Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

развернуть

Рамзан Саматов

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

Эта история настолько невероятна, что многие считают её неправдой. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец. Между тем, этот случай имел место, и пилот, совершивший этот подвиг, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Звали этого лётчика Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Свою жизнь он закончил в звании генерал-полковника авиации и в должности заместителя командующего ВВС СССР, а тогда был он руководителем одной из групп советских лётчиков, оказывавших помощь Китаю в борьбе с японскими завоевателями. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени.

Тимофей Хрюкин

К весне 1938 года в небе Китая стало безопаснее, поскольку наши бомбардировщики за зиму разбомбили почти все японские аэродромы. 25 января 1938 г. группа из 25 бомбардировщиков СБ нанесла удар по аэродрому в Нанкине.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»Бомбардьеро Катюшка

СБ( средний бомбардировщик, позже назывался скоростной бомбардировщик) выпускался в 1936-1941 годах на двух заводах в СССР и на трёх в Чехословакии. Всего изготовлен 6831 самолёт различных модификаций. В процессе производства он постоянно модернизировался. Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии (61 самолёт). В Испании СБ получил обозначение Катюшка – по имени героини популярной тогда оперетты (официально BK, т.е. Бомбардьеро Катюшка).

Первый случай боевого применения СБ состоялся днём 28 октября 1936 года, когда четвёрка СБ нанесла удар по франкистскому аэродрому в Табладе (близ Севильи). Долгое время (до появления Ме-109) они были практически неуязвимы для немецких и итальянских истребителей. СБ применялся также против японцев в Китае, на озере Хасан и на Халхин-Голе. Участвовал он и в финской войне.

К началу Великой Отечественной войны СБ считался уже устаревшим, но составлял основу советской фронтовой бомбардировочной авиации.

В июне 1941 г. на западной границе Советского Союза в составе ВВС Красной Армии насчитывалось более 1500 самолетов СБ, собранных в 27 бомбардировочных и 4 разведывательных полка. За первые два дня боевых действий только авиация сухопутных войск потеряла около 400 СБ. За шесть последующих дней было потеряно еще около 200 машин.

22 июня 1941 г. бомбардировщики 63-й авиабригады получили приказ нанести удар по военно-морским базам Румынии, вступившей в войну на стороне Германии. Около 7 часов утра 23 июня был совершен первый массированный налет на румынский порт Констанцу, в котором участвовали 33 ДБ-3 и 27 СБ 63-й авиабригады. В целом операция была хорошо подготовлена и оказалась внезапной для противника. Самолеты заходили на цель с высоты 5000 — 7000 м, бомбометание выполнялось на планировании с высоты 3500 — 5000 м с выходом под кромку облачности. С задания не вернулся всего один СБ. СБ активно применялся на фронте до 1943 года. До настоящего времени сохранился единственный экземпляр СБ, который экспонируется в музее ВВС в Монино.

23 февраля 1938 г, капитан Федор Полынин возглавил группу из 28 СБ в налете на авиабазу Мацуяма, расположенную на принадлежавшем тогда японцам острове Тайвань. 28 бомбардировщиков СБ сбросили на авиабазу 280 бомб и без потерь вернулись на аэродром в Ханькоу, пробыв в воздухе более семи часов. В результате налета советских лётчиков было уничтожено 40 самолетов на аэродроме, много авиационной техники в контейнерах, ангары и трехгодичный запас горючего.

Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель 九六式艦上戦闘機, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные.

Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец. Вскоре это предположение подтвердилось: один такой самолёт, будучи обстрелянным нашим воздушным стрелком, совершил вынужденную посадку на контролируемой китайцами территории, и лётчик был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару» (大和丸).

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»И-96 (A5M)

«Ямато-мару» представлял собой переоборудованный во вспомогательный авианосец грузовой пароход водоизмещением 9656 тонн, построенный в Италии в 1915 году под названием «Джузеппе Верди». В 1920 году он был куплен Японией. Пароходу срезали трубы, вынеся дымоход к правому борту, и надстроили над его корпусом деревянную палубу, служившую взлётно-посадочной полосой.

Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости на нем установили булевые наделки*. В качестве зенитного вооружения на «Ямато-мару» были установлены шесть спаренных 13,2-мм пулемётов Гочкисса.

31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами. Именно из-за принадлежности корабля армии а не флоту, его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают фейком.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»«Джузеппе Верди» до того, как он стал «Ямато-мару»

За период с 14 июня по 28 июля 1938 года на Янцзы было потоплено 49 японских кораблей, но авианосец обнаружить не удавалось: авиаматка появлялась то здесь, то там, искусно маскировалась, прижималась к берегу, пряталась в бухтах, и нашим лётчикам не удавалось её разглядеть.

Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров...

Тем не менее, Тимофей Хрюкин не оставлял мысли найти японский авианосец. Прошло еще два месяца, но «Ямато-мару» оставался заколдованным кораблем-невидимкой.

И вот однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу.

И вдруг Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»СБ с китайскими опознавательными знакамиТимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»Тимофей Тимофеевич Хрюкин в конце Великой Отечественной войны. «Высокого роста, с отменной строевой выправкой, Хрюкин впечатлял с первого взгляда. Тонкие сжатые губы, короткая стрижка, брови вразлет, прямой продолговатый нос, открытый лоб. Пронзительные серо-голубые глаза, которые прямо-таки насквозь сверлили собеседника... От него так и веяло непреклонной волей, несгибаемой решимостью...»

Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени. Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.

Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс. Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений..

В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула. За эту операцию он был награжден китайским орденом.

За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин звание Героев Советского Союза. Вместе с Хрюкиным звания Героя был удостоен флаг-штурман группы бомбардировщиков капитан И. Селиванов, который летал с Тимофеем Тимофеевичем в одном экипаже (спустя 3 года под Сталинградом Селиванов станет главным штурманом 8-й воздушной армии, а в отставку выйдет в звании генерал-майора авиации).

К началу Великой Отечественной войны в летной книжке Тимофея Хрюкина значились более 100 боевых вылетов. Похвастаться такими записями могли не многие авиационные генералы.

Участвовал в боях в качестве командующего ВВС на Карельском фронте, в битве за Сталинград, в освобождении Крыма. В биографии в этот период есть примечательный факт. Когда отгремели бои в Крыму и на какое-то время наступило затишье, Хрюкин вместе с политработником генералом А.Г. Рытовым, с которым был знаком еще по боевым действиям в Китае, съездил в знаменитый лагерь «Артек», от которого остались развалины.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

Здесь Хрюкин принял еще одно оригинальное решение: он предложил восстановить, хотя бы частично, пионерлагерь. В 8-й воздушной нашлось немало солдат-умельцев, которые в сжатые сроки восстановили первый корпус «Артека». Хрюкин даже успел встретить группу детей-ленинградцев, вселившихся в этот корпус. Через 2 года после Победы Хрюкин отдыхал в Гурзуфе и вновь посетил «Артек», где получил звание «почетного артековца».

В суровой фронтовой обстановке Хрюкин создавал новые тактические приемы боевых действий, совершенствовал управление своими частями. По приказу командарма впервые под Сталинградом была развернута целая система пунктов управления авиацией в бою. В наземные войска Хрюкин направлял своих представителей с радиостанциями. Они располагались рядом с командирами пехотных подразделений в их же блиндажах и корректировали действия самолетов.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

Это ему принадлежат слова:

"... Мы сами переоцениваем немецко-фашистскую мощь, немецкого летчика, немецкий самолет. Отдельные летчики-трусы, предатели, дрожащие за свою шкуру, сознательно или несознательно работают на пользу врага. Они своей трепотней создают вокруг немцев несуществующий ореол их непобедимости, преимущества, а попадая в воздух, лязгая от страха зубами, при первой же отдаленной встрече с врагом бегут с поля боя... Я наблюдал воздушные бои и видел, как из-за трусов и паникеров погибали лучшие люди...

Не должно быть в наших рядах таких людей..."

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

"...Категорически запрещаю истребителям вести оборонительные бои. Драться только наступательно. Искать врага, нападать на него первым, внезапно, и уничтожать. Запрещаю в воздушном бою терять высоту и делать перевороты. Помнить правило: тот, кто выше в бою, тот побеждает. Расстреливать врага в упор, с дистанции 50-100 метров."

При прикрытии своих войск действовать мелкими группами, парами, четверками, охватывать весь район, эшелонироваться по высоте. Всегда при таком порядке две трети наших истребителей будут иметь возможность истреблять бомбардировщиков противника...

Категорически запрещаю драться одиночно, драться всегда только парой, второму прикрывать хвост товарища, а первому - сбивать...»

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

Войну генерал Хрюкин закончил в должности командующего 1-й воздушной армией.

На Параде Победы 24 июня 1945 года мундир Т.Т. Хрюкина украшали две Золотые Звезды, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова I и II степени, два ордена Кутузова I степени, орден Богдана Хмельницкого I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, французский орден Почетного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось 35 лет.

В июле 1953 года Т.Т. Хрюкин возвращался с учений на автомашине и попал в дорожно-транспортное происшествие. Он скончался от полученных травм 19 июля. Похоронили его с воинскими почестями в Москве на Новодевичьем кладбище.

Благодарные потомки свято чтят память о Тимофее Тимофеевиче Хрюкине. Его именем названы улицы в Волгограде, Севастополе, Белой Церкви, станице Каневской Краснодарского края, траулер, приписанный к Калининградскому морскому порту. Его бюст установлен в городе Ейске.

В Москве на доме, где жил Хрюкин установлена мемориальная доска, а на Новодевичьем кладбище на его могиле установлен бюст, высеченный в мраморе скульптором Вучетичем Е.В.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Суворова 1-ой и 2-ой степени, Кутузова 1-ой степени (дважды), Богдана Хмельницкого 1-ой степени, Отечественной Войны - 2-ой степени, Красной Звезды, многими медалями и иностранными орденами.

Тимофей Хрюкин, или гибель японского авианосца «Ямато-мару»

* Противоторпедный буль, бортовой буль или противоминная наделка) — форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров) в период Первой и Второй мировых войн.

При подготовке поста использованы материалы сайтов:

Герои страны

Люди

Военное дело

Шахтинский информационный портал

Спасибо за просмотр!

Источник


Источник →

Ключевые слова: история, подвиг
Опубликовал Игорь Сипкин , 28.02.2018 в 12:02
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Анатолий Дычко
Анатолий Дычко 28 февраля, в 13:32 Я ещё сопливым до школы не пропускал посиделки на завалинке уцелевших фронтовиков и в последствии память об этом помогала мне переживать множество разных неприятностей простым сравнением: что стоит передо мной и что пережили они. Текст скрыт развернуть
8
plekhanov lolita
plekhanov lolita 28 февраля, в 13:36 Герой! Текст скрыт развернуть
8
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин 28 февраля, в 14:08 Спасибо за Героический материал о классном летчике!!! 23 февраля встречались в кафе на улице Хрюкина!!! Текст скрыт развернуть
14
АЛЕКСАНДР-КРЫМСКИЙ МИХАЙЛОВ
АЛЕКСАНДР-КРЫМСКИЙ МИХАЙЛОВ 28 февраля, в 15:47 знаю у япошек был линкор ямато! а вот про авианосец впервые прочитал! Текст скрыт развернуть
1
Vyatcheslav Tseitlin
Vyatcheslav Tseitlin 28 февраля, в 16:44 Интересный материал о достойном человеке.
Текст скрыт развернуть
2
ВЛАДИМИР Абаськин
ВЛАДИМИР Абаськин 28 февраля, в 19:10 ДОСТОЙНЫЕ И НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ, но у нас есть еще достойные херои типа-  меченый, ЕБН, Немцов, гайдар и т.д. и т.п.., которым присуждают международные премии и строят центры, хотя им место в отх-м месте Текст скрыт развернуть
5
Vyatcheslav Tseitlin
Vyatcheslav Tseitlin ВЛАДИМИР Абаськин 28 февраля, в 21:22 Вам хорошо бы определиться. Или герои "меченый, ЕБН, Немцов, гайдар и т.д. и т.п." и тогда не понятно, что с такими делать здесь, где и герой Хрюкин и читатели голимые совки. Или все таки обсуждаем героя Хрюкина, который имеет заслуги и не зависимо от дерьмовых плевков и попыток забыть в истории на века и тогда попытки сострить не уместны.
Текст скрыт развернуть
2
ВЛАДИМИР Абаськин
ВЛАДИМИР Абаськин Vyatcheslav Tseitlin 1 марта, в 07:05 Вообще-то про последних я написал "хероев" или Вы не можете отличить и отделить Героя Хрюкина от последних херов Текст скрыт развернуть
1
ВЛАДИМИР Абаськин
ВЛАДИМИР Абаськин Vyatcheslav Tseitlin 1 марта, в 07:05 Вообще-то про последних я написал "хероев" или Вы не можете отличить и отделить Героя Хрюкина от последних херов Текст скрыт развернуть
0
ВЛАДИМИР Абаськин
ВЛАДИМИР Абаськин Vyatcheslav Tseitlin 1 марта, в 07:08 слово достойные забыл заключить в кавычки, надо было "достойные" Текст скрыт развернуть
0
Vyatcheslav Tseitlin
Vyatcheslav Tseitlin ВЛАДИМИР Абаськин 1 марта, в 08:27 Я так же думаю. А без кавычек стало как бы остротой. Я сам пока не прочитал статью думал, что будут издевки и плевки, уж больно фамилия звучная. А теперь буду знать еще об одном ярком факте войны и её герое.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Егоров
Игорь Егоров 1 марта, в 01:53 Недаром  военные летчики в СССР были на особом счету.... отчаянные ребята и великие храбрецы. Текст скрыт развернуть
2
Владимир Балаев
Владимир Балаев 1 марта, в 12:13 ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА СОВЕТСКОМУ ГЕРОЮ-ЛЁТЧИКУ! Текст скрыт развернуть
2
Zainjka minina
Zainjka minina 3 марта, в 11:19 О таких  людях НАДО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ,    а не о бандитах !!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 14
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66562 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Alla Ostapets
Заткнись , жидяра.
Alla Ostapets Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Alla Ostapets
Закисни ,троллятина.
Alla Ostapets Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Alla Ostapets
Просто ТРОЛЛЬ Паша С  - на смене.
Alla Ostapets Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Пилипченко Владимир
Pasha C
Тебе уже мозги водочкой промыли, несешь всякую чушь
Pasha C Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Pasha C
Pasha C
Владислав Малиновский
Вера Васильева
Вера Васильева
Антон Писиканцев
ENDM
Artur
Сигизмунд
Pasha C
Вперед и с песней - Флаг тебе в руки
Pasha C Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Pasha C
Pasha C
Алексей Т.
Pasha C
Задай сам себе вопрос! ПОЧЕМУ?
Pasha C Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!
Евгения Васильева
15
Евгения Васильева Осторожно, в России проводится израильская спецоперация!