На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Гончаров
    Спасибо Петру Глебову за Победу и за его роли, особенно - за Григория Мелехова!Пётр Глебов из "Т...
  • radiofree RF
    Григорий Мелехов лучшая роль Глебова.Пётр Глебов из "Т...
  • Галина Дудкевич
    Какие классные , талантливые советские актёры  и фильмы!!!Пётр Глебов из "Т...

ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ВОЙНУ ПРОТИВ ЯПОНИИ

Вступление СССР в войну против Японии диктовалось необ­ходимостью ликвидации опасного очага агрессии на Дальнем Востоке, обеспечения безопасности советских границ и интере­сов СССР, предотвращения дальнейших жертв и страданий на­родов.

Державы антифашистской коалиции, несмотря на сущест­венные расхождения по вопросам войны и послевоенного мир­ного урегулирования, были едины в главном — нанести вслед за Германией поражение Японии, победоносно завершить вто­рую мировую войну, приблизить наступление всеобщего мира.

Советский Союз, верный союзническому долгу, обязательст­вам, принятым в Ялте, стремясь установить мир во всем мире, обратил грозное оружие против японских агрессоров.

8 августа в 17 часов нарком иностранных дел СССР принял японского посла Сато и сделал ему от имени Советского пра­вительства заявление для передачи правительству Японии.

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии,— говорилось в заявлении,— Япония оказалась единственной ве­ликой державой, которая все еще стоит за продолжение войны».

Констатируя отклонение Японией требования трех держав о безоговорочной капитуляции, Советское правительство указы­вало, что СССР присоединяется к Потсдамской декларации и с 9 августа считает себя в состоянии войны с Японией .

«Советское правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить на­ступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий».

После вручения японскому послу заявления Советского пра­вительства нарком иностранных дел информировал об этом пос­лов США и Англии в Москве.

Британский премьер Эттли приветствовал «это великое ре­шение России. ...Война, объявленная сегодня Советским Союзом Японии, является доказательством солидарности, существую­щей между основными союзниками, и она должна сократить срок борьбы и создать условия, которые будут содействовать установлению всеобщего мира».

С одобрением отнеслись к советским действиям и в Вашинг­тоне.

10 августа 1945 г. объявило войну Японии и правительство МНР, войска ее действовали вместе с Красной Армией.

СССР не преследовал никаких захватнических целей в войне и вел военные действия только против японских армий в Китае и Корее, не совершил бомбардировок или обстрелов японской территории.

Вступление СССР в войну против Японии предопределило неизбежный и скорый разгром японского милитаризма. Планы японской военщины перебросить силы сухопутных армий от границ СССР в бой против англо-американских войск при их высадке на острова метрополии и вести затяжную войну по­терпели крах.

крах японских агрессоров

Подготовка Советских Вооруженных Сил к войне против Япо­нии началась после Крымской конференции. Политическая цель кампании определяла и стратегический замысел Ставки Верхов­ного Главнокомандования: разгром Квантунской армии, осво­бождение северо-восточных провинций Китая, Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов.

Советские войска нанесли удар по противнику с трех нап­равлений: из Забайкалья и территории МНР силами Забай­кальского фронта (с участием конно-механизированной группы советско-монгольских войск), из Приамурья силами 2-го Даль­невосточного фронта и из Приамурья силами 1-го Дальневосточ­ного фронта .

Советские войска насчитывали 1747 тыс. человек, около 30 тыс. орудий и минометов, 5250 танков и САУ, свыше 5170 бо­евых самолетов и 93 боевых корабля. Им противостояла мощ­ная группировка японских сухопутных сил, основу которой составляла Квантунская армия .

В течение шести дней советские войска прорвали линию мощных укреплений и в ходе стремительного наступления по­дошли к крупным центрам Северо-Восточного Китая. Штаб Квантунской армии потерял управление войсками. Это был под­линно молниеносный удар. Красная Армия в исключительно ко­роткий срок разгромила и вынудила капитулировать сильней­шую Квантунскую армию, ее войска в Китае, Корее, на Саха­лине и Курильских островах.

Вступление СССР в войну лишало Японию малейших на­дежд на ее продолжение и успех. Это поняли в Токио.

Рано утром 9 августа Того посетил премьер-министра Суд­зуки и заявил о необходимости заканчивать войну. Премьер со­гласился с ним.

На заседании Высшего совета по руководству войной, со­стоявшемся 9 августа в 10 часов 30 минут, Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».

Днем состоялось чрезвычайное заседание Совета, продол­жавшееся семь часов. Шли ожесточенные споры, принимать или не принимать Потсдамскую декларацию.

В половине двенадцатого ночи в тесном бомбоубежище импе­раторского дворца началось новое заседание Высшего совета. На нем присутствовал император. После жарких споров — они продолжались до двух часов ночи — было решено, по предло­жению Судзуки и Того, поддержанному императором, принять Потсдамскую декларацию.

Утром 10 августа Того встретился с советским послом в Токио Я. А. Маликом и сделал заявление:

«Японское правительство готово принять условия Деклара­ции от 26 июля сего года, к которой присоединилось и Советское правительство. Японское правительство понимает, что эта дек­ларация не содержит требований, ущемляющих прерогативы императора». Аналогичное заявление было передано прави­тельствам США, Англии и Китая через Швецию.

Правительства СССР, США, Англии и Китая передали 11 августа через швейцарское правительство ответ на заявление Японии. В ответе говорилось: «С момента капитуляции власть императора и японского правительства в отношении управления государством будет подчинена Верховному командующему союзных держав...»

Император должен дать приказы всем японским военным, военно-морским и авиационным властям и всем находившимся

в их подчинении вооруженным силам прекратить боевые дейст­вия и сдать их оружие; вооруженные силы союзников останутся в Японии до тех пор, пока ке будут достигнуты цели, изложен­ные в Потсдамской декларации; форма правительства Японии будет установлена японским народом.

Таким образом, от Японии вновь потребовали принятия Пот­сдамской декларации.

Партия войны, поддержанная профашистски настроенными офицерами армейских частей, дислоцированных за пределами Японии, снова и снова категорически выступала против пере­говоров о капитуляции, боролась со сторонниками «партии мира».

12 августа токийское радио передало сообщение: «Импе­раторская армия и флот, выполняя высочайший приказ... повсе­местно перешли к активным боевым действиям против союз­ников». По никакие «высочайшие приказы» не могли спасти терпевших катастрофу агрессоров.

Утром 13 августа снова заседало правительство, но разно­гласия не были преодолены. Поздно вечером Умэдзу и Тоёда встретились с Того. На встрече присутствовал заместитель начальника главного морского штаба Описи, организатор соеди­нений «камикадзе» — смертников. Он убеждал участников встречи не соглашаться на безоговорочную капитуляцию и выд­винул чудовищный план — для обеспечения победы «пожерт­вовать жизнями 20 млн японцев в виде операций «ками­кадзе».

Совещание окончилось безрезультатно.

Утром 14 августа в бомбоубежище императорского дворца состоялось объединенное совещание Высшего совета по руко­водству войной и кабинета министров. Анами и Умэдзу по-преж­нему выступили против принятия Потсдамской декларации, за продолжение войны. После ожесточенных споров было принято решение в форме императорского рескрипта о согласии на без­оговорочную капитуляцию Японии.

В тот же день в 23 часа через швейцарское правительство была отправлена телеграмма. В ней правительства США, Анг­лии, Советского Союза и Китая уведомлялись о принятии Япо­нией условий Потсдамской декларации. Японский император готов был санкционировать и обеспечить подписание прави­тельством и главным командованием отдачу приказов «всем военным, военно-морским и авиационным властям Японии, где бы они ни находились, прекратить боевые действия и сдать оружие».

Картина дня

наверх