На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

ТОП-5 СОВЕТСКИХ МНОГОБАШЕННЫХ ТАНКОВ

ТОП-5 советских многобашенных танков

   Танк —уникальная боевая машина, кардинально изменившая в своё время лицо войны. С момента своего первого появления на поле боя и по сегодняшний день изменился и сам облик танка. Школа танкостроения не стоит на месте, а вместе с ней эволюционирует и само её детище. В разные эпохи эти стальные «колесницы смерти» выглядели по-разному, воплощая идеи и потребности своего времени.

 

   В первой половине ХХ века, среди конструкторов ведущих держав была популярна идея о многобашенных танках. Танкостроителям казалось, что большее количество башен должно колоссально повысить огневую мощь  боевой машины. Однако дальнейший опыт использования таких «стальных монстров» показал, их малую эффективность и поэтому современных танков такой конструкции нет.  Но в определённый момент времени разработки подобных «мобильных крепостей» активно велись во многих странах. Какие-то из них оставались прототипами, а какие-то даже были приняты на вооружение и участвовали в боевых действиях. СССР, как и многие другие страны, так же не обошла стороной мода на «многобашенность».

 

   Представляем вашему вниманию ТОП 5 советских серийных и экспериментальных многобашенных танков по версии сайта slovodel.com.

 

5-е место: Т-29

ТОП-5 советских многобашенных танковru.wikipedia.org

   Танк Т-29 сочетал в себе многобашенность и ещё одну популярную идею танкостроения того времени, а именно колёсно – гусеничную базу. Многим знакомы лёгкие советские быстроходные танки серии БТ на аналогичном по концепции шасси. Но данная боевая машина проектировалась на базе другого колёсно – гусеничного танка: плавающего ПТ-1.

 

   Т-29 средний трёхбашенный колёсно – гусеничный танк классической компоновки с противопульным и противоосколочным бронированием, конструкция которого во многом повторяла взятый за основу Т-28.

 

   Центральная главная башня, расположенная на втором ярусе, представляла собой немного изменённую башню от Т-26-4, в которую устанавливалась пушка КТ-28, так же были попытки установить пушку ПС-3, но в конечном итоге было принято решение установить 76-мм орудие Л-10. С передней и тыльной стороны башни в шаровых установках располагались 7,62-мм пулемёты ДТ.

 

   В двух дополнительных башнях, расположенных в передней части корпуса первым ярусом, так же были установлены пулемёты ДТ.

 

 Т-29 обладал хорошими ходовыми характеристиками. Он был довольно быстрым и манёвренным. Максимальная скорость на колёсном ходу (по шоссе) составляла около 80 км\ч, на гусеничном – около 50 км\ч (по шоссе и пересечённой местности).

 

   Разрабатывалась данная боевая машина в 1930-х годах. В период с 1934 года по 1937, было построено 5 опытных образцов, довольно успешно прошедших испытания. Танк планировалось принять на вооружение РККА, однако в серию всё же данный танк не пошёл ввиду сложной конструкции.

 

4-е место: Т-100

ТОП-5 советских многобашенных танковru.wikipedia.org

   Т-100 — тяжёлый экспериментальный двухбашенный танк классической компоновки, разрабатываемый уже «на закате» популярности подобных конструкций. Фактически был одним из последних проектов многобашенных советских танков.

 

   Башни танка располагались одна за другой и так образовывали два яруса. На первом находилась вспомогательная башня с 45-мм пушкой 20-К, которая была предназначена для поражения бронетехники.

 

  За ней, образуя второй ярус, устанавливалась основная башня, оснащённая пушкой Л-10 калибром в 76-мм для поражения живой силы и укреплений противника.

 

   Так же на вооружении боевой машины имелись три 7,62-мм пулемёта ДТ: два в башнях и один в командирской башенке.

 

   Кроме огневой мощи, Т-100 так же был неплохо бронирован для своего времени. Он имел в основном по кругу 60 мм брони, как в корпусе, так и в башнях. Такая броня позволяла довольно достойно «держать удар».

 

  Данный танк был изготовлен в единичном экземпляре в 1939 году и до 1940 проходил испытания. Несмотря на то, что это был прототип, он всё же успел поучаствовать в боевых действиях. Наряду с ещё несколькими экспериментальными танками, Т-100 использовался в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. Танк показал положительные результаты, но в серию его так и не запустили. Комиссия отдала предпочтение более перспективному танку КВ-1, отказавшись от идеи сложной многобашенной конструкции.

 

3-е место: СМК

ТОП-5 советских многобашенных танковcommons.wikimedia.org

  Бронзу забирает ещё один двухбашенный «тяжеловес» советской танковой промышленности, которого постигла та же печальная участь, что и предыдущий образец, который разрабатывался параллельно с СМК и проходил вместе с ним бок о бок боевые испытания.

 

  СМК являлся тяжёлым танком с двумя башнями классической компоновки. Башни боевой машины располагались так же двумя ярусами: вспомогательная -  на первом спереди, основная находилась на втором ярусе  за ней.

 

  Во вспомогательной малой башне находилась так же, как и на Т-100 40-мм пушка 20-К. Главная башня оснащалась уже 76-мм орудием Л-11, представлявшим собой модернизированную танковую пушку Л-10, которую можно было встретить на многих советских танках тех лет, в том числе и на конкурирующей «сотке».

 
 

 

   Кроме того, СМК был вооружён четырьмя 7,62-мм пулемётами ДП и одним крупнокалиберным пулемётом ДШК, калибром в 12,7-мм.

 

  В плане бронирования данный образец превосходил хорошо защищённый Т-100. В башнях СМК так же имел 60 мм брони, а вот в корпусе у данного танка было уже 75 мм.

 

   СМК разрабатывался так же в конце 1930-х годов. Как и Т-100, он был изготовлен в количестве одной единицы и был отправлен на «Линию Маннергейма» проходить испытания в боевых условиях. В целом боевая машина отвечала оперативно-тактическим требованиям, но, как и конкурент, СМК был отвергнут комиссией по тем же самым причинам, кроме того танк обладал слишком большой массой и габаритами.

 

2-е место: Т-28

ТОП-5 советских многобашенных танковru.wikipedia.org

  На втором месте у нас располагается танк 30-х годов ХХ века Т-28, первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство.

 

  Т-28 средний трёхбашенный танк поддержки пехоты классической компоновки с противопульным бронированием. Прообразом данной боевой машины послужил британский танк «Виккерс 16-тонный», вдохновившись которым после визита в Великобританию, советские танкостроители начали разрабатывать собственный аналог.

 

  Конструктивно он схож уже с упомянутым Т-29, прародителем, которого он и являлся. Башни расположены таким же образом: две пулемётные спереди на первом ярусе и главная пушечная – на втором.

 

  В двух малыш башенках, располагавшихся спереди на первом ярусе, были установлены по одному 7,62-мм пулемёту ДТ, которые позволяли эффективно бороться с наступающей живой силой противника в двух направлениях.

 

  Основная башня была доработанной версией от башни другого многобашенного танка Т-35. Изначально её оснащали короткоствольной 76-мм пушкой КТ-28, которая являлась модификацией полковой пушки образца 1927 года. Начиная с 1938 на танк уже устанавливалась более современная танковая пушка Л-10 с аналогичным калибром, которая превосходила по характеристикам старую КТ-28. Так же в башне были установлены два пулемёта ДТ.

 

   Производился танк с 1933 года по 1940. Т-28 было выпущено большое количество: 503 единицы. На момент своего создания он был самым сильным танком в мире. Первое боевое применение состоялось в ходе Зимней войны, в результате которой боевую машину было решено экранировать дополнительной бронёй, начиная, с 1940 года было модифицировано 111 штук. Данная модификация получила индекс Т-28-Э.

 

  Данный танк применялся и на начальный этапах Великой Отечественной Войны, однако к тому времени уже морально устарел и большинство боевых машин было потеряно в первые месяцы.

 

1-е место: Т-35

ТОП-5 советских многобашенных танковcommons.wikimedia.org

  И на первом призовом месте у нас располагается поистине легендарный танк, символ мощи и могущества РККА межвоенного периода. Встречайте, великий и ужасный Т-35!

 

  Т-35 являлся пятибашенным (!) первым советским тяжёлым танком классической компоновки, запущенным в серийное производство, а так же самым сильным и мощным танком Красной Армии 1930-х годов. Т-35 единственный пятибашенный танк в мире, который выпускался серийно.

 

  На первом ярусе корпуса располагались четыре башни: две перед основной башней и две сзади. Справа  была установлена вспомогательная башня, вооружённая 45-мм пушкой 20-К, слева – пулемётная башенка, которая оснащалась пулемётом ДТ калибра 7,62. Позади танка башни устанавливались зеркально передним.

ТОП-5 советских многобашенных танковcommons.wikimedia.org

  В главную башню, находившуюся на втором ярусе, устанавливали 76-мм орудие КТ-20, боекомплект которого составляли в основном осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды. Так же в башне имелись два пулемёта ДТ.

 

  Однако при всей своей огневой мощи и монструозности, Т-35 был больше парадным танком и оружием устрашения, нежели эффективной боевой единицей. Изображения этой машины красовались на многих советских военных агитационных плакатах и медали «За отвагу».

ТОП-5 советских многобашенных танковru.wikipedia.org

  Производился танк с 1932 года по 1939. С конвейера за эти годы вышло весьма скромное количество боевых машин, всего 64 образца. Применялись они на начальных этапах ВОВ, но поучаствовать в бою довелось лишь единицам. Большинство образцов были потеряны в результате технических неисправностей. Те, которые всё же добрались до фронта, были весьма быстро уничтожены. К началу Великой Отечественной Войны и без того спорный в плане конструкции Т-35 безнадёжно устарел. Он был большой, неповоротливый, имел слабое бронирование, а командир не мог физически управлять огнём из всех башен. Всё это делало из «охотника» очень лёгкую «добычу» для врага.

 

  По какой причине данный танк попал на первое место нашего ТОПа, имея такое количество недостатков? Всё очень просто, Т-35 наводил страх и ужас на врагов СССР и поднимал боевой дух целой страны просто одним своим видом. В бой он попал уже не в своё время, оказавшись малоэффективным боевым оружием, зато в своё время он был ультимативным оружием психологическим.

 

  У многих может возникнуть вопрос: почему же в наше время подобные «стальные монстры», ощетинившиеся орудиями со всех сторон ушли в прошлое? Ведь внешне они кажутся очень грозными боевыми машинами. На самом деле это только видимость. Во-первых, командиру такого танка весьма сложно управлять огнём из нескольких башен, а во-вторых, дальнейшее развитие танкостроения сделало подобную конструкцию бесполезной.  В ту эпоху танки разделялись на лёгкие, средние и тяжёлые. Они применялись для разных задач. Многобашенные же танки были попыткой унификации танка, совмещения нескольких предназначений в одном. Однако такое решение усложняло производство, да и сами танки были громоздкими и неповоротливыми. В итоге, после войны, вместо совмещения нескольких пушек в одном корпусе, конструктора решили пойти по пути совмещения нескольких пушек в самом орудии, так, чтобы оно отвечало требованиям сразу нескольких задач. Послевоенный прогресс в двигателестроении и новые технологии создания брони и вовсе стёрли грань между средними и тяжёлыми танками, позволив совмещать защищённость одних и подвижность других. Так и родилась идея современного универсального танка или ОБТ, но это уже совсем другая история.

 
Автор: Артур Собакевич
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх