На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Aзаров
    И вот ЭТОТ шизанутый кротодав собирается "разнести в прах" ВС РФ ???!!!🤣🤣🤣  Жалко убогого!.. Он ведь просто не дож...Эстония планирует...
  • Вячеслав Кормилицын
    Во напужал. Аж весь трясусь от страха. А вообще эстония этот что?Эстония планирует...
  • Надежда
    С такой рожей только мартышек в зоопарке дразнить!)☺️Эстония планирует...

Начать не позднее 1914-го

Кратко о вооруженных силах России и Германии в 1914 г.


Армии противников комплектовались на основе всеобщей воинской повинности. В России срок кадровой службы – 3 года, в Германии – 2 (для пехоты). Русский солдат состоял в запасе первого и второго разрядов, германец - в резерве, а также в ландвере первого и второго призывов. Лица, не служившие в полевых войсках, но так или иначе годные к службе, а также лица за пределами возрастного барьера служили в ополчении (Россия) и ландштурме и эрзацрезерве (Германия) [подр. см. Военная энциклопедия / под. ред. В. О. Новицкого. 1911. Т. VII. С. 275-276, Ростунов И. И. Русский фронт Первой мировой войны. М., 1976., Головин Н. Н. Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939]. Сроки прохождения службы, а также возраст призыва на действительную службу отличались незначительно.

Армии мирного времени насчитывали в России и Германии 1423000 и 761000 человек соответственно.


Русская армия начала двигаться в сторону единообразия структуры, но полностью закончить реорганизацию не успела. Упразднялись крепостные и резервные войска (15% численности армии) и за счет этого сформированы 7 стандартных пехотных дивизий и стрелковая бригада.

Армейский корпус являлся высшим тактическим соединением.
Русский 32-батальонный корпус насчитывал 48000 человек (в т. ч. 33000 активных штыков), имел 108 орудий (в 14 батареях) и 64 пулемета, а германский 24-батальонный корпус - 45000 человек (в т. ч. 25000 активных штыков), 160 орудий (в 28 батареях) и 48 пулеметов. Из состава 108 русских орудий – 96 дивизионных 76-мм пушек и 12 орудий - корпусной мортирный дивизион - 122-мм гаубиц. Германцы действовали более продуманно. У них 105-мм полевые гаубицы входили в состав полевых дивизий. Но и на корпусном уровне присутствовало дополнительно 16 155-мм орудий тяжелой полевой артиллерии. Германский армейский корпус обладал, таким образом, эффективным огневым кулаком и, как следствие, повышенной ударной мощью. В армиях Антанты тяжелые орудия 150-мм калибра на корпусном уровне отсутствовали «как класс» (а у французов – и легкие полевые гаубицы). Также армейский корпус обладал частями усиления и обеспечения – авиаотрядом, подразделениями связи, инженерными и обозными частями, корпусной конницей.

Армейские корпуса и кавалерийские дивизии в различной пропорции (как правило, 2-6 армейских корпуса и 1-4 кавалерийских дивизии, которые тоже сводили в корпуса) образовывали оперативные объединения – армии. Несколько армий образовывали фронт – кстати говоря, именно России принадлежит заслуга впервые в истории создать эти оперативно-стратегические объединения.

Германская армия на 1914 год имела в своем составе 25 армейских корпусов (21 АК, 3 баварских АК и Гвардейский корпус) без резервных дубликатов или 79 полевых дивизий (с отдельными бригадами - 83), 29 ландверных, 15-эрзац-резервных, 11 кавалерийских дивизий – 761 тыс. кадровая армия, 1 млн. 100 тыс. резервисты, 1 млн. 919 тыс. ландвер, 1 млн. 120 тыс. ландштурм [Такман Б. Первый блицкриг. Август 1914. Статистика. М.-Спб., 1999. С. 495].

Русская армия – 37 корпусов (113,5 дивизий) и 22 кавалерийские дивизии (без отдельных бригад). Кадровая армия – 1 млн. 423 тыс., 1 млн. 200 тыс. второлинейных войск, 3 млн. 115 тыс. запасных, 800 тыс. ратников ополчения [Там же. С. 497].

Организационная структура германской армии была менее громоздкой и соответственно более удобной для управления (если ее сравнивать не только с русской, но и любой другой европейской армией).

Говоря о боевой подготовке войск, следует сказать, что армии мирного времени стояли примерно на одном уровне. В русской армии в результате реформ 1905-14 гг. были проведены существенные преобразования. Появились свежие программы для военных училищ, в 1907-14 гг. приняты новые уставы и наставления [Наставление по штыковому бою СПб, 1907; Устав полевой службы СПб, 1912; Наставление для действий пехоты в бою СПб, 1914], учитывающие как опыт зарубежных армий, так и особенно, Русско-японской войны. В частности, основой боевой деятельности пехоты служат наступательные действия, определяется инициативность бойца в бою. Прогрессивными были вопросы структуры боевых порядков, взаимодействия родов войск, маневрирования. Применялся боевой порядок в форме стрелковой цепи, трансформируемой в зависимости от обстановки в более плотную формацию. В зависимости от обстановки пехота должна применять винтовочный и пулеметный огонь, штыковой бой, ручные гранаты.

Недостатками русских уставов и наставлений являлись:
а) недооценка артиллерийского огня (70% потерь пехоты в бою по опыту мировой войны);
б) недооценка окапывания пехоты в бою;
в) не рассматривалась такая форма боя как встречный.

Впрочем, эти упущения были характерны почти для всех армий того времени. Во французской армии, например, перед войной офицер получил дисциплинарное взыскание за ознакомление подразделения с рытьем окопов.

Германские уставы [Строевой пехотный устав германской армии. СПб, 1906] и боевые наставления также строились на основе наступательных действий. Знакомы германцам встречный бой, атака укрепленных позиций. Наиболее тщательно изучалось взаимодействие пехоты с артиллерией. Вместе с тем, в отличие от русской армии, немцы, не имея с 1870-71 гг. боевого опыта, применяли более плотные боевые построения, неся в первых сражениях неоправданно высокие потери. Недооценивалось применение к местности и маневрирование в наступательном бою, применение резервов.


1. Германские пулеметчики на довоенных маневрах

Людской ресурс армий обоих противников стоял на высоком уровне, использовались современные методы подготовки личного состава.

Русскую императорскую армию отличали великолепный солдатский, унтер-офицерский и офицерский кадровый состав. Особый упор на огневую подготовку (например, командующий Петербургским военным округом и войсками гвардии великий князь Николай Николаевич отрешал от должности командира полка, не получившего «отлично» по результатам стрельб) привел к тому, что русская пехота мирного времени великолепно стреляла (примером служит ряд боев 1914 г.). Офицерский состав проводил занятия по тактике, готовились доклады по военной тематике, осуществлялись военные игры. Важнейшим изъяном была квалификация высшего командного состава (опять-таки, в общем характерная для всех армий), но в России усугублявшаяся существованием устаревшей цензовой системы.

Вооружение противоборствующих армий, в целом, было идентично. Главным оружием пехоты была магазинная винтовка с хорошими баллистическими качествами. Достоинствами русской винтовки С. И. Мосина были надежность и неприхотливость в боевой обстановке, а также трехгранный штык.

В начале войны пехотный полк имел 6-8 пулеметов, чего было явно недостаточно. Полковая пулеметная команда возглавлялась опытным офицером и, включая в свой состав значительное количество солдат, унтер-офицеров, лошадей, оборудования, являлась значимым мобильным резервом в руках командира полка. В русской и германской армиях применялись, в основном, тяжелые (станковые) пулеметы систем Максима.


2. Русские пулеметчики

Артиллерия превращается в «Бога войны». Массирование артогня, маневрирование дивизионов и батарей на поле боя были важным залогом побед. Традиционно русские артиллеристы, по единодушному мнению как отечественных, так и зарубежных специалистов, были лучшими в Европе. Они применяли тактические новинки (например, огонь с закрытых позиций в начале войны германской артиллерией не практиковался), непревзойденной была и меткость стрельбы. Матчасть противников в целом была равнозначной, но русские трехдюймовка и полевая 122-мм гаубица являлись одними из лучших в своем классе. Но важнейшим фактором было значительное превосходство немцев в тяжелой артиллерии. Русская армия имела 7030 орудий (в т. ч. лишь 240 тяжелых гаубиц и пушек) [Подроб. см. Барсуков Е. З. Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.). М., 1948-1949; он же. Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении. М.-Л., 1926], а германская - 6528 орудий (в т. ч. 1688 тяжелых – 150 - 420-мм калибра). Германия была также новатором в деле применения тяжелых минометов. В обоих государствах появляются зенитные орудия.


3. Германские артиллеристы

Значимый просчет воюющих сторон – отсутствие орудий на батальонном и полковом уровне, то есть отсутствие средств эффективной поддержки пехоты на поле боя.


4. Русская тяжелая батарея на позиции

И в русской, и в германской армиях развивались перед войной авиация, автомобильный транспорт, бронесилы, средства связи, инженерные средства.

При мобилизации русская армия получила 4,2 тыс. автомашин, а германская – 4 тыс., но у немцев был больше удельный вес грузовиков.

Только Россия имела на начало войны специальные самолеты тяжелой бомбардировочной авиации «Илья Муромец». Парашют (разработан в 1911 г. Г. Е. Котельниковым) - также русское изобретение. Россия имела к началу войны 263 самолета, а Германия – 232. В условиях Восточного фронта авиация использовалась преимущественно в разведывательных целях, особенно в начале войны.

В военно-морской сфере Германия главное внимание уделяла британскому флоту, Балтийское море считалось второстепенным театром военных действий. Русский Балтийский флот до вступления в строй дредноутов типа «Севастополь» серьезно уступал немцам, и главная задача, стоявшая перед ним – недопущение германцев в Финский залив к Петрограду, прежде всего посредством минной войны (что, кстати говоря, было успешно выполнено).

Стоит также отметить, что первые русские дредноуты типа «Севастополь» (вступили в строй в ноябре – декабре 1914 г.) были одними из сильнейших в своем классе (особенно их черноморский вариант). В полной мере были учтен и зарубежный опыт, и опыт Русско-японской войны. Эсминцы типа «Новик» были первыми турбинными миноносцами, по вооружению (102-мм орудия) с ними не могли тягаться германские эсминцы с 88-мм артиллерией. Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» - отечественная новинка. К началу войны Россия имела 23, а Германия 28 подводных лодок, но русская лодка типа «Барс» считалась одной из лучших в мире. Родина гидроавиации – также Россия. Впервые были выпущены и действовали всю войну (особенно на авиаматках Черноморского флота) гидросамолеты Д. П. Григоровича М-1, М-2, М-4. М-5, М-9. Трехорудийные корабельные башни, некоторые методы управления огнем также обязаны своим появлением русскому флоту.

В развитии минного оружия русский флот заслуженно занимал первое место. Торпеда образца 1912 г. по скорости и дальности хода превосходила зарубежные аналоги. Впервые появляется трехтрубный торпедный аппарат и используется новаторский метод залповой стрельбы веером (впоследствии перенятый англичанами). Русские морские мины гальваноударного и ударномеханического типа по техническим данным и надежности оставили далеко позади зарубежные образцы. Англичане всю войну приобретали русские мины. Впереди россияне были и в сфере трального оружия.

Боевая подготовка в русском и немецком флотах была вполне сопоставима. Акцент немцы делали на артиллерийские стрельбы, в чем весьма преуспели (у нас лучше всего стреляла эскадра линкоров Черного моря). Из русских флотов особенно блистал боевой подготовкой Балтийский флот (огромная заслуга его командующего - Н. О. фон Эссена). Учения проводились круглогодично, были созданы соединения, призванные решать самостоятельные оперативные и тактические задачи. Велико было количество практических стрельб, в том числе и посредством быстрого заряжания. Серьезно организована подготовка по использованию минно-торпедного оружия (особенно в реальных условиях минно-артиллерийской позиции Финского залива). Внимание также уделялось отработке действий флота совместно с сухопутными силами (чему германцы особого значения не придавали). Суммируя вышесказанное, можно отметить наличие у германской эскадры Балтийского моря более чем серьезного соперника в лице русского Балтийского флота.

Наконец, следует отметить большие перспективы развития русской армии и флота. В частности, военные расходы России составили в 1908 г. 1511000 франков, а Германии – 1504000 франков (у Франции эта цифра – 1100000, а Австро-Венгрии – 529000 франков).

В 1913 г. в Российской империи принята большая программа по строительству вооруженных сил, рассчитанная до 1917 года.

В соответствии с ней сухопутная армия возрастала в мирное время до 1710000 человек, увеличивались штаты пехоты, должны были быть сформированы 32 пехотных, 26 кавалерийских, 6 стрелковых полков.

Но самое главное, в артиллерийском отношении Россия выравнивалась с Германией и даже превосходила ее. Так, в артиллерийскую бригаду пехотной дивизии включалось 9 пушечных и 2 гаубичных (122-мм) батареи – 66 орудий в дивизии вместо 48 и плюс гаубицы, которых на дивизионном уровне не было. А армейскому корпусу придавался тяжелый дивизион из 4-х батарей (107-мм пушки и 152-мм гаубицы). Что самое страшное для германцев, при большем количестве батальонов наш корпус превосходил немецкий и по числу орудийных стволов (вместо соотношения 108 к 160 получалось 200 к 160).

Морская судостроительная программа предусматривала строительство четырех мощнейших линейных крейсеров с 356-мм артиллерией главного калибра типа «Измаил», разрабатывались сверхдредноуты типа «Российская империя» с 406-мм главным калибром. Эти корабли должны были стать основой океанской мощи России, дав ей средиземноморскую эскадру (как во времена Ушаковских экспедиций) со стоянкой в Бизерте. По грустному стечению обстоятельств Бизерта стала последнем пристанищем русского Черноморского флота после крымского исхода на закате Гражданской войны.

Как утверждают германские историки и мемуаристы, победить такую русскую армию было бы весьма проблематично. Время работало на Россию - немцам следовало при первой же возможности использовать имевшиеся преимущества, воспользовавшись первым же удобным случаем для развязывания войны. Раньше - лучше чем позже. И это явилось весьма немаловажным фактором в развязывании войны государствами Германского блока именно в 1914 году.


5. германская батарея в 1914 г.
Автор: Олейников Алексей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх