На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

У истоков великих походов

В Китае функции главного органа в системе государственного оборонного заказа с сентября 2015 года выполняет Департамент вооружений и военной техники Центрального военного совета КПК. Ранее структура имела несколько иное название – Главное управление вооружений и военной техники (ГУ ВВТ) НОАК.


Именно это управление, созданное в апреле 1998-го, решило задачу систематизации военного снабжения. Офицеры ГУ ВВТ осуществляли контроль гражданских предприятий, выполнявших оборонные заказы (по аналогии с российскими военпредами). Однако нельзя сказать, что именно так было обеспечено качество продукции военного назначения. Особенно это касается изделий для подразделений ПВО и ВМС.

На Департамент ВВТ возложен комплекс задач, имеющих целью обеспечить высокий уровень технических разработок:

формулирование требований к ВВТ;
планирование финансирования разработок и закупок ВВТ для нужд НОАК в ближней, средне- и долгосрочной перспективе;
сопровождение процесса от НИОКР до поставки ВВТ в части и подразделения НОАК;
оценка надежности и эффективности систем вооружений, организация обучения технического персонала частей и подразделений;
организация визитов офицеров, технических специалистов и руководителей НОАК на зарубежные оборонные предприятия и выставки вооружений;
наблюдение за оружейными контрактами, заключаемыми иностранными государствами;
обеспечение военно-технической помощи дружественным государствам (Северная Корея, Мьянма, Иран, Пакистан).

В подчинение Департамента ВВТ переданы следующие подразделения:

Информационный центр оборонной науки и технологии, занимающийся анализом открытых источников сведений о вооружениях и военной технике других государств и предоставляющий результаты предприятиям национального ОПК;
Комитет по науке и технологиям – консультативный орган, в состав которого входят сотрудники НИИ, занятые анализом технических проблем китайского ОПК и поиском решений.

Департамент ВВТ подчинен ЦВС КПК, таким образом обеспечен систематический партийный контроль деятельности предприятий национального ОПК. В 2011 году принято совместное постановление Госсовета КНР и ЦВС КПК, в соответствии с которым органам государственной власти были предоставлены серьезные полномочия по надзору над оборонными концернами, в том числе для предотвращения утечки секретной информации.

В распоряжении Департамента ВВТ десять опытно-тренировочных баз для проведения испытаний новейших образцов, которые предполагается принять на вооружение НОАК.

Гусеничный север

Специфика системы ОПК КНР состоит в ее двухкомпонентности – производство продукции военного и двойного назначения осуществляется как на предприятиях, входящих в состав 12 корпораций, так и на номерных заводах НОАК (более 300).

У истоков великих походов


Самая крупная из оборонных корпораций – «Китайская северная группа компаний» (или «Норинко»), состоящая из 140 фирм, заводов, НИИ и отделов (300 тысяч сотрудников), которые работают над созданием новейших образцов:

бронетехники (танков, БМП, БТР);
артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня (самоходных и буксируемых);
инженерной техники;
тяжелого и легкого стрелкового вооружения.

«Норинко» поставляет для бронетанковых подразделений сухопутных войск НОАК ОБТ «Тип-96». Именно на них китайские военнослужащие выступают на танковом биатлоне в России. Конструкторы и инженеры корпорации учли недостатки, выявленные на соревнованиях 2014 и 2015 годов, и к нынешним стартам подготовили фактически новую машину под обозначением «Тип-96Б». Танк оснащен восьмицилиндровым турбодизельным двигателем 8V150 (максимальная мощность 1500 л. с.), комплексной гидравлической трансмиссией, облегченными опорными катками с высокопрочной резиной, новыми демпферами. По данным СМИ КНР известно, что на «Тип-96Б» установлено новое орудие калибра 125 миллиметров. Многоканальная система управления огнем позволяет командиру и наводчику действовать в режиме «охотник – стрелок». Возможен обстрел движущейся мишени фугасным или бронебойноподкалиберным снарядом на дальности до 2800 метров в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Кроме того, на предприятиях корпорации осуществляется выпуск широкой номенклатуры боеприпасов для всех типов и моделей вооружения НОАК. Следует отметить, что хотя корпорация располагает собственным испытательными центрами и стендами, тестирование образцов проводится также на семи полигонах межвидовой подготовки НОАК.

Колесный юг

«Китайская южная группа компаний» – второй по значимости производитель вооружений для всех родов и видов войск НОАК. На 60 предприятиях работают 180 тысяч сотрудников. «Южная корпорация» сосредоточила свои усилия на создании легкобронированной колесной техники на базе иностранных платформ от компаний «Дженерал моторс», «Форд», «Исудзу» и прочих. Кроме того, сотрудники корпорации ведут ОКР по созданию лазерного, акустического и светошумового вооружения в интересах НОАК и Народной вооруженной полиции (НВП, аналог Федеральной службы Войск Национальной гвардии и МЧС РФ вместе взятых). В компаниях-подрядчиках активно разрабатывается вездеходная колесная техника. За последние два-три года на вооружение горнострелковых подразделений НОАК и спецназа НВП поставлен вездеход «Горный кот» с колесной формулой 8х8, который обеспечивает переброску отряда из пяти военнослужащих и одновременно служит платформой для автоматического гранатомета калибра 35/40 миллиметров. Одно из перспективных направлений – разработка амфибий для нужд НВП, обеспечивающих охрану водного транспорта в приграничной полосе и объектов водной энергетики.

Задавят дедвейтом

Китайская кораблестроительная промышленная корпорация, по данным из открытых источников, объединяет 48 предприятий в 20 провинциях КНР и насчитывает 95 тысяч сотрудников. Основная часть работ выполняется на судостроительных заводах в Даляни, Шанхайгуани, Ухани, Чжаньцзяне. Обращает на себя внимание темп строительства надводных кораблей различных классов. За последние восемь лет ВМС страны переданы 21 сторожевик (проект 054А), 13 эсминцев (проект 052, модификации «С» и «Д»), 4 десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД, проект 071), 23 корвета (проекты 056 и 056А). Суммарное водоизмещение только перечисленных образцов – 276 600 тонн. Существует план модернизации ДВКД – будет усилено вооружение, увеличены объемы отсеков для хранения грузов, установлены выдвижные краны-стойки для облегчения такелажных работ.

За последние пять лет серьезно расширились возможности китайского флота по обеспечению действий в дальних океанских походах. Приняты на вооружение четыре универсальных транспорта снабжения (УТС) проекта 903А, два УТС проекта 904В, передан на испытания самый большой в истории ВМС НОАК океанский стратегический транспорт проекта 901 водоизмещением от 45 до 50 тысяч тонн.

Специалисты корпорации проводят модернизацию эскадренных миноносцев проектов 051С и 956, тогда как текущий ремонт и обслуживание возложены на номерные заводы НОАК.

Китайская государственная кораблестроительная корпорация объединяет 60 подразделений (НИИ, конструкторских бюро и судостроительных предприятий), на которых работают 140 тысяч сотрудников. Их основные усилия сосредоточены на проектировании и строительстве судов различного назначения, а именно:

корабельных измерительных комплексов серии «Дальний дозор» (обеспечивают управление космическими аппаратами, осуществляют наблюдение за иностранными искусственными спутниками земли);
судов-ракетовозов (обеспечивают доставку элементов РН «Великий поход-5/7» с предприятий в Тяньцзине до новейшего и самого южного космодрома КНР, расположенного на Хайнане);
разведывательные корабли проектов 815 и 815А;
гидрографические суда проектов 636А, 639, 639А;
суда проектов 909, 909А и др.

Ловцы «Рапторов»

Китайская корпорация электронных технологий объединяет около 100 предприятий и организаций, насчитывая примерно 110 тысяч человек. Подразделения осуществляют разработку и производство систем управления и связи, систем радиоэлектронной борьбы, оборудование обнаружения и предупреждения – РЛС, сканеры физических полей, металлоискатели и т. д. Следя за развитием малозаметной истребительной и бомбардировочной авиации в США и Японии, китайские конструкторы ведут активные разработки в области трех- и двухкоординатных мобильных РЛС различных диапазонов, позволяющих обнаруживать американские F-22A и F-35.

К подобным станциям можно отнести модели JL3D-91B, JL3D-90A, а также 440Е и 843Е, которые засекают упомянутые самолеты в условиях сложной электромагнитной обстановки на расстоянии до 500 километров. Подобная дальность обнаружения позволяет подразделениям ПВО ВВС НОАК, дислоцированным в провинции Шаньдун, фиксировать взлеты истребителей F-22A «Раптор» с авиабаз в Южной Корее, а также осуществлять круглосуточный мониторинг «зоны опознавания ПВО Восточно-Китайского моря». Кроме того, корпорация выпускает РЛС дальнего обнаружения (REL-4, REL-3), береговые (RES-1A, REL-2A, REX-1), для противорадиолокационных ракет, низколетящих надводных целей.

Полное понимание спектра производимой продукции корпорации дает ежегодная международная выставка электронной техники в сфере национальной обороны, которая проводится в Пекине. В этом году она проходила с 11 по 13 мая. Подразделения корпорации представили некоторые новые продукты:

системы связи и управления действиями боевых пловцов;
переносные РЛС для мотострелковых подразделений;
запреградные детекторы биомассы и металлоискатели;
высокопроизводительные системы передачи и ретрансляции данных по каналам космической связи и в микроволновом диапазоне;
модульные системы постановки помех;
многоканальные системы обработки данных и управления действиями подразделений полиции при проведении охранных мероприятий.

Поднебесный «курчатник»

О Китайской национальной корпорации ядерной энергии и Китайской инженерно-строительной корпорации ядерной энергии информации мало. Специалисты первой организации взаимодействуют с НИИ ракетных войск (РВ) НОАК в работе над компактными маневрирующими ядерными головными частями под обозначением WU-14 (по другим данным – DF-ZF). Из специализированных военно-технических изданий КНР известно, что ОКР по данной тематике уже перешли в стадию испытательных пусков, которыми подтверждена возможность маневрирующих головных частей изменять высоту полета в коридоре от 200 до 100 километров над поверхностью земли, а также скорость от 10 до 6 Маха, что не позволяет вычислительным системам ПРО противника определить точный курс головной части и выявить ложную цель при пролете группы подобных боеприпасов. В отношении второй корпорации известно, что ее специалисты проходят подготовку в строительных управлениях РВ НОАК, задействованных на сооружении подземных пунктов управления, баз хранения и пусковых шахт для межконтинентальных баллистических ракет.

В мае 1999-го был принят план развития ОПК КНР под обозначением «995». Авиапромышленным корпорациям предписывалось создать истребитель четвертого поколения, способный противодействовать американскому F-22А «Раптор», высотные истребитель и дальний истребитель-бомбардировщик пятого поколения, многофункциональный истребитель пятого поколения, сверхзвуковой высотный стратегический бомбардировщик-ракетоносец, транспортный самолет в двух вариантах по типу С-17 «Глоубмастер» и С-5 «Гэлакси».

В перечень задач авиастроителей входит модернизация самолетов истребительной и бомбардировочной авиации.

Купить, украсть или придумать?

Китайская авиапромышленная корпорация № 1 (английское обозначение AVIC 1) – второй по штатной численности (240 тысяч человек) оружейный концерн КНР. В его составе более ста НИИ, фабрик и заводов, которые разрабатывают, тестируют и производят боевые самолеты для ВВС КНР. Основная продукция «Первой авиапромышленной»: истребители «Цзянь-10А, Б», «Цзянь-11Б, БС» (копия Су-27), палубные «Цзянь-15» (копия Су-33), истребители-бомбардировщики «Цзянь-Хун-7А, Б» и «Цзянь-16Б» (копия Су-30МКК2), бомбардировщики «Хун-6 H,K».

Примечательно, что при всех успехах с копированием российской боевой техники в среде китайских авиастроителей существуют полярные взгляды на то, как развивать отрасль. Часть конструкторов, инженеров и военных указывает на необходимость собственных ОКР, которые будут способствовать развитию национального ОПК. Другие выступают за продолжение приобретения современной авиационной техники у российских производителей по причине ее надежности и доступности в сравнении с западной продукцией. Указывая на качество изделий из РФ и наличие специалистов, способных копировать разработки на авиазаводе в Шэньяне (провинция Ляонин), сторонники второго подхода приводят как аргумент затянувшуюся реализацию программы истребителя пятого поколения «Цзянь-20», стоимость производства которого на треть выше, чем американского F-22A «Раптор». Следует отметить, что за подобные неудовлетворительные экономические показатели и низкие ТТХ были отправлены в отставку руководители проекта и несколько ведущих конструкторов.

Производство учебно-тренировочных, транспортных, самолетов ДРЛО и вертолетов для НОАК отнесено к ведению Китайской авиапромышленной корпорации № 2. В ее составе 78 предприятий и НИИ. Общая численность сотрудников – около 160 тысяч. «Вторая авиапромышленная» обладает большим опытом создания экспортных вариантов самолетов для покупателей из стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. В настоящее время усилия сотрудников корпорации направлены на доведение до ума первого среднего транспортного самолета с реактивными двигателями «Юнь-20», который задумывался как альтернатива российскому Ил-76МД и конкурент американскому С-17 «Глоубмастер». Следует отметить, что ОКР и испытания «Юнь-20» прошли несколько быстрее в сравнении с другими проектами, что позволило принять первые четыре образца на вооружение военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС НОАК.

У истоков великих походовК перспективным проектам «Второй авиапромышленной» следует отнести средний турбовинтовой транспортный самолет «Юнь-30», призванный составить конкуренцию на международном рынке американскому С-130 «Супер Геркулес», а также обеспечивающий транспортировку техники и личного состава в районы, где взлетно-посадочные полосы не имеют бетонного покрытия либо недостаточно длинны. Кстати, основу ВТА ВВС НОАК составляют устаревшие «Юнь-8» (копия советского Ан-12) и для их замены налажен выпуск самолетов «Юнь-9», которые оснащены четырьмя ТВД «Воцзян-6С» по 5100 лошадиных сил каждый. Мощность перспективного двигателя «Воцзян-16», предназначенного для «Юнь-30», должна составить более 5200 лошадиных сил, к тому же вес силовой установки будет снижен, что позволит перевозить до 30 тонн груза на дальность до шести тысяч километров.

Известно, что ВВС НОАК для обеспечения дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) используют российские самолеты А-50, которые оснащены израильскими РЛС серии EL/M, однако китайские стратеги осознают необходимость создания собственного образца, сопоставимого по тактико-техническим характеристикам. И на базе первого отечественного пассажирского самолета С919 разрабатывается версия ДРЛОиУ под обозначением «Кунцзин 900», которая будет оснащена РЛС с АФАР.

Следует отметить, что именно на предприятиях этой корпорации собирают самолет-амфибию нового поколения «Сяолун-600» для нужд ВМС НОАК, точнее – противолодочного патрулирования акваторий Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Радиус района патрулирования составляет 1500–2000 километров при скорости 470 километров в час, первыми пунктами постоянного базирования новой амфибии станут военно-морские базы на острове Хайнань и в районе Циндао. Кроме того, сотрудники компаний-партнеров осуществляют ОКР по первому боевому экраноплану с максимальным взлетным весом 200–220 тонн под обозначением «Морской орел 680». В его конструкции китайские проектировщики намерены учесть опыт советских инженеров, полученный в работе над проектом «Каспийского монстра» и другими аналогичными образцами. Основным плюсом подобной техники в КНР считают малую радиолокационную заметность, что позволит приближаться к надводным кораблям противника на расстояние пуска торпед. Китайские специалисты внимательно наблюдают за возобновлением работ по экранопланам в РФ.

Двигатель шпионажа

Китайская авиадвигательная корпорация была включена в число ключевых предприятий ОПК только в этом году после подтверждения информации о создании нового сплава для турбореактивных двигателей истребителей пятого поколения. Известно, что ориентиром для китайских конструкторов выступает американский F119-PW-100, устанавливаемый на F-22A.

Специалисты из Поднебесной остро нуждаются в сведениях о передовых западных и российских (АЛ-41Ф, АЛ-51) разработках. Двигатели АЛ-31 и американские F110-GE-129 ранних серий уже изучены, по F100-PW-229, F110-GE-100, F110-GE-134 и F118-GE-100 получено огромное количество информации благодаря деятельности офицеров нелегальной разведки КНР на территории Соединенных Штатов и регулярным атакам китайских военных хакеров на базы данных компаний «Дженерал электрик» и «Пратт энд Уитни». Спецслужбы США подтверждают факты покушений китайских киберспециалистов на электронные ресурсы «Локхид Мартин», «Нортроп Грумман» и «Бритиш Аэроспейс». Цель – получение информации об F-35 «Молния-2», который комплектуется турбореактивным F135-PW-100. По оценкам китайских специалистов, именно на базе F135 в США будет разработан двигатель для перспективного стратегического бомбардировщика В21, который поступит на замену устаревающим В52 и В1В. Получение доступа к конструкторской документации по двигателям серий F135 и F119 позволит создать модификацию собственной разработки под обозначением WS-15 с максимальной тягой на форсаже 18 тысяч килограмм-силы. Такие двигатели будут устанавливаться на истребителях-бомбардировщиках пятого поколения, а также на самолетах с укороченными взлетом-посадкой.

Китайских специалистов интересуют и российские разработки в области газотурбинных двигателей для вертолетов, поскольку на протяжении последних 20 лет наблюдается зависимость от поставок подобной техники из Европы и США. Так, основной ударный вертолет армейской авиации СВ НОАК «Учжи-10» оснащен двигателем РТ6С-67С американской компании «Пратт энд Уитни». С учетом эффективности ВКС РФ на территории Сирии и надежности двигателей ВК-2500 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» китайские специалисты планируют приобрести опытную партию этих моторов или начать совместные ОКР.

Необходимо признать, что НОАК не заинтересована в приобретении российских вертолетов. Военные разделяют мнение своих конструкторов, что будущее боевой армейской авиации за конвертопланами, которые обладают большей скоростью и грузоподъемностью. Офицеры управлений технической разведки родов войск НОАК активно собирают информацию о подобных разработках в США, которые выполняются по программе «Будущий вертикальный подъем», а также по теме «Продвинутый доступный газотурбинный двигатель».

С марсианским замахом

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация объединяет усилия 20 НПО. 120 тысяч сотрудников работают по двум направлениям:

проектирование и изготовление вооружения и военной техники (боеприпасов для РСЗО WS-1, 1B, 2 и А100, ракет для ЗРК LY-60 и FN-6, высокоточных авиабомб серии FT, беспилотных летательных аппаратов серии СН);
проектирование и изготовление РН «Великий поход».


К новинкам корпорации необходимо отнести ракету «Великий поход-5», которая существует в шести вариантах, предназначенных для вывода от 10 до 25 тонн полезной нагрузки на низкие околоземные (НОО) и от 6 до 14 тонн на геостационарные переходные орбиты (ГПО). Это результат экспериментов китайских конструкторов по сочетанию разного количества двигателей, работающих на водородном топливе (YF-77, тяга – 50 тонн) и кислородно-керосиновой смеси (YF-100, тяга – 120 тонн), что позволяет формировать ракету-носитель по модульному принципу.

Как пример высокого уровня ракетостроителей КНР стоит привести РН «Великий поход-3В/Е», которая позволяет выводить на ГПО высотой 36 тысяч километров космические аппараты весом до шести тонн, а именно разведывательные спутники серии «Дунфанхун» («Красный восток»).

Китайская аэрокосмическая промышленная корпорация объединяет 20 научно-проектных и производственных организаций. В них трудится около 137 тысяч человек. Основная задача – разработка и изготовление искусственных спутников Земли военного, двойного и гражданского назначения в интересах КНР и зарубежных партнеров (Алжир, Венесуэла, Египет, Пакистан, Шри-Ланка). Благодаря трем действующим космодромам китайские специалисты способны осуществлять 15 и более запусков ракет-носителей с выводом полезной нагрузки на низкие околоземные, геостационарные переходные и солнечно-синхронные орбиты в зависимости от назначения космического аппарата (КА). Специалисты корпорации разрабатывали и конструировали все пилотируемые аппараты серии «Шэньчжоу» для орбитальных экспедиций. По данным из открытых источников, до конца 2016 года в КНР будут выполнены девять запусков РН «Великий поход-2Ф, 3В, 4С» и новейших «Великий поход-5». Планируется вывести на орбиту десять искусственных спутников Земли, обитаемый модуль «Тяньгун-2» и обеспечить полет пилотируемого корабля «Шэньчжоу-11».

Китайские специалисты подготовили план пусков на 2017–2023 годы. В этот срок должно быть выполнено формирование космической станции (КС) КНР. Она предположительно будет иметь общий вес 90 тонн и висеть на НОО на высоте от 340 до 450 километров. Продолжительность работы КС составит десять лет. Постоянный экипаж – три человека, переменный – шесть.

В составе станции будут центральный отсек и два испытательных. Стыковочный узел позволит разместить два транспортных корабля одновременно, и в перспективе именно КС станет форпостом для пилотируемых полетов на Луну и Марс.

Специалисты корпорации принимали самое активное участие в создании новейшей РН «Великий поход-7», первый пуск которой ожидается в третьем квартале 2016 года. Такой ракетой на НОО будут выводиться КА весом 5,5/7,5/13,5 тонны, а на ГПО весом 1,5/2,4/4,5/7,0 тонн. В качестве топлива в РН нового поколения используются керосин и жидкий кислород.

Для запуска легких КА (весом до 1000 кг) на солнечно-синхронную орбиту (700 км) с космодрома Вэньчан (Хайнань) планируется использовать РН «Великий поход-6».

Подчеркнем, что вышеупомянутые корпорации ОПК КНР имеют разрешение на ведение импортно-экспортной деятельности.

Больше товаров с военной выправкой

У истоков великих походовС приходом к власти председателя ЦК КПК Си Цзиньпиня усилилась работа по расширению номенклатуры продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятиями ОПК. Свидетельство этого процесса – принятые 21 июля этого года на заседании Госсовета и ЦВС КПК «Мнения о развитии оборонной промышленности и экономическом строительстве». В соответствии с данным документом руководителям ОПК рекомендовано привлекать национальные инвестиции, положительно относиться к переносу технологических решений в гражданскую промышленность, способствовать реализации общегосударственных и региональных экономических проектов, наладить выпуск техники для обеспечения безопасности воздушного сообщения.

Поводом для «Мнений…» стали доклады, подготовленные соответствующими подразделениями Госсовета, в которых отмечается готовность национальных и иностранных компаний приобретать гражданскую продукцию, изготовленную с использованием высоких стандартов военной техники. Действительно, основными достоинствами китайских изделий двойного и гражданского назначения остаются сравнительно низкая стоимость и соответствие заявленным тактико-техническим характеристикам, что крайне важно для покупателей из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
Автор: Максим Казанин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/32068
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх