На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Откуда опять запахло керосином?

Topwar.ru прогнозировал кризис на рынке топлива ещё в конце весны. Тогда, напомним, кризис удалось притормозить за счёт оперативного снижения бензиновых акцизов. Но дефицит горючего был фактически лишь отложен на время после чемпионата мира по футболу, и теперь, к сожалению, страдать от него первыми приходится отнюдь не автомобилистам.

Весьма серьёзные трудности уже сейчас возникли у отечественных авиаторов и у пассажиров – обычных граждан, которым не повезло оказаться в это время клиентами авиакомпаний. О нехватке топлива в резервах уже поступают сообщения сразу из нескольких сибирских аэропортов, из Кольцово, что под Екатеринбургом, а также из Пулково.

Сложности с керосином возникли у российских перевозчиков и в зарубежных аэропортах. Минтранс устами его руководителя Евгения Дитриха уже предложил правительству и Минфину частично компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы из-за роста цен на авиатопливо, чтобы не допустить удорожания билетов.

Откуда опять запахло керосином?


На это может потребоваться до 50 млрд. рублей, именно в такую сумму г-н Дитрих оценивает возможные потери авиакомпаний на росте керосиновых цен. Но тот же Минтранс почему-то предлагает компенсировать только 22,5 миллиарда рублей. Остальное, судя по российским традициям, придётся платить из своего кармана пассажирам. Которым в Росавиации и Минтрансе всегда готовы наглядно разъяснить, какую долю в цене билета занимает стоимость топлива.



Понятно, что субсидии нужны для того, чтобы авиакомпании не задирали цены на билеты. Однако пока крупные авиакомпании предпочитают по этому поводу хранить молчание, очевидно, опасаясь резкого падения спроса или же… обвинений в необоснованном нагнетании паники. К тому же речь, как можно судить из заявлений министра Дитриха, идёт лишь о единовременных выплатах.

Можно подумать, что в нынешних условиях можно рассчитывать на то, что цены на авиакеросин вскоре снизятся. Скорее всего, нас ожидает новый виток их роста, связанный теперь уже не с ценами на нефть и не с сезонным ростом спроса, а с возможным дальнейшим падением курса рубля. Его, даже с учётом отката на валютной бирже, увы, исключать нельзя.

Характерно при этом, что некоторые российские авиаперевозчики успели столкнуться с топливной проблемой даже в иностранных аэропортах. Кризис, пусть пока небольшой и локальный, случился, как это обычно и бывает в России, совсем неожиданно. Да к тому же буквально на ровном месте. Причин для нынешних трудностей с авиакеросином, на наш взгляд, сразу несколько.

Первая – это вполне ожидаемый сезонный перерасход дизельного топлива, которое, как знают совсем немногие, вообще-то служит сырьём для получения авиационного керосина.

Вторая – традиционные для лета ремонтные или профилактические работы на ряде нефтеперерабатывающих предприятий.

И наконец, третья – куда более серьёзные, чем пока в России, проблемы с авиакеросином у южных соседей, например, в Казахстане. Эксперты даже не исключают, что к некоторому дефициту топлива в сибирских аэропортах могли привести как раз масштабные закупки, проведённые в расчёте на повышенный спрос из Казахстана.

Не исключено, что реального кризиса с авиакеросином удастся всё же избежать, тем более что общая ситуация на топливном рынке сейчас довольно спокойная. Более того, спрос на все виды бензина, особенно в оптовом секторе, резко снизился. И хотя роста цен на бензин и дизтопливо, связанного с проблемами рубля, вряд ли удастся избежать, на данный момент о кризисе говорить всё же рано.

По данным Минэнерго, такие компании, как "Роснефть", "ЛУКойл", "Газпром нефть" и "Газпром", в настоящее время существенно увеличили поставки автобензина на оптовые биржевые площадки. О дефиците авиакеросина на биржах в сводках ведомства при этом не идёт и речи.

Судя по всему, на ситуации сказывается существенное снижение деловой активности в целом, а также вызванное погодным условиями запоздание уборочного периода в целом ряде регионов.

Серьёзный кризис на рынке авиационного топлива – явление весьма редкое. Этот сектор рынка при очень значительных объёмах потребления жёстко структурирован. Он очень чётко и на длительные сроки расписан как по поставщикам, так и по компаниям-покупателям.

Но именно поэтому любой сбой там чреват слишком серьёзными последствиями. К счастью, обычно крахов и уж тем более банкротств удаётся избежать, и дело ограничивается разбором полётов в Росавиации, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Надеемся, что так будет и летом 2018 года.

Зато большие и малые бензиновые кризисы случаются в России с «незавидной регулярностью» – чуть ли не каждый год. 2018-й в плане кризисов — не исключение. Повторения скачка цен, как на рубеже весны и лета, нельзя исключать уже в ближайшее время. Этому способствуют сразу несколько объективных факторов и как минимум один субъективный, связанный с последними решениями правительства.

Напомним, ещё 24 июля Госдума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. В соответствии с ним проводится так называемая постепенная отмена экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 году. При этом одновременно повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В том же законе заложена и ещё одна оригинальная норма – теперь отечественные нефтеперерабатывающие заводы смогут рассчитывать на обратный акциз по аналогии с практикой возврата НДС несырьевым экспортёрам. Однако выплачивать его нефтепереработчикам будут только в том случае, если мировые цены на нефть превышают внутрироссийские.

Всё это, по замыслу авторов такой налоговой мини-реформы, должно сдержать рост цен на бензин внутри страны. Из Минэкономразвития регулярно сообщают, что в 2019 году бензин должен подорожать не больше, чем на размер инфляции, которая ожидается на уровне 4,3 процента.

На фоне подорожания, уже случившегося в 2018 году, подобный прогноз можно назвать только сверхоптимистичным. Традиционное стремление российских чиновников усложнять все взаиморасчёты до предела почти гарантированно сулит в самом недалёком будущем дефицит топлива. И, как следствие, почти неизбежное его подорожание, опять-таки с превышением уровня официальной инфляции.

И ведь постоянно у нас в итоге выясняется, что почти в каждом из топливных кризисов на самом деле виноваты отнюдь не мелкие частные торговцы и небольшие сети, а именно нефтяные гиганты, ещё два десятка лет назад расписанные по олигархам. Сегодня, по данным Минэнерго, на долю «крупняка» снова приходится более 80 процентов розничных АЗС.

Но вспомним: в то время, когда из-за предельно низких цен на нефть розничная торговля бензином вообще балансировала на грани убыточности, олигархические структуры очень оперативно уступили весьма значительную долю рынка малому и среднему бизнесу. Сейчас же многие эксперты уже в который раз заговорили о том, что крупные сети вновь, сбивая цены, пытаются вытеснить с рынка своих мелких конкурентов.

Готов подтвердить такие подозрения по итогам недавней поездки в Липецкую и Тамбовскую области, когда на ряде заправок под никому не известными брендами не было не только 95-го бензина, но порой и дизтоплива. Причём не потому, что там были какие-то проблемы с поставками, а, по словам работников таких АЗС, из-за полного отсутствия спроса. С чем это было связано? Только и исключительно со слишком высокими, по сравнению с крупными сетями, ценами.

При этом напрямую обвинить «королей бензоколонок» в корпоративном сговоре пока не могут даже в ФАС. А ведь именно под давлением антимонопольной службы ещё в начале июня «Роснефть», «ЛУКойл» и «Татнефть», а также «Газпром» и «Газпром нефть» по прямому приказу пошли на существенное увеличение поставок бензина на оптовые рынки. Это было крайне необходимо для того, чтобы просто сбить рост цен.

Но, помимо этого, надо было и не дать погибнуть тем, у кого в региональных сетях обычно не больше полутора-двух десятков АЗС. Причём разбросанных по самым глухим углам провинции. Ведь тогда в результате массового единовременного закрытия множества независимых АЗС дело могло окончиться уже настоящим топливным кризисом и острейшим дефицитом бензина, как, впрочем, и авиакеросина в рознице.



И это при работающих на полную мощность НПЗ и буквально залитом бензином оптовом рынке. Не стоит даже сомневаться в том, что, как только «мелкоту» попросту слопают (если, конечно, нефтегигантам это будет позволено), как тут же подскочат цены на АЗС и у крупных сетевиков. Тем более что у них теперь и «отмазки» весьма подходящие есть: падающий рубль, а также два процента в плюс к НДС. Поди там разберись, насколько эти два процента затронули рынок топлива.
Автор:
Алексей Подымов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх