На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Беляна: почти готовый авианосец для Волги!

Одним из последствий сложных естественно-географических условий на территории обитания россиян явилась их развитая смекалка, ставшая причиной многих наших побед и… разочарований для наших противников. Например, в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы стали, не подумав, завозить к себе в Германию на работу наших советских граждан, а делать этого, по идее, было нельзя. Почему нельзя, да потому, что очень скоро на стол к Гиммлеру стали ложиться пачки донесений о вроде бы «верных идеям нацизма» бауэрах и промышленниках, которые в своем кругу (и не только в своем!) «распускали языки» и рассказывали, что русские девушки очень чистоплотны и культурны, вырезают изумительные по красоте снежинки, делают восхитительные елочные игрушки и даже вяжут салфетки! Простые рабочие чинят им сложные станки, с починкой которых не могли справиться дипломированные германские инженеры, их рационализаторские предложения приносят им хорошую прибыль, а ведь им-то говорили, что русские – «это дикие и отсталые люди». Посадить всех этих «болтунов» было просто нереально. Отправить всех русских назад – тоже. Так гитлеровцы стали заложниками тупиковой ситуации, которую по невежеству сами же и создали. Ситуации на всех уровнях, подрывавшие доверие к государственной пропаганде! То есть разрушавшие информационный фундамент общества, а делать этого явно не следовало!



Огромная пятипролетная беляна при полной загрузке: «беляна о пяти городах»!

Это один пример, связанный с влиянием смекалки на пропаганду, а вот другой – уже более конкретный и имеющий непосредственное отношение к технике. Сегодня многие инженеры и экономисты говорят о том, что «вещи надолго» постепенно выходят их обихода и заменяются одноразовыми – это, мол, и выгоднее, и технологически такое сделать проще. Однако ничто не ново под Луной! Именно у нас в России и еще в ХIХ веке по нашей великой Волге уже плавали … одноразовые грузовые суда! При этом их водоизмещение достигало ни много ни мало – 2000 тонн и более! И назывались эти суда беляны, что тоже весьма показательно.


На этом фото хорошо видны габариты беляны и прежде всего размеры ее якоря.

Прежде всего отметим, что смекалка, как правило, работает на лень, она уменьшает энтропию и повышает эффективность. Так, например, было и с названиями волжских речных судов, которых на нашей матушке-Волге было очень много. «Мокшаны» – значит с реки Мохши, «барки сурские», «суряки» – реки Суры (зачем что-то новое придумывать – Сура – «суряк»), «дощаники» – барки из досок…вот ведь сколько их тогда было и как просто и понятно они тогда назывались! В ту пору опознавали их еще издали, как мы сегодня отличаем «Шевроле» от «Марседеса». Но и среди всего этого многообразия беляна стояла особняком. А все потому, что уж очень была она… ну очень большая! Иные беляны были водоизмещением в две и более тысяч тонн, так что неудивительно, что такие суда-исполины спутать с каким-то другим судном было просто невозможно! Есть данные, что по Волге плавали беляны в сто метров длиной, то есть длина их была сопоставима с размерами крейсера «Аврора», а высота борта достигала шести метров. То есть ее запросто можно было поставить рядом с современным двухэтажным домом! Если же мерить в пудах, то небольшие беляны поднимали груз в 100-150 тысяч пудов (пуд –16 кг), а вот у самых крупных грузоподъемность могла достигать 800 тысяч пудов! То есть получается, что это была грузоподъемность пусть и небольшого, но все-таки океанского парохода, хотя сами беляны плавали исключительно с верховьев Волги и до Астрахани.

Известно, что для строительства одной беляны требовалось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Поскольку дно у белян было плоское, настилали его из еловых брусьев, а вот борта – из сосновых досок. Шпангоуты стояли очень часто, так, что расстояние между ними было не больше полуметра, вследствие чего корпуса белян обладали совершенно исключительной прочностью. И как на Руси в прошлом случалось очень даже часто, в самом начале беляны строились без единого железного гвоздя, и только позднее мастера начали применять железные скрепы. Своим видом они напоминали современные скобки для степлера с заостренными концами и загонялись в дерево кувалдами. Прочность такого крепления была очень велика, а к тому же по минованию надобности их можно было без особого труда извлечь и потом использовать повторно.

Беляна: почти готовый авианосец для Волги!

Строительство беляны.

Прочный корпус беляны имел самые простые очертания, то есть заострен был как спереди, так и сзади. А вот управляли беляной на плаву с помощью огромного руля, похожего на сбитые их теса ворота, а поворачивали его при помощи очень длинного бревна, которое поднималось от кормы на верхнюю палубу. Поэтому вниз по реке беляна сплавлялась не носом, а… именно кормой! И плыла она по течению, время от времени пошевеливая этим рулем, словно кит хвостом, самосплавом, и при всей своей внешней неуклюжести обладала отличной маневренностью! Дело в том, что опять-таки наши мастеровые для этой цели придумали… лот – чугунный шар на цепи, катившийся за беляной по дну. Лот притормаживал ее скорость на быстрине и помогал «рулить», а когда мелей не предвиделось и глубина была приличной, лот поднимали. Кроме лота, на беляне был целый набор больших и малых железных якорей весом от 20 до 100 пудов, а также множество самых разных канатов из пеньки и мочала.


Беляна на одной из дореволюционных почтовых карточек.

Но, конечно, самым интересным на беляне был ее груз, ради транспортировки которого она как раз и строилась. И груз этот был – «белый лес», то есть ошкуренные бело-желтые бревна. Принято считать, что именно из-за их цвета беляне и дали такое название, хотя существует точка зрения, что опять же ее название произошло от реки Белой. В любом случае, беляна всегда имела белый цвет и служила всего лишь одну навигацию, а потому никогда и не смолилась – зачем добро переводить?!

При этом и грузили беляны таким образом, как не грузили, да и сейчас не грузят никакое другое судно в мире. Существовала даже такая поговорка, свидетельствовавшая, что дело это было не из простых: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами!» А причина этому была такая: лес в беляну укладывали не просто штабелем – так бы много она не увезла, – а штабелями с несколькими пролетами (проходами) между ними, чтобы иметь свободный доступ к днищу и бортам на случай возможной течи. При этом сам груз с бортами не соприкасался и на них поэтому не давил. Но так как при этом на борта очень сильно давила забортная вода, использовались специальные клинья, которые по мере усыхания древесины на борту беляны все время заменялись новыми, с каждым разом все большими и большими по размеру.


Беляна – гордость реки Ветлуги!

Как только лес несколько превышал уровня борта, бревна укладывали таким образом, что они выступали за габариты корпуса судна и образовывали своего рода «балконы», на которые опять укладывали новый ряд бревен, а затем опять выдвигали очередной ряд бревен за борт и так несколько раз! Получались выступы, которые назывались роспусками или разносами, и которые требовалось расположить так, чтобы равновесие судна не нарушалось и не приводило к крену. И это притом, что роспуски эти иной раз выступали за борт на четыре и более метров (!) в разные стороны, так что ширина беляны по его палубе, как и у современного авианосца, могла быть значительно больше, чем по корпусу. И вот у некоторых белян она достигала 30 метров, то есть на ней можно было вполне танцевать! Но бревенчатая кладь наверху также не была сплошной, а имела отверстия для проветривания. Поэтому в старину о том, какого размера беляна, судили по количеству имевшихся на ней пролетов (клетей). И были беляны о трех, четырех, и более пролетах.


Владелец этой беляны явно не поскупился на материю для флагов!

Однако и сама палуба беляны тоже была грузом, а настилалась она либо из теса (тесаных досок), либо из досок пиленых, и, как уже отмечалось, имела размеры, мало чем отличавшиеся от палубы авианосца периода Второй мировой войны! На ней устанавливали по 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. Ну а ближе к корме, что опять-таки роднит архитектуру беляну с авианосцем, находилось сразу два «острова», расположенных попарно по бортам – две бревенчатые избушки – «казенки», в которых жила команда судна.

Между крышами этих избушек устанавливался высокий поперечный мостик с перилами и резной будкой посредине, в которой было место лоцмана. Будку покрывали прихотливой резьбой, а иной раз еще и красили «под золото». И хотя беляны были судами «одноразовыми» и сугубо функциональными, их, тем не менее, было в обычае богато украшать флагами, причем не только флагом Российской империи и его торговым флагом, но и личными флагами того или иного купца, на которых чаще всего вышивались изображения святых, от которых таким образом рассчитывали получить благословение. Денег на это не жалели, поэтому они иной раз были так велики, что развевались над белянами подобно парусам. С расходами на них не скупились, потому, что чем не больше флаг, тем выше был «имидж» у купца!


Ну, чем не готовый «авианосец»? Устраивай ровную палубу из досок и… «Ньюпоры» на взлет!

Рабочих на средней беляне могло быть от 15 до 35 человек, а на самых больших – от 60 до 80. Много людей должны были работать на помпах, которые откачивали воду из корпуса. Обычно помп было 10-12 штук, так как несмоленый корпус беляны постоянно протекал. Из-за этого грузили беляну с дифферентом на нос. Туда стекала вся вода и вот оттуда-то ее и откачивали.

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине ХIХ века. Многочисленным городам и деревням в степном Поволжье требовались бревна для строительства, а новым для того времени пароходам – дрова. Последние в волжские порты также завозились исключительно на белянах. И только постепенно, в связи с переходом на отопление пароходов нефтью, спрос на дрова на Волге постепенно упал. Но вплоть до конца ХIХ века беляны продолжали строить в количестве до 150 штук в год и, загрузив лесом, сплавляли их с верховьев вниз по реке до самой Астрахани.

Здесь эти уникальные суда разбирались, да так, что от них даже щепок и тех не оставалось. Избы-казенки продавали как, по сути, готовые пятистенки, которые оставалось только лишь собрать, белый лес шел на срубы для других домов и на шпалы, саму беляну рубили на дрова, а пенька, рогожи, канаты, не говоря уже про железных крепеж – все, абсолютно все шло на продажу и приносило доход владельцам белян!

Только самые небольшие беляны нагружались в Астрахани рыбой и шли назад на буксире. Хотя потом их все равно разбирали на дрова, потому как держать беляну на плаву дольше одного сезона для их владельцев было убыточно!

Впрочем, известны случаи, когда беляны за одну навигацию собирались и разбирались по два раза! Так поступали с небольшими белянами в том самом месте, где Волга совсем близко подходила к Дону. Здесь они причаливали к берегу, после чего с них снимали весь груз, а сами они разбирались на части. Все это конной тягой перевозили на Дон, где беляны опять собирали, грузили, и сплавляли в низовья Дона, где их уже окончательно разбирали уже во второй раз!


А вот так беляны разбирали: просто бросали бревна в воду с обоих бортов, а потом их вылавливали и отправляли сушиться на берег.

Вот такие удивительные суда были созданы на Волге гением безвестных русских мастеров ХIХ века. И – посудите сами, насколько наши предки были творческими и находчивыми людьми, сумевшими в столь отдаленное от сегодняшнего время создать столь высокоэффективное безотходное средство на один сезон! Кстати, а знаете, почему кору с бревен снимали на месте и везли их «белыми»? А они хорошо высыхали за время плавания, а из коры прямо на месте гнали смолу, которой смолили все прочие деревянные суда!

Отметим, правда, еще одно обстоятельство – беляны не дожили до 1918 года, потому что если бы дожили, то вполне могли быть – опять же по знаменитой русской смекалке, – использованы в качестве «волжских авианосцев» для колесных «ньюпоров» и «фарманов». Известно, что «авианосцы» на Волге были, вот только создавали их на основе нефтеналивных барж, а действовали с них «летающие лодки» Григоровича. Их спускали на воду по специальным дощатым «сходням» и по ним же поднимали на борт. Размеры же и гладкая палуба белян вполне позволяли их использовать для взлета колесных аэропланов!


Модель беляны в экспозиции Саратовского краеведческого музея.

P.S. Поскольку у нас на TOPWAR встречаются среди посетителей даже писатели-фантасты, пишущие в жанре альтернативной истории, то вот это для них практически готовая основа для очередного захватывающего произведения. Если автор «за красных», то роман может называться «Волжский авианосец красного военлета Степашина», а если «за белых», то с точностью до наоборот. И главная идея – очередной попаданец в прошлое и летчик по профессии выбирает себе сторону красных или белых, строит на базе двух-трех сохранившихся белян эскадру речных авианосцев и с их помощью выигрывает гражданскую войну на Волге и в ее окрестностях. При этом он сильно меняет и последующую историю, так что когда он возвращается назад, тут у нас все тоже изменилось, и он тому главная причина! Красиво, поэтично, а главное – какие приключения в таком романе можно расписать с участием этих белян-авианосцев – ну просто пальчики оближешь!
Автор: Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх