На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Москва и Пекин будут защищаться, а Вашингтон и Брюссель – нападать



На самом деле война уже началась – на минувшей неделе. «Да, Россия готовится к войне, я это подтверждаю», – выразил официальную позицию МИДа замглавы департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Андрей Белоусов, отметив, что наша страна собирается не нападать, а защищаться. Одновременно в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин фактически повторил за Белоусовым: «Китай готовится к войне». Нас пугают или это серьёзно?

За последние четыре года мы сто раз писали о том, что-де война неизбежна и она вот-вот начнётся. Но война всё не начиналась. То и дело откладываемая казнь притупляет остроту чувств приговорённого к смерти, он привыкает и перестаёт ощущать запах сырой могилы. А ну как казни вообще не будет?! Хотя, по сути, все понимают, что без большой войны едва ли произойдёт слом одной системы миропорядка – гегемонии США и становление другой – многополярной. Обратили внимание, как на прошлой неделе говорил об угрозе войны прокремлёвский телеведущий Владимир Соловьёв? Обычно он говорит о таком с присущим ему цинизмом, пошучивая, но в последний раз его голос дрожал. И уж если в травоядном и беззубом российском МИДе, где постоянно «выражают недоумение», но никогда не используют по-настоящему жёстких формулировок, прямо заговорили о грядущей войне как о данности, значит, дела совсем плохи. Разберёмся, насколько.

Россию задирает Украина, китайцев – Тайвань

Показательно, что о подготовке к войне Москва и Пекин объявили в один день – 27 октября. Поводы у сторон, правда, возникли разные. Китайцы готовятся к агрессии Тайваня – разумеется, при поддержке американцев. Тайвань в данном случае выступает в роли сопляка из подворотни, которого гопники постарше отправляют стрельнуть сигарету, чтобы позже вмешаться и затеять драку. То, что происходит в Южно-Китайском море, не оставляет у Пекина сомнений: американцы науськивают своих миньонов, чтобы возник повод для мордобоя. В октябре в регионе уже чуть было не полыхнуло, когда китайский эсминец погнался за кораблём ВМС США, якобы нарушившим границу. Инцидент позже назвали «маневрированием», но лишь потому, что до стрельбы всё-таки не дошло. «Если раньше китайцы не особо стремились обострять ситуацию и как могли избегали резкой реакции на провокации Вашингтона, то сейчас они «на нижней точке», и терять Пекину особо нечего», – полагает военный эксперт Михаил Ходарёнок. «А если учесть, что климат в американо-китайских отношениях с недавних пор окончательно испортился и между двумя странами идёт полноценная торговая война, то остаётся лишь дожидаться, когда она перейдёт в горячую фазу». Не случайно китайские военные детально изучают подробности советско-американского столкновения в Чёрном море 30-летней давности, – отмечает эксперт. Горячая фаза, стало быть, вот-вот начнётся?

Прислушайтесь к тому, что говорит об этом ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин: «Представить, что китайцы нанесут ракетно-авиационные удары по американским кораблям, мне достаточно сложно, не думаю, что Пекин готов к столь острому противостоянию. Но если до этого будет доходить, китайцы сначала постараются заручиться гарантированной поддержкой России». Вот и возможное объяснение, почему заявления о готовности к войне прозвучали из Москвы и Пекина в один день. Стало быть, до острого противостояния уже дошло. И потому председатель Си как никогда жёсток в формулировках: «Необходимо сконцентрироваться на подготовке к войне». «Логика конфликта требует от Китая периодически бряцать оружием, – размышляет военный эксперт Борис Рожин. – Но похоже, что Пекин готов перейти от угроз к действиям». «Если Москва «впишется» за Китай, то американцам придётся сводить дело к компромиссу, – резюмирует Василий Кашин. – А если нет, то всякое может быть».

У Китая – Тайвань, у нас – Украина. Американцы накачивают наших соседей оружием: Киеву и Тайбэю на военные расходы от Вашингтона обломилось по 300 млн долларов. По военным меркам – копейки, но с чего бы американцам вообще тратить деньги на чужие армии? Впрочем, чересчур оснащать украинских и тайваньских вояк нет никакого смысла – сопляку, просящему закурить в подворотне, заточка и кастет не положены. Заточка и кастет – у взрослых жлобов, которые ждут за углом. «Я совершенно не удивлюсь, если в один прекрасный день китайцы высадятся на Тайване, – пророчит израильский военный эксперт Яков Кедми. – Потому что, если они этого не сделают, там будет американская военная база. Потому председатель Си и сказал: готовимся к войне». А если американцы не останутся в стороне (а они не останутся), столкновение будет не локальным. Мир – в труху!

«Вашингтон готовит войну, и Москва на это ответит»

На минувшей неделе первый комитет Генассамблеи ООН провалил обсуждение проекта российской резолюции в поддержку Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Президенту СССР Михаилу Горбачёву впору принимать соболезнования: последнее из его «достижений» американцы наконец дезавуировали. Теперь президент США Дональд Трамп может, не опасаясь международной реакции, разорвать соглашения 30-летней давности. А к чему приведёт разрыв соглашений, объяснил представитель нашего МИДа Андрей Белоусов. Своим выходом из договора «Вашингтон готовит войну, и Москва на это ответит». И не случайно Белоусов обратил внимание на различие формулировок, как он выразился, «в лингвистическом плане»: если Россия «готовится к войне», то американцы «готовят войну».

Михаил горбачёв: Похоже, что мир действительно готовится к войне

Обратите внимание, как поляризуется мир. Против российской резолюции проголосовали 55 стран. За неё – тоже немало, 31 страна. 53 государства воздержались. Белоусов эту поляризацию назвал «странной»: большинство из тех, кто воздержался, – активные сторонники ядерного разоружения, большинство из тех, кто голосовал против российской резолюции, – сторонники сохранения договора. Решение продавили американцы? Именно так. Не случайно неделю назад и президент Трамп, и его министр обороны Мэттис в унисон заявляли, что-де Америка будет наращивать производство ракет средней и меньшей дальности, «пока Россия и Китай не поумнеют».

В общем, мир вернулся к ситуации начала 80-х годов, когда до войны, кажется, оставались каких-то полшага. Американские «Першинги» в Британии и Западной Европе, советские «Темпы» и «Пионеры» – в странах Варшавского договора. Первый сольный альбом Стинга рвёт хит-парады, а Стинг поёт: «Мистер Рейган обещает защитить нас, но я с этим не согласен. Надеюсь, русские тоже любят своих детей». Впору бы появиться новому Горби, но в Кремле наивные простаки закончились, а в Белом доме заседает деляга, который точно не станет подкармливать голубя мира забесплатно. Вот такое нынче международное положение.

Война спишет Америке её гигантский внешний долг

Но почему нельзя встать и сказать: мы не хотим войны, остановитесь, а затем взяться за руки и водить дружный хоровод с американцами? Дело гораздо глубже, нежели желание военно-промышленного комплекса заработать десяток-другой миллиардов или стремление политиков показаться миротворцами или, напротив, громовержцами. Сегодня идёт глобальный слом всей системы мироустройства, проясняет фон, на котором идут военные приготовления, политолог Сергей Караганов. Одновременно идёт слом однополярного мира, установившегося в первые 15 лет после развала СССР. До сих пор все жили в мире, в котором миропорядок формировал Запад. Но сейчас всё меняется. И в этой стремительно меняющейся реальности ядерное оружие – данность. Считается, что оно – безусловное зло, а значит, его нужно ограничивать и ликвидировать, но оно тем не менее всё это время спасало мир, диктуя политику сдерживания. Советский Союз тратил на вооружение четверть валового национального продукта, Россия сегодня тратит до 6% бюджета. Но кто сказал, что висящее на стене ружьё однажды не выстрелит? Обязательно выстрелит, по-другому и быть не может!

Наивно было бы думать, что слом одной системы мироустройства и становление другой пройдут бескровно, подчёркивает экономист Михаил Хазин. Во-первых, американцы не готовы уступать своё лидерство, ибо, уступив его, они тут же лишатся множества преференций. Саудиты станут заказывать оружие не в Вашингтоне, а в Москве (подвижки, кстати, уже начались), европейцы отобьются от рук и ринутся налаживать отношения с Кремлём. Экономика США затрещит и, возможно, рухнет. На фоне сегодняшнего раскола политических элит экономический апперкот может оказаться летальным – похожий сценарий одну сверхдержаву недавно похоронил. Во-вторых, американцы грезят о том, как единым махом списать свой запредельно большой внешний долг – свыше 20 трлн долларов. Без войны списать такой долг невозможно, но его невозможно и возвращать кредиторам – тем же китайцам (Поднебесная, к слову, первый кредитор США). А так – война всё спишет, опыт Первой и Второй мировых войн тому порукой.

В общем, мотив у Америки, чтобы начать войну, имеется самый веский. Таким образом, войны не избежать?

К войне не готовы и США, и Россия, и Китай

Вот в этом вопросе мнения экспертов расходятся. Израильский аналитик Яков Кедми, к примеру, убеждён, что для Вашингтона сегодня не лучшее время для начала войны. «С одной стороны, у США проблемы в Европе, с другой – в Китае. Одновременно эти проблемы решить нет возможности. С другой стороны, американцы увязли на Ближнем Востоке и в Афганистане. Американцы рассчитывали, что они смогут достичь превосходства над российской системой ПРО, установив свою ПРО в Восточной Европе. Что оказалось? С точностью до наоборот! Сегодня превосходство российских систем ПРО над американскими очевидно. А у американцев нет серьёзной системы противоракетной обороны над своей территорией. Она у них очень и очень проблематичная даже по прежним меркам, не говоря уже о сегодняшнем дне. Денонсируя Договор о РСМД, они даже не знают, что их ждёт. Но когда узнают – будет поздно».

Возможно, у американцев действительно неважный «ядерный зонтик», оппонирует Кедми российский военный эксперт Михаил Ходарёнок. Но и Российская армия едва ли готова к столкновению с военной машиной США. Перевооружение армии так и не завершилось, новые оборонные разработки сомнительны с точки зрения заявленных возможностей, ведь даже специалисты порой в глаза не видели этих разработок. Взять хоть таинственный «Самарканд», засекреченный комплекс радиоэлектронной защиты, развёрнутый в этом году над Калининградом и в Белоруссии. Эксперты на вопрос о характеристиках «Самарканда» только разводят руками, подспудно давая понять, что эти характеристики, похоже, надуманны (подробнее о «Самарканде» читайте на с. 8 номера «Нашей Версии». – Ред.).

Таким образом, к войне не особо готовы и американцы и мы. Да и готовность Китая под большим сомнением. В российском Генштабе подсчитали, что на реализацию плана председателя Си о подготовке к большой войне потребуется от 3 до 5 лет – как минимум! Впрочем, ещё ни одна война не начиналась тогда, когда нападавшие и подвергшиеся нападению были полностью готовы к столкновению. Накануне Великой Отечественной войны Красная армия тоже проводила масштабное перевооружение, были уже и новейшие Т-34, и Як-1, и «катюши», но их было очень мало – либо единичные экземпляры, либо небольшие серии. Ситуация в точности как сейчас. Новое оружие есть, и весьма эффективное – но достаточно ли его, чтобы противостоять армаде США?

Остаётся надеяться на то, что неготовность к масштабному столкновению удержит Москву, Пекин и Вашингтон от желания помериться силами. Впрочем, судя по историческим прецедентам, надеяться не на что. Неготовность Германии к мировой войне не остановила ни Гитлера, ни кайзера Вильгельма.

«Угроза войны мало волнует как Вашингтон, так и Пекин»

А что говорят политики? Быть может, у США и России ещё есть возможность договориться, а Трамп пересмотрит своё решение о выходе из Договора о РСМД? В Госдепартаменте США заявили, что позиция Трампа в вопросе о РСМД пересмотрена не будет. В свою очередь, президент России Владимир Путин на прошлой неделе предупредил, что Москва ответит зеркально на поставки в Европу американских ракет. А глава МИДа Сергей Лавров подчеркнул, что любое действие Вашингтона в сфере наращивания вооружений в Европе повлечёт за собой зеркальное противодействие России. На самом деле ситуация на руку как Вашингтону, так и Пекину, разъясняет военный эксперт Александр Перенджиев. Почему против резолюции Москвы голосовали страны, которые как бы выступают за ядерное разоружение? Потому, что выход США из договора легализует производство таких ракет в мире. А в обладании такими ракетами заинтересован целый ряд стран, от Израиля и Ирана до Индии и Пакистана. «Эти страны и могли повлиять на позиции других членов ООН, чтобы те высказались против российской резолюции». А заполучив свои РСМД, эти страны не замедлят выяснить отношения друг с другом, что Дели с Карачи, что Тель-Авив с Тегераном. Тогда-то и полыхнёт! «Американские политики решили, что денонсация Договора о РСМД – в их интересах, точно так же решили и в Китае, – разъясняет Александр Перенджиев. – А то, что угроза войны возрастает в разы, мало волнует как Вашингтон, так и Пекин».

Сергей МАРКОВ, политолог:

– Не хочется делать прогнозов, война – страшное дело, и есть риск накаркать. Давайте рассуждать объективно. Америка теряет позиции, от неё отворачивается Европа (Германия, вразрез с мнением Вашингтона, тянет к себе «Северный поток – 2», Австрия, Венгрия и Италия без оглядки на американцев выстраивают с Москвой особые отношения). Саудиты ищут и находят союзников в Кремле – видано ли дело! Ясно, что начался слом системы миропорядка. Хотелось бы, конечно, чтобы слом прошёл безболезненно для окружающих, но так не бывает. История не знает таких примеров. Фундамент, на котором всё строилось, обрушился, кто-то в результате падения уцелеет, а кто-то нет. Хотелось бы, чтобы будущая война была какой-нибудь «гибридной», чтобы избежать больших жертв. Но, как будет на самом деле, пока можно только гадать. При этом для оптимизма особых поводов, честно говоря, нет.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх