Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

развернуть

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?
Александр Ермаков

После Второй мировой войны советские истребители довольно спокойно ушли на пенсию. На мировой экспорт отправилась уже реактивная авиация. Но всё же некоторые самолёты не пропали бесследно. О них — наш рассказ.

Як-9

Як-9 — вершина развития истребителей КБ Яковлева времён войны. Были выпущены наибольшим тиражом, имели множество модификаций, и к концу войны были на вооружении практически во всех частях, использовавших «Яки».

Серийное производство Як-9 продолжалось до 1948 года; самолёт в огромных количествах поставлялся в страны социалистического блока. И если в Восточной Европе и СССР его карьера оказалась довольно скучной, то в Азии истребитель успел хорошенько повоевать перед уходом на покой.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Як-9П ВВС КНДР, захваченный американскими войсками во время войны в Корее

Во второй половине 1940-х годов именно Як-9 (в послевоенной модификации — Як-9П) стал основным истребителем молодых ВВС КНДР.

В начальный период войны в Корее(1950-1953) его активно применяли при штурме целей на земле и в воздушных боях, где он сошёлся как с«мустангами», так и с ранними реактивными F-80 Shooting Star.

Поначалу корейцы добились неплохих успехов, особенно в борьбе с наземными целями, и даже сбили несколько транспортников и бомбардировщиков (включая один B-29). Но вскоре в воздушной войне сложилась неравная ситуация, когда пришлось бороться с более многочисленным, технически продвинутым и опытным противником. Ситуацию выровнял только «большой брат» с МиГ-15.

Ла-9/11

Великая Отечественная прошла в советской истребительной авиации под знаком противостояния двух веток развития истребителей — КБ Яковлева и Лавочкина. Конкуренция шла между «узконосыми» самолётами с двигателями жидкостного охлаждения (Яки) и«толстолобиками» воздушного (Ла). Во время Великой Отечественной войны самым распространенным в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии стал жидкостный Як, но «лавкам» досталась слава машин наиболее результативных асов ВВС РККА. Именно на самолётах этого КБ летал Иван Кожедуб, лучший ас не только СССР, но и всей Антигитлеровской коалиции.

После войны развитие и выпуск поршневых самолётов в СССР продолжались ещё некоторое время. В серии истребителей Лавочкина на базе воевавшего Ла-7 создали Ла-9 и Ла-11. Новые самолёты были достаточно близки к предшественнику, отличаясь цельнометаллической конструкцией, усиленным вооружением, более развитыми навигационным и радиооборудованием и другими усовершенствованиями, включая автоматику управления винтомоторной группы.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Корейские летчики проходят инструктаж возле Ла-11

Повоевали Ла-9/11, как и остальные участники нашего рассказа, в Азии. Самолёты поставляли в Китай, где они участвовали в боях Гражданской войны. Затем Ла-9 отдали КНДР, где их ограниченно применяли в качестве истребителей и лёгких бомбардировщиков.

Что важно: если на Яках и Ла-9 в Азии воевали только местные кадры, то на Ла-11 в Корее с американцами бились и советские лётчики.

О том, что «Ли Си Цины» использовали не только МиГ-15, но и этот поршневой истребитель преимущественно в качестве ночного перехватчика и одержали на нём несколько воздушных побед, помнят немногие. Занятно, что, кроме стандартных для советского самолёта мест службы — КНР и КНДР, Ла-11 занесло аж в Индонезию. Вероятно, списанные самолёты поставили туда в учебных целях, вместе с реактивными МиГами.

Ил-10

Если истребители ушли в отставку довольно быстро, то паре представителей ударной авиации предстояла более долгая карьера. Конечно, тут не обошлось без Ил-2, а точнее, его преемника — Ил-10. По сравнению с предшественником «десятый» был более скоростным, маневренным и цельнометаллическим (а значит, долговечным). Застал он только самый конец Великой Отечественной, но долго сохранялся на вооружении после. Более того, в начале 1950-х его производство ненадолго возобновили в модернизированной версии Ил-10М.

Списали Илы в результате «геноцида штурмовой авиации» 1956 года, когда в СССР её ликвидировали фактически как класс.

На вооружении тогда стояло более полутора тысяч «десятых».

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Два Ил-10 ВВС КНДР, захваченные американскими войсками и переправленные в США для оценочных испытаний

В северокорейских ВВС Ил-10 стал главным и наиболее мощным ударным самолетом. Активное использование в начале войны в Корее было весьма успешным: в первые военные дни он поддерживал наступление танковых ударных кулаков «тридцатьчетвёрок». Однако это быстро привело к серьёзным потерям, когда американцы добились полного господства в воздухе над зоной боёв.

Китайцы, конечно, тоже получили Илы и использовали их в боях за острова в Тайваньском проливе. В Китае Ил-10 сняли с вооружения только в 1972 году.

Ту-2

Ту-2 — двухмоторный фронтовой бомбардировщик, изначально задуманный как пикирующий. Машина создавалась непросто, была технически более сложной, чем Пе-2. Массовое производство самолёта развернули только в конце войны, и продолжалось оно до 1950 года. Зато в отличие от большинства сверстников машина относительно долго оставалась на вооружении — бомбардировщики этого семейства на родине списали к 1954 году, а специализированные модификации, особенно учебные УТБ, продержались в испытательных центрах и лётных училищах до начала 1960-х.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Ту-2 ВВС НОАК

Ту-2 поставляли в Восточную Европу и вездесущий Китай. Китайские«тушки», само собой, не прошли мимо войны в Корее и разборок с другими китайцами, осевшими на островах, хотя применялись эпизодически. На вооружении в КНР «тушки» продержались до начала 1980-х — во вспомогательных и учебных частях.

По-2

«Кукурузник», созданный ещё в конце 1920-х, не думал уходить на покой по окончании Второй мировой и умудрился повоевать в Корее — довольно успешно.

В качестве ночного бомбардировщика По-2 не наносил серьёзного урона, но сильно раздражал «войска ООН», которые, несмотря на весь хай-тек начала 1950-х, не могли обнаружить тихий маловысотный биплан.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?По-2

Попытки сбить самолёт огнём пулемётов не раз заканчивались столкновением или падением увлёкшегося и потерявшего скорость перехватчика. Можно сказать, что советскому биплану удалось достичь нескольких воздушных побед, пусть и невольных, над новейшими на тот момент реактивными истребителями.

Ту-4

О боевом применении американцами B-29/50 мы вспомнили в прошлый раз. Но что его советская копия, Ту-4, тоже участвовала в боях, знают немногие. В истории этого самолёта есть пара интересных эпизодов(если не считать его важнейшей роли в качестве первого отечественного носителя ядерного оружия).

В время восстания в Венгрии«реновировать» Будапешт направилась ударная группа «тушек», которую развернули уже в полёте, незадолго до выхода на цель.

С вооружения их сняли уже после появления достаточного количества реактивных самолётов, в конце 1950-х, — но честь первыми держать над нашей страной ядерный щит выпала именно Ту-4. Было у самолётов и много интересных экспериментов — от ядерных испытаний до отработки дозаправки в воздухе, крылатых ракет и базирования на полярных аэродромах.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?Летающий радар KJ-1 ВВС НОАК, построенный на платформе Ту-4

Кроме того, после поставки самолётов в Китай советским лётчикам пришлось участвовать в «учебных бомбардировках полигонов на острове Тайвань». Отметились китайские «суперкрепости» советского производства и на Тибете. В своём исходном виде Ту-4 служили в ВВС Народно-освободительной армии Китая до начала 1970-х. Затем некоторые из них были ремоторизированы и в качестве патрульных машин, разведчиков и летающих лабораторий дожили почти до начала 1990-х.


Жизнь самолётов в середине прошлого века была недолгой. Изменения произошли, когда боевой самолёт перестали воспринимать просто как летательный аппарат и он превратился в платформу для оружия и электроники. Ведь никто не считает «древним» наш Су-35С — а его основе уже сорок лет! Все понимают, что есть «современное» и есть «старое». А Вторая мировая — и вовсе иная эпоха.

Однако представление, что историю военного дела разделил двойной сплошной линией сентябрь 1945 года, неверно. И неплохой иллюстрацией к этому являются советские «суперкрепости», которые бомбят острова Тихого океана в ожидании атаки американских реактивных истребителей, или «мустанги», сцепившиеся с «корсарами» в собачьей свалке над джунглями в конце 1960-х — когда в космосе уже вовсю летали спутники.


Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал Игорь Сипкин , 14.01.2018 в 10:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66531 пользователю нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

prokhorenko.andrei2015 Прохоренко Андрей
Геннадий Сёмкин
нелли забелло
нелли забелло
Александр Глушков
Владимир Гайшун
Гриони
Что, Кащея грохнули? Давно пора...
Гриони На Луне произошел колоссальный взрыв!
Николай Полищук
Раньше тебя сука посадили бы голой жопой на колымский снег
Николай Полищук Пока Беларусь думает, Польша уже строит
сергей егоров
Игорь Петров
Сергей Сергеев
Надежда
Николай Першин
Олег Володин
vlad ilfan
Татьяна Юрина
Игорь Петров
Игорь Петров
Хоть где-то были люди..
Игорь Петров Федеральные каналы крутили комедии во время церемонии похорон в Керчи. Это что?
Игорь Петров
евгений кодола