На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Гончаров
    Спасибо Петру Глебову за Победу и за его роли, особенно - за Григория Мелехова!Пётр Глебов из "Т...
  • radiofree RF
    Григорий Мелехов лучшая роль Глебова.Пётр Глебов из "Т...
  • Галина Дудкевич
    Какие классные , талантливые советские актёры  и фильмы!!!Пётр Глебов из "Т...

Бои за Самарканд: победа и… снова победа русской армии

Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.

В XIX веке Россия начала осваивать территорию Средней Азии: Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират. Боевыми действиями в регионе командовал инженер-генерал Константин Петрович фон Кауфман, в 1867 году назначенный командующим войсками Туркестанского военного округа. Талантливый военачальник прекрасно проявил себя в период завоевания Средней Азии.

О. Брож. Кауфман Константин Петрович
О. Брож. Кауфман Константин Петрович

Азиатские волнения

Изначально боевые действия в Бухарском эмирате не входили в военные планы России. Однако завоевание Кокандского ханства вызвало недовольство бухарского правителя Музаффар-хана, что он и продемонстрировал, отобрав собственность у русских купцов, находящихся в Бухаре.

Попытки урегулировать конфликт дипломатическими переговорами результата не принесли — в Бухарский эмират пришлось ввести войска. Музаффар покинул столицу и, объединившись с кокандскими мятежниками, стал собирать армию.

Нападения на российские гарнизоны участились. Ситуация требовала решительных мер, а для проведения мирных переговоров был необходим весомый аргумент. Русское командование отдало приказ захватить Самарканд.

В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде

Взятие Самарканда

13 мая 1868 года войско под командованием генерала Кауфмана, насчитывающее около трех тысяч пехоты, семи сотен конных казаков и полтора десятка пушек, выдвинулось из Джизака в Самарканд. По воспоминаниям участников сражения, вражеская армия насчитывала до сорока тысяч воинов и около сотни пушек.

В. Верещагин. Кокандский солдат. Бухарский солдат
В. Верещагин. Кокандский солдат. Бухарский солдат

Противник встретил русскую армию в Зарявшанской долине. Бухарское воинство заполонило высоты Чупан-ата на подступах к Самарканду.

На предложение уйти с миром бухарцы не отреагировали, а напротив, начали перемещать войска, пытаясь зайти в правый фланг русской армии. Главнокомандующий был вынужден пресечь вражеский маневр, выслав на перехват четыре сотни конников. Казаки быстро рассеяли ряды противника и обратили его в бегство.

Поскольку ответа на приглашение к переговорам не поступило, Кауфман отдал приказ штурмовать позиции врага. Пехота, выстроенная в две колоны, под сильным ружейным и артиллерийским огнем преодолела мелководную речку Зарафшан вброд и бросилась в атаку.

До первой линии вражеских стрелков оставались считанные метры, когда бухарцы не выдержали и пустились в бегство, оставив два десятка пушек и личное оружие. Русская пехота потеряла не более полусотни человек.

Узнав об исходе сражения, жители Самарканда решили не портить отношения с русским генералом и не пустили в город бухарцев, а на следующий день капитулировали.

Крепость в осаде

Впрочем, лояльность самаркандцев оказалась обманчивее пустынного миража.

Генерал Кауфман решил закрепить успех в регионе и вскоре вместе с основными силами покинул Самарканд. Охранять город остался гарнизон из шести сотен человек и пара орудий, причем многие солдаты были больны или ранены. Командовал защитниками майор Фридрих Карлович фон Штемпель.

Едва русская армия покинула Самарканд, по городу резко пошли антироссийские настроения. Горожане, подогреваемые наставлениями религиозных лидеров, стали забрасывать расположение гарнизона камнями и выкрикивать угрозы. Кроме того к городским стенам стали подтягиваться отряды бухарцев и шахрисабзцев.

Трезво оценив обстановку, майор Штемпель приказал отступить в центральную цитадель Самарканда и готовиться к круговой обороне. Вместе с гарнизоном в крепости укрылись русские купцы, семьи бухарских евреев и знаменитый живописец-баталист Верещагин, путешествующий по Туркестану по приглашению генерала Кауфмана.

Оборона Самарканда

На следующий день, 2 июня 1868 года, в город ворвались тысячи бухарцев и шахрисабзцев, которые, объединившись с самаркандцами, принялись штурмовать цитадель. Однако крепость была построена на славу — ее толстые стены легко выдерживали пушечный залп, а врагов, пытавшихся забраться внутрь с помощью веревки и кошки, защитники немедленно скидывали вниз.

В. Верещагин. Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром
В. Верещагин. Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром

Однако у цитадели было две слабых точки: Бухарские ворота на юге и Самаркандские на востоке. В этих местах противник и сосредоточил свой удар.

К концу первого дня ворота были сожжены, но гарнизон сумел возвести баррикады из подручных материалов, ружейным огнем, а иногда и штыками попутно отбивая атаки врага. В яростных схватках отличился Василий Верещагин: художник сражался в первых рядах, за что и удостоился ордена Святого Георгия.

Ночь прошла относительно спокойно, но утром бухарцы вновь предприняли массированную атаку. Им даже удалось прорваться на территорию крепости.

Гарнизон устоял — сказалась великолепная организация обороны. Штемпель, опытный полководец, специально выделил резервные отряды и при необходимости бросал их на самый горячий участок.

В. Верещагин. У крепостной стены. «Пусть войдут!»
В. Верещагин. У крепостной стены. «Пусть войдут!»

В тяжелых боях прошел еще один день. К вечеру на военном совете офицеры договорились — когда надежда окончательно иссякнет запалить сложенные в цитадели запасы пороха и патронов, но не сдаваться врагу.

К счастью следующие три дня принесли облегчение. Напор врага ослабел. Попытки штурма продолжались, но стали происходить реже и на отдельных участках, а 7 июня 1868 года до гарнизона долетела радостная весть — генерал Кауфман на подходе.

На следующий день все отряды бухарцев и шахрисабзцев спешно покинули город. Константин Петрович фон Кауфман сердечно поздравил поредевший гарнизон с победой. Самаркандские жители были наказаны за предательство: по приказу генерала дотла сожгли городской базар.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх