Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

развернуть

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

После Второй мировой войны советские истребители довольно спокойно ушли на пенсию. На мировой экспорт отправилась уже реактивная авиация. Но всё же некоторые самолёты не пропали бесследно. О них — наш рассказ.

Як-9

Як-9 — вершина развития истребителей КБ Яковлева времён войны. Были выпущены наибольшим тиражом, имели множество модификаций, и к концу войны были на вооружении практически во всех частях, использовавших «Яки».

Серийное производство Як-9 продолжалось до 1948 года; самолёт в огромных количествах поставлялся в страны социалистического блока. И если в Восточной Европе и СССР его карьера оказалась довольно скучной, то в Азии истребитель успел хорошенько повоевать перед уходом на покой.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Як-9П ВВС КНДР, захваченный американскими войсками во время войны в Корее

Во второй половине 1940-х годов именно Як-9 (в послевоенной модификации — Як-9П) стал основным истребителем молодых ВВС КНДР.

В начальный период войны в Корее(1950-1953) его активно применяли при штурме целей на земле и в воздушных боях, где он сошёлся как с«мустангами», так и с ранними реактивными F-80 Shooting Star.

Поначалу корейцы добились неплохих успехов, особенно в борьбе с наземными целями, и даже сбили несколько транспортников и бомбардировщиков (включая один B-29). Но вскоре в воздушной войне сложилась неравная ситуация, когда пришлось бороться с более многочисленным, технически продвинутым и опытным противником. Ситуацию выровнял только «большой брат» с МиГ-15.

Ла-9/11

Великая Отечественная прошла в советской истребительной авиации под знаком противостояния двух веток развития истребителей — КБ Яковлева и Лавочкина. Конкуренция шла между «узконосыми» самолётами с двигателями жидкостного охлаждения (Яки) и«толстолобиками» воздушного (Ла). Во время Великой Отечественной войны самым распространенным в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии стал жидкостный Як, но «лавкам» досталась слава машин наиболее результативных асов ВВС РККА. Именно на самолётах этого КБ летал Иван Кожедуб, лучший ас не только СССР, но и всей Антигитлеровской коалиции.

После войны развитие и выпуск поршневых самолётов в СССР продолжались ещё некоторое время. В серии истребителей Лавочкина на базе воевавшего Ла-7 создали Ла-9 и Ла-11. Новые самолёты были достаточно близки к предшественнику, отличаясь цельнометаллической конструкцией, усиленным вооружением, более развитыми навигационным и радиооборудованием и другими усовершенствованиями, включая автоматику управления винтомоторной группы.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Корейские летчики проходят инструктаж возле Ла-11

Повоевали Ла-9/11, как и остальные участники нашего рассказа, в Азии. Самолёты поставляли в Китай, где они участвовали в боях Гражданской войны. Затем Ла-9 отдали КНДР, где их ограниченно применяли в качестве истребителей и лёгких бомбардировщиков.

Что важно: если на Яках и Ла-9 в Азии воевали только местные кадры, то на Ла-11 в Корее с американцами бились и советские лётчики.

О том, что «Ли Си Цины» использовали не только МиГ-15, но и этот поршневой истребитель преимущественно в качестве ночного перехватчика и одержали на нём несколько воздушных побед, помнят немногие. Занятно, что, кроме стандартных для советского самолёта мест службы — КНР и КНДР, Ла-11 занесло аж в Индонезию. Вероятно, списанные самолёты поставили туда в учебных целях, вместе с реактивными МиГами.

Ил-10

Если истребители ушли в отставку довольно быстро, то паре представителей ударной авиации предстояла более долгая карьера. Конечно, тут не обошлось без Ил-2, а точнее, его преемника — Ил-10. По сравнению с предшественником «десятый» был более скоростным, маневренным и цельнометаллическим (а значит, долговечным). Застал он только самый конец Великой Отечественной, но долго сохранялся на вооружении после. Более того, в начале 1950-х его производство ненадолго возобновили в модернизированной версии Ил-10М.

Списали Илы в результате «геноцида штурмовой авиации» 1956 года, когда в СССР её ликвидировали фактически как класс.

На вооружении тогда стояло более полутора тысяч «десятых».

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Два Ил-10 ВВС КНДР, захваченные американскими войсками и переправленные в США для оценочных испытаний

В северокорейских ВВС Ил-10 стал главным и наиболее мощным ударным самолетом. Активное использование в начале войны в Корее было весьма успешным: в первые военные дни он поддерживал наступление танковых ударных кулаков «тридцатьчетвёрок». Однако это быстро привело к серьёзным потерям, когда американцы добились полного господства в воздухе над зоной боёв.

Китайцы, конечно, тоже получили Илы и использовали их в боях за острова в Тайваньском проливе. В Китае Ил-10 сняли с вооружения только в 1972 году.

Ту-2

Ту-2 — двухмоторный фронтовой бомбардировщик, изначально задуманный как пикирующий. Машина создавалась непросто, была технически более сложной, чем Пе-2. Массовое производство самолёта развернули только в конце войны, и продолжалось оно до 1950 года. Зато в отличие от большинства сверстников машина относительно долго оставалась на вооружении — бомбардировщики этого семейства на родине списали к 1954 году, а специализированные модификации, особенно учебные УТБ, продержались в испытательных центрах и лётных училищах до начала 1960-х.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Ту-2 ВВС НОАК

Ту-2 поставляли в Восточную Европу и вездесущий Китай. Китайские«тушки», само собой, не прошли мимо войны в Корее и разборок с другими китайцами, осевшими на островах, хотя применялись эпизодически. На вооружении в КНР «тушки» продержались до начала 1980-х — во вспомогательных и учебных частях.

По-2

«Кукурузник», созданный ещё в конце 1920-х, не думал уходить на покой по окончании Второй мировой и умудрился повоевать в Корее — довольно успешно.

В качестве ночного бомбардировщика По-2 не наносил серьёзного урона, но сильно раздражал «войска ООН», которые, несмотря на весь хай-тек начала 1950-х, не могли обнаружить тихий маловысотный биплан.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?По-2

Попытки сбить самолёт огнём пулемётов не раз заканчивались столкновением или падением увлёкшегося и потерявшего скорость перехватчика. Можно сказать, что советскому биплану удалось достичь нескольких воздушных побед, пусть и невольных, над новейшими на тот момент реактивными истребителями.

Ту-4

О боевом применении американцами B-29/50 мы вспомнили в прошлый раз. Но что его советская копия, Ту-4, тоже участвовала в боях, знают немногие. В истории этого самолёта есть пара интересных эпизодов(если не считать его важнейшей роли в качестве первого отечественного носителя ядерного оружия).

В время восстания в Венгрии«реновировать» Будапешт направилась ударная группа «тушек», которую развернули уже в полёте, незадолго до выхода на цель.

С вооружения их сняли уже после появления достаточного количества реактивных самолётов, в конце 1950-х, — но честь первыми держать над нашей страной ядерный щит выпала именно Ту-4. Было у самолётов и много интересных экспериментов — от ядерных испытаний до отработки дозаправки в воздухе, крылатых ракет и базирования на полярных аэродромах.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Летающий радар KJ-1 ВВС НОАК, построенный на платформе Ту-4

Кроме того, после поставки самолётов в Китай советским лётчикам пришлось участвовать в «учебных бомбардировках полигонов на острове Тайвань». Отметились китайские «суперкрепости» советского производства и на Тибете. В своём исходном виде Ту-4 служили в ВВС Народно-освободительной армии Китая до начала 1970-х. Затем некоторые из них были ремоторизированы и в качестве патрульных машин, разведчиков и летающих лабораторий дожили почти до начала 1990-х.


Жизнь самолётов в середине прошлого века была недолгой. Изменения произошли, когда боевой самолёт перестали воспринимать просто как летательный аппарат и он превратился в платформу для оружия и электроники. Ведь никто не считает «древним» наш Су-35С — а его основе уже сорок лет! Все понимают, что есть «современное» и есть «старое». А Вторая мировая — и вовсе иная эпоха.

Однако представление, что историю военного дела разделил двойной сплошной линией сентябрь 1945 года, неверно. И неплохой иллюстрацией к этому являются советские «суперкрепости», которые бомбят острова Тихого океана в ожидании атаки американских реактивных истребителей, или «мустанги», сцепившиеся с «корсарами» в собачьей свалке над джунглями в конце 1960-х — когда в космосе уже вовсю летали спутники.


Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал Игорь Сипкин , 14.01.2018 в 10:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66748 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Борис Раухваргер
геббельСШАты опять за свое!
Борис Раухваргер Шумеры выложили «доказательства» уничтожения С-400 в Хмеймим
Дмитрий Подшивалов
Александр Шевчук
Серёга
Да эта старушка умом тронулась!
Серёга Концепция поменялась: Ада Роговцева вернулась к заработкам в России
Bronislav Tanahovsky
Наталья Кузьмина(Колкунова)
Вполне может быть!
Наталья Кузьмина(Колкуно… Зверскую резню в Пермской школе устроил сторонник Алексея Навального
Bronislav Tanahovsky
Bronislav Tanahovsky
Bronislav Tanahovsky
Картон
Да,вместе с царём Валтасаром.
Картон Шумеры выложили «доказательства» уничтожения С-400 в Хмеймим
Россиянин .
Россиянин .
Анатолий Дычко
Кто их знает, "онижедети"!
Анатолий Дычко Шумеры выложили «доказательства» уничтожения С-400 в Хмеймим
Natalya kokoreva
Сергей Галич
Закусывать надо!
Сергей Галич Зверскую резню в Пермской школе устроил сторонник Алексея Навального
владимир рябченко
владимир рябченко
владимир рябченко
Алексей АК
Кочкин Николай