На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 297 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

«Огромное небо, огромное небо...» Одно для одного

31 августа 1971 года лётчик-испытатель и инструктор майор В.М. Шаповал увёл горящий самолет от населённого пункта села Хлеборобного (Ростовская область), спас жизнь курсанта, дав приказ ему катапультироваться. Сам не успел спастись и погиб.


Старожилы помнят, как 31 августа 1971 года в небе над посёлком Хлеборобным пролетал реактивный самолет. Он выполнял учебное задание. Но потом самолет вдруг вспыхнул и стал падать. Падал он прямо на школьников. Ведь всё это происходило над средней школой, где перед началом учебного года собралось много людей. А в тот день школьники собрались для проведения субботника.

Но, к великому счастью, беды не произошло. Её предотвратил летчик-испытатель Зерноградского летного полка майор Вячеслав Михайлович Шаповал. Спасая людей, он отвел горящий самолет с территории населенного пункта в сторону поля, где пилотируемая машина камнем упала на землю и взорвалась. Лётчик погиб.

Я была свидетельницей этой страшной трагедии, так как в то время вместе с учащимися находилась возле школы и видела всё, что происходило в небе над селом. Побывала и на месте падения самолета — в поле, где были видны клубы густого дыма и отблески пламени. Мне хотелось узнать больше о лётчике-герое. И я решила побывать на месте бывшего Зерноградского полка, который был расформирован после реформ 1992 года. Там и состоялась встреча с однополчанами Шаповала.

Председатель Зерноградской общественной организации ветеранов военной службы Минобороны РФ полковник А.П. Суслонов; старший прапорщик запаса М.П. Варнавский, ранее служивший авиационным техником; майор А.В. Харьков, летчик-инструктор запаса; старший техник авиационной службы А. Безнутров о Вячеславе Михайловиче отзывались так: «Об этом человеке можно говорить и писать очень много. Такой уж яркий след оставил он в памяти близких и друзей».

От них узнала я биографию героя.

Краеведы Хлеборобного сельского поселения продолжают начатую в 2012 году работу по воскрешению из забытья обстоятельства подвига лётчика-испытателя Зерноградского лётного полка майора Вячеслава Михайловича Шаповала. При советской власти о нем, к сожалению, ничего не говорили, этот подвиг умалчивался. 

Родился он 1 декабря 1943 г. в Саратовской области.

В 1961 году В.М. Шаповал поступил в Качинское высшее военное авиационное Ордена Ленина Краснознаменное училище имени А.Ф. Мясникова. В 1965 году успешно окончил полный курс военного учебного заведения по специальности «Боевое применение и эксплуатация самолётов». Ему была присвоена квалификация летчика-инженера. Затем в этом же училище, а потом в Ейском имени В. Комарова он обучал курсантов. 
В.М. Шаповала как грамотного и высококвалифицированного специалиста направляли во вновь организующие военные авиационные части для укрепления летного звена и создания высокой дисциплины. Он работал инструктором в Ейском авиационном училище, в частях Морозовска, Таганрога, Батайска, Зернограда. 

Из служебной характеристики видно, что Вячеслав Михайлович добросовестно и честно выполнял долг перед Родиной, обладал высокими морально-боевыми качествами, которые он прививал своим воспитанникам. Об этом говорят его служебные характеристики. Приказом Минобороны от 8 декабря 1971 года он был награжден медалью «За безупречную службу».

Из воспоминаний старшего прапорщика М.П. Варнавского: «Капитана Шаповала нередко переводили во вновь организованные авиационные части как грамотного специалиста, способного укреплять структуру лётного звена для пользы службы. Сослуживцы уважали его. Отношения были чёткими, делились опытом. Сначала он жил в Батайске, ездил на воинскую службу в Зерноград. Потом ему дали квартиру в Зернограде, но он так и не успел переехать в неё с семьей…»

Когда капитана В.М. Шаповала перевели на службу в Батайск, полк только что организовывался: не было никакой инфраструктуры, взлетали с грунта. Тогда командир полка Вятских начал готовить «братский» полк в Зернограде. Начальник штаба Красновский, замполит полковник Тантлевский, начальник строевого отдела майор Куликов, инженер полка майор Богишлили и командиры эскадрильи Яковлев и Демич начали собирать лётный состав.

И весной 1971 года уже летали в Зернограде. Создали две эскадрильи из 12 самолётов на ещё довоенном полигоне. 

Вячеслава Михайловича как грамотного специалиста назначили старшим лётчиком-испытателем».

Разговор продолжил старший техник А. Безнутров: «При формировании полка в Зернограде В.М. Шаповал прибыл в часть в числе первых. Семью не перевёз, так как жилья для лётчиков ещё не было. Я хорошо помню тот трагический случай, происшедший в конце лета, вернее, 31 августа 1971 года, когда он выполнял контрольный полет со сложным пилотажем с курсантом В. Ивановым в зоне №3. В нисходящей части петли до прохода вертикали произошёл отказ управления машины по тангажу, то есть положение самолета относительно горизонта. Шаповал попытался вывести самолет в положительные углы триммером — вспомогательным управлением на руле, для снятия нагрузки при выполнении комплексов фигур высшего пилотажа. Видимо, сначала у него получалось. Потому что он приказал курсанту катапультироваться, а сам всё ещё оставался в самолете, пытался увести лётную машину от населенного пункта. Самолет упал за селом в перевернутом положении. Когда нашли его, правая рука у Вячеслава была на рычаге сброса фонаря. Пары керосина конденсировались, и керосин попадал в закабинный отсек. У этого самолета к тому же ещё был небрежно отбортирован жгут электропроводки, который тоже проходил через закабинный отсек. Жгут касался тяги руля высоты. Протерлась изоляция, возникла искра, и начался пожар. На той модели Л-29А датчики пожарной сигнализации стояли только в двигательном отсеке. О пожаре экипаж узнал только тогда, когда перегорела тяга управления рулем высоты. Такие выводы сделала и специальная комиссия, которая вела расследование причин крушения самолета и гибели летчика.

Итак, 31 августа 1971 года в последний раз прозвучал в эфире голос В.М. Шаповала: «Я 41, Земля, падает высота, сложные неполадки, возгорание, скорее всего, рулевое отказало»…

«Землей» был дан ответ: «Приказываю! Катапультироваться! Немедленно!» И пауза. Ответа не последовало.

Все, кто был в части в тот момент, опустили головы. Тягостным предчувствием грустно нависла тишина. Все поняли, что случилась беда. А чуть позже уже были на месте катастрофы на вертолете. 

Лётчик-испытатель, инструктор, тогда ещё капитан В.М. Шаповал за технические несовершенства самолета расплатился своей жизнью. Но он в тот страшный момент не растерялся, знал, что внизу живут люди. И предотвратил ужасную неизбежность — отдав за жизни людей свою жизнь. 

После гибели ему присвоили звание майора.

«Чешской фирмой «Аэро Водоходи» всего было выпущено 42 серии самолетов Л-29 и внедрено 45 доработок и изменений.

Комиссией завода-изготовителя установлена причина возгорания самолета. Изначально на этой модели самолета Я-79 была конструктивная недоработка, произошло замыкание и возгорание электропроводки. Впоследствии эти недоработки были устранены заводом-изготовителем.

Последняя доработка внесла изменение в самолете уже после случившейся катастрофы и гибели В.М. Шаповала».

Каждый год в день гибели летчика к нам, в село Хлеборобное, приезжают его сослуживцы. Вот и на этот раз председатель ветеранов Зерноградского летного полка подполковник А.П. Суслонов прибыл с группой коллег. В возложении цветов к памятнику В.М. Шаповалу, кроме военных гостей, приняли участие глава Хлеборобного сельского поселения Л.А. Гончарова, директор средней школы Л.Ф. Ластовыря, почётный гражданин Целинского района В.И. Черкезов.

Присутствующие побывали на том поле, где погиб летчик, говорили о его мужестве.

Также решением собрания депутатов, состоявшегося 4 октября 2013 года, Шаповалу Вячеславу Михайловичу присвоено звание «Почетный гражданин Целинского района» (посмертно).

В 1977 году Ростовское книжное издательство выпустило книгу «В орлином краю» под редакцией Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР, генерал-лейтенанта авиации Г.Р. Павлова. Это очерки о боевом пути нашей авиации, о героях. Наряду с подвигами героических летчиков, космонавтов, описан и подвиг лётчика-испытателя Зерноградского летного полка В.М. Шаповала. Его именем была названа средняя школа Хлеборобного, но сейчас на ней почему-то другая вывеска.

Надо возвратить школе имя героя-лётчика. Да и устаревший памятник нашему спасателю давно пора бы заменить на лучший. Можно было бы у входа в школу установить мемориальную доску, чтобы учащиеся помнили о лётчике-герое и о его подвиге… 

Это событие живо в памяти многих местных жителей, осталось увековечить память лётчика-испытателя В.М. Шаповалу официально, хотя бы спустя 44 года со дня совершения им подвига.
 
Автор Полина Ефимова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх