предлагалось применение радиокомандного управления; также прорабатывалась возможность создания тепловой ГСН. Весной 1944 года состоялись первые испытательные запуски. Работы по «Горечавке» продолжались до января 1945-го после чего их свернули как бесполезные.

Зенитные ракеты Третьего рейха: чудо-оружие или растрата ресурсов?
Изделие Hs 117 Schmetterling. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu

Таким образом, за время Второй мировой войны гитлеровская Германия разработала восемь проектов зенитных управляемых ракет; почти все такие образцы успели выйти на испытания, а некоторые даже справились с ними и получили рекомендацию к постановке на вооружение. Тем не менее, серийное производство ЗУР не запускалось и на дежурство такое оружие не ставилось.

Боевые качества


Для определения реального потенциала германских ЗУР, в первую очередь, необходимо рассмотреть их тактико-технические характеристики. Следует отметить, что в ряде случаев речь идет только о расчетных и «табличных» значениях этих параметров. Все проекты ракет сталкивались с теми или иными проблемами, сказывавшимися на их характеристиках. Как следствие, опытные ракеты разных партий могли существенно отличаться друг от друга, а также отставать от заданных параметров и не соответствовать желаемому уровню. Впрочем, для общей оценки даже табличные параметры будут достаточными.

По известным данным, ракета Feuerlilie F-55 должна была иметь стартовый вес 600 кг и нести 100-кг осколочно-фугасную боевую часть. Максимальная скорость, согласно разным источникам, должна была достигать 1200-1500 км/ч. Досягаемость по высоте – 10000 м. Менее крупная F-25 могла показывать более скромные летно-технические и боевые характеристики.


Ракета Rheintochter R1 на пусковой установке, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


ЗУР Wassserfall при длине 6,13 м имела стартовый вес 3,7 т, из которых 235 кг приходилось на осколочную БЧ. Ракета должна была развивать скорость более 2700 км/ч, что позволяло ей поражать цели в радиусе 25 км на высотах до 18 км.

420-кг ракета Hs 177 получила осколочную БЧ массой 25 кг. При помощи стартовых РДТТ и маршевого ЖРД она должна была развивать скорость до 900-1000 км/ч. Дальность стрельбы достигала 30-32 км, высота поражения цели – не более 9 км.

Ракеты Rheintochter версий R1 и R2 должны были иметь стартовую массу 1750 кг и нести 136-кг БЧ. На первых испытаниях удалось получить скорость полета чуть менее 1750 км/ч, а также высоту 6 км и дальность 12 км. Однако такие характеристики сочли недостаточными. Модификация R3 должна была поражать цели на расстояниях до 20-25 км и высотах более 10 км. Такой вариант ЗУР был разработан, но на практике его возможности не проверялись.

Ракета Enzian весила чуть более 1800 кг и должна была показывать летные характеристики на уровне базового истребителя Me-163. Запас жидких компонентов топлива во внутренних баках ограничивал дальность полета 25-27 км.


Rheintochter R1 в полете, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


Понимая невысокую точность наведения ракет и специфику применения дальней авиации противника, немецкие инженеры почти во всех случаях использовали относительно тяжелые боевые части. Заряд массой 100-200 кг мог нанести повреждения бомбардировщику даже при взрыве в нескольких десятках метров. При стрельбе по крупным соединениям самолетов появлялся существенный шанс одним взрывом, как минимум, повредить несколько целей.

Отличаясь друг от друга конструкцией, техническими характеристиками, принципами наведения и т.д., все германские ЗУР относились к одной категории вооружений. Они предназначались, в первую очередь, для охраны стратегически важных объектов в радиусе 20-30 км. В нынешней классификации это объектовая ПВО малой дальности.

Естественно, ЗРК германской армии не должны были работать в одиночку. Их предполагалось встроить в существующие системы ПВО. В составе последних ЗУР должны были взаимодействовать с имеющимися системами обнаружения и управления. Они должны были стать более точным и эффективным дополнением к зенитной артиллерии. Также им пришлось бы делить свою нишу с истребительной авиацией. Таким образом, в теории Третий Рейх мог бы получить развитую эшелонированную систему ПВО стратегически важных районов, построенную на основе разнородных средств.

Недостатки и проблемы


Однако ни одна из германских ЗУР так и не поступила на вооружение, а наиболее удачные проекты пришлось закрыть на стадии подготовки к серийному производству. Такой результат был предопределен рядом объективных факторов. Проекты сталкивались с различными сложностями, часть которых на тот момент была принципиально непреодолима. Кроме того, в каждом новом проекте присутствовали собственные трудности и сложности, отнимавшие немало времени и сил.


Музейный образец ракеты R1. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


В первую очередь, затруднения на всех этапах были связаны с общей технологической сложностью и новизной решаемых задач. Германским специалистам приходилось изучать новые для себя направления и решать необычные конструкторские задачи. Не имея серьезного опыта в большинстве необходимых направлений, они были вынуждены тратить время и ресурсы на отработку всех актуальных решений.

Подобные работы затруднялись крайне сложной общей обстановкой. При всей важности перспективных разработок, основная часть ресурсов использовалась в производстве для восполнения текущих нужд фронта. Менее приоритетные проекты постоянно страдали от дефицита ресурсов и кадров. Кроме того, известную роль в сокращении германского оборонного потенциала сыграли авианалеты Союзников. Наконец, на заключительном этапе войны страны антигитлеровской коалиции захватили часть военных предприятий Третьего Рейха – именно в этот период проекты ЗРК закрывались один за другим.

Нельзя считать плюсом и попытки одновременной разработки нескольких проектов. Военной промышленности пришлось распылять усилия на несколько разных программ, каждая из которых имела высокую сложность. Это приводило к излишним тратам времени и ресурсов – и без того не бесконечных. Возможно, проведение полноценного конкурса с выбором одного или двух проектов для дальнейшего развития могло исправить ситуацию и обеспечить доведение ракет до армии. Впрочем, выбор лучшего проекта из нескольких недовведенных мог стать еще одной проблемой.


Музейный макет Rheintochter R3. Фото Wikimedia Commons


При создании всех проектировавшихся ЗУР, пожалуй, наибольшие трудности были связаны с системами управления и наведения. Недостаточный уровень развития радиоэлектронных технологий заставлял использовать самые простые решения. Так, все разработанные образцы использовали радиокомандное наведение, а большая их часть требовала участия оператора. Последний должен был следить за ракетой и управлять ее полетом по методу трех точек.

В то же время, ракета Wasserfall получила более прогрессивную систему управления. За ее полетом и за целью должны были следить две отдельные РЛС. Оператору предлагалось следить за отметками на экране и контролировать траекторию ракеты. Непосредственно команды вырабатывались и передавались на ракету автоматически. Такую систему удалось разработать и проверить в условиях полигона.

Важной проблемой была недостаточная техническая надежность всех основных систем. Из-за нее все образцы требовали длительной доводки, и в ряде случаев ее не удалось завершить в разумные сроки. На любом этапе полета могла отказать любая система, и это очевидным образом снижало реальную эффективность применения.


Тестовый пуск ЗУР Wasserfall, 23 сентября 1944 г. Фото Бундесархива


Существенным недостатком всех ЗРК являлась сложность эксплуатации. Их приходилось развертывать на подготовленных позициях, и процесс подготовки к пуску занимал немало времени. Долговременные позиции должны были стать приоритетной целью для бомбардировщиков противника, что могло привести к серьезным потерям в технике и, как следствие, в возможностях ПВО. Создание полноценного мобильного ЗРК на тот момент являлось чрезвычайно сложной задачей либо вообще было невозможным.

В гипотетическом бою


Очевидно, что в случае доведения до серии и постановки на дежурство германские ЗУР могли стать серьезной проблемой для бомбардировочной авиации Союзников. Появление такого оружия должно было привести к усложнению нанесения ударов и росту потерь. Впрочем, ракеты, имея массу недостатков, вряд ли могли стать панацеей и с гарантией защитить территорию Германии от налетов.

Для получения максимальной боевой эффективности немецким войскам следовало разместить ЗРК на всех опасных направлениях и рядом со всеми объектами, привлекающими внимание противника. При этом их следовало комбинировать с существующими средствами ПВО. Одновременное применение артиллерии, истребителей и ракет могло нанести серьезный ущерб ударному соединению. Мало того, наиболее тяжелые ракеты одним взрывом могли повредить сразу несколько бомбардировщиков.


"Водопад" на испытаниях силами американских специалистов, 1 апреля 1946 г. Фото US Army


Боевое применение ЗРК на переднем крае или в тактической глубине не представлялось возможным. Развертывание таких систем на фронте могло быть чрезмерно сложным, а кроме того, они рисковали стать легкой мишенью для артиллерии или тактической авиации.

Реальное применение большинства германских ЗУР должно было затрудняться из-за специфики средств управления. Применение ручного управления «по трем точкам» позволяло решать поставленные задачи, но накладывало известные ограничения. Эффективность такого управления прямо зависела от качества оптических приборов у оператора и от метеоусловий. Облачность могла затруднить или даже исключить применение ЗРК. Единственным исключением являлась ракета Wasserfall, для которой разработали полуавтоматическую систему с РЛС.

Расчетные летно-технические характеристики показывают, что ракеты Германии – при их достижении – могли представлять серьезную опасность для самолетов и ударных соединений. Высокая скорость ракет и способность маневрирования снижали вероятность своевременного обнаружения и поражения штатными средствами обороны бомбардировщиков Союзников. На помощь истребителей тоже рассчитывать не приходилось.


Управляемая ракета Enzian. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


По своим табличным характеристикам германские ЗУР перекрывали основные рабочие высоты дальней авиации Союзников. Таким образом, увеличение высоты полета, ранее сократившее негативное влияние артиллерии, уже не могло помочь в новой ситуации. Также нельзя было рассчитывать на относительно безопасные полеты в темное время суток – ЗРК «Водопад», лишенный оптических средств поиска, не был зависим от естественного освещения.

Традиционные средства защиты вряд ли могли помочь, но угрозу от ракет следовало сокращать при помощи новых средств. К тому времени Коалиция уже располагала простейшими средствами радиоэлектронной борьбы, которые могли мешать работе немецких РЛС и, как минимум, затруднять обнаружение и сопровождение самолетов. Соответственно, усложнялось и наведение ракет.

Ответом на новое оружие также могли стать новые тактические приемы, а также перспективное авиационное вооружение. ЗРК Германии могли подстегнуть развитие управляемых вооружений Союзников – тем более, первые образцы такого рода уже существовали и применялись.

Нереализованные преимущества


Таким образом, при массовом выпуске и грамотной организации германские ЗУР вполне могли повлиять на ход боев и помешать налетам Союзников. В то же время, противник мог принять меры и частично защитить себя от такого оружия. По сути, намечалась очередная гонка вооружений в области авиации и противовоздушной обороны.


ЗУР Enzian в музее Australian War Memorial's Treloar Technology Centre. Фото Wikimedia Commons


Однако для получения таких результатов Третий Рейх должен был довести проекты до серийного производства и эксплуатации в войсках. Этого ему не удалось. По техническим, технологическим, организационным и иным причинам, ни один образец ЗУР не вышел за пределы испытательных полигонов. Мало того, в последние месяцы войны Германии пришлось закрывать проекты, уже не имевшие особого смысла. Вследствие этого до весны 1945 года немецким войскам пришлось продолжать использовать только существующие образцы, не рассчитывая на принципиально новое вооружение. Результаты такого развития событий хорошо известны. Гитлеровская Германия потерпела поражение и прекратила свое существование.

Впрочем, немецкие наработки не пропали. Они достались Союзникам и в ряде случаев получили развитие. На основе собственных идей и переработанных немецких решений страны-победительницы смогли создать свои проекты ЗРК и успешно довести их до эксплуатации.

С точки зрения практических результатов, немецкие проекты ЗУР – при всех своих положительных чертах – оказались полезными только для противника. Во время войны такие разработки приводили к излишним и, как оказалось, бесполезным тратам времени, сил и ресурсов. Эти ресурсы можно было использовать для снабжения войск, доставляя дополнительные проблемы противнику, но их решили бросить на перспективные проекты. Последние, в свою очередь, никак не сказались на ходе войны. В дальнейшем наработки, созданные гитлеровским режимом за свой счет, достались победителям. И они смогли вновь применить в свою пользу чужие неверные решения. Все это позволяет считать немецкие разработки в области зенитных ракет и технологическим прорывом, и бесполезным прожектерством одновременно.

По материалам сайтов:
http://luft46.com/
http://astronautix.com/
https://nationalmuseum.af.mil/
http://airandspace.si.edu/
http://airwar.ru/
http://globalsecurity.org/
http://warbirdsresourcegroup.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх