На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Пути первых побед

О движении эшелонов Сталину докладывали каждые два часа

Проведенная в предвоенные годы реконструкция транспорта, развитие сети железных дорог позволили успешно работать в экстремальных условиях. Но война выдвинула новые сложные задачи и резко изменила подходы к их решению.

Потребовалось организовать беспрецедентную по масштабу эвакуацию материальных средств и людей, обеспечивать непрерывный подвоз к фронту громадного количества войск, техники, снаряжения, боеприпасов, продовольствия. Исключительное значение приобрели скорость и бесперебойность, от этого существенно зависело выполнение заданий командования Красной армии.

 Из одиннадцати магистралей, подходивших к Москве, семь были захвачены или перерезаны врагом. Оставшиеся четыре систематически бомбило люфтваффе 

Об объеме воинских перевозок можно судить по тому, что уже в первые дни Великой Отечественной они составляли около 40 процентов общей погрузки на всей сети. В летне-осенний период 1941 года для развертывания и сосредоточения частей РККА были доставлены (главным образом железнодорожным транспортом) десятки стрелковых дивизий, свыше двух миллионов человек маршевых пополнений. Только по централизованному плану на учете органов военных сообщений одновременно находилось до 1500–1700 оперативных эшелонов и до 10–12 тысяч транспортов. В октябре – декабре 1941-го в районы, прилегающие к Москве, было перевезено огромное количество войск и боевой техники с Урала и из Сибири со скоростью 800 километров в сутки и более. Объем эвакуационных перевозок в первые месяцы войны составил около 1,5 миллиона вагонов или 30 тысяч поездов.

С началом наступления гитлеровцев на Москву для ее защиты срочно мобилизовали все имевшиеся силы. Из добровольцев, в основном коммунистов, включая и работников транспорта, сформировали 19 дивизий народного ополчения. Навстречу врагу выступили также полки, сформированные из курсантов военных училищ и московской милиции.

Ставка ВГК приняла оперативные меры для переброски на запад из глубины страны, в том числе с Дальнего Востока и из Сибири, стратегических резервов. За этим Верховный главнокомандующий следил лично. Он умело и оперативно использовал железные дороги для маневрирования силами и средствами, когда возникали критические моменты на отдельных участках фронта, лично давал указания, какие дивизии, откуда и когда нужно доставить. Так, например, для освобождения Калинина, захваченного фашистскими войсками, по указанию Верховного по «зеленой улице» для одностороннего движения поездов были срочно перевезены из Поволжья две танковые бригады. О движении эшелонов Сталину докладывалось каждые два часа. Он требовал, чтобы ему сообщали, сколько поездов погружено, сколько в пути и где находятся головные составы. Прибыв в назначенное время на место, эти бригады выбили немцев из Калинина, ликвидировав угрозу прорыва танковых колонн на Москву.

Пути первых побед

Были и другие случаи, когда организовывалось одностороннее движение поездов. Так, в ходе стратегических перевозок войск с востока на Ярославской железной дороге при подходе к крупным узлам скопилось до ста воинских составов, а станции были забиты вагонами с грузами снабжения. Пришлось прекратить встречное движение поездов, чтобы пустить эшелоны в сторону фронта. Освобождавшиеся после выгрузки вагоны «рассовывали» на малозадействованные ветки и пути промышленных предприятий.

Значительную долю военных грузов из Москвы в сторону Волоколамска, Вязьмы, Гжатска, Калуги и Тулы перевозили автотранспортом, однако наибольшее напряжение испытывали железные дороги. Московский узел – это пучок стальных магистралей, веером расходившихся к фронту. По сравнению с довоенным уровнем грузопоток возрос многократно. Например, на Московской окружной железной дороге – более чем в шесть раз.

Советские Железнодорожные войска существенно затруднили немецкому командованию снабжение войск оружием и горючим. Генерал-полковник Гудериан в мемуарах писал: «В сражении под Москвой нам лошади отказались служить от истощения, танки – от нехватки горючего, а железные дороги – из-за недостатка подвижного состава и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно причинять. Все это привело к тому, что в середине ноября 1941 года для всей группы армий «Центр» среднесуточный подвоз составил только 23 поезда, в то время когда потребность войск составляла 70 поездов».

В то же время в оборонительных боях на подступах к Москве и для подготовки контрудара интенсивные воинские перевозки велись по всем железнодорожным линиям. Не хватало вагонов, локомотивов и угля. Пропускная способность железнодорожных коммуникаций оказалась явно недостаточной. Из одиннадцати магистралей, подходивших к Москве, семь были захвачены или перерезаны врагом. Оставшиеся четыре линии систематически атаковала фашистская авиация, бомбардировщики которой сбросили на железные дороги как минимум 2768 фугасов. Кроме того, самолеты люфтваффе систематически обстреливали эшелоны на перегонах, особенно цистерны с горючим и санитарные поезда. В 1941 году было зарегистрировано 224 нападения вражеских самолетов только на военно-санитарные поезда.

Железнодорожные части и спецформирования НКПС, находившиеся на фронтовых и прифронтовых участках, научились быстро ликвидировать последствия налетов авиации противника. Перерывы в движении редко составляли более двух-трех часов. Эксплуатационники максимально использовали пропускную способность стальных магистралей, часто пускали составы один за другим на расстоянии видимости поездных сигналов. Нередко войска и грузы подвозились по железной дороге непосредственно к переднему краю действующих войск, так как других средств транспорта было мало.

15 ноября немецкое командование, перебросив из Европы значительное количество свежих дивизий, вновь организовало крупное наступление. Главные удары наносились по флангам Западного фронта для обхода Москвы. С севера врагу удалось форсировать канал Москва – Волга у Яхромы, а с юга выйти в район узла Ожерелье. Но к этому времени сосредоточение стратегических резервов было в основном закончено и советские войска перегруппировались. Перевозки велись настолько скрытно, что начальник немецкого Генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер в своем служебном дневнике 2 декабря 1941 года записал: «Сопротивление противника достигло своей кульминационной точки. В его распоряжении нет больше никаких новых сил».

В районы, прилегающие к Москве, было подвезено по железным дорогам свыше 315 тысяч вагонов с войсками и воинскими грузами. Это позволило Красной армии нанести мощный контрудар по врагу и развеять миф о непобедимости вермахта. 5 декабря наши войска перешли в контрнаступление, а к концу месяца враг был отброшен на 100–250 километров от Москвы.

Владимир Персианов,
доктор экономических наук, профессор

#владимирперсианов #Сталин #НКПС #оборона Москвы #1941 год

Опубликовано в выпуске № 47 (662) за 7 декабря 2016 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/34111

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх