На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Россия и Китай. Кто строит подлодки быстрее и важно ли это?

 
Недавно китайское агентство Sina выпустило статью, краткий смысл которой в следующем: Россия строит свои подлодки «Варшавянка» проекта 6363 быстрее всех в мире. Развитое государство тратит на неатомную подлодку от четырёх до семи лет, тогда как Россия управляется с отдельно взятой «Варшавянкой» примерно за два с половиной года.

В конце статьи китайское издание задаётся вопросом: а сможет ли Китай превзойти Россию? Сроки постройки китайских подлодок в Китае принято секретить, но не так давно Китай выиграл право поставить версию своей НАПЛ проекта 041 в Таиланд, и теперь скрыть сроки постройки подлодок не удастся.
 

Россия и Китай. Кто строит подлодки быстрее и важно ли это?

Подлодка проекта 677 шифр "Лада". Они должны были строиться для ВМФ, а не "Варшавянки". Но пока не получилось


Подскажем китайскому изданию: они примерно равны среднемировым для лодок такого класса и составляют от 3-х до 4-х лет. И так это будет с тайскими подлодками.

«Варшавянки» строятся действительно быстрее.

Но не всё так просто.

Массовая экспортная подлодка


Sina, правда напутало кое-что: лодки проекта 636 в СССР не строились, эти лодки являются развитием экспортного варианта проекта 877 и увидели жизнь уже после развала СССР. Но строили их действительно быстро. Впрочем, название «Варшавянка» родилось ещё применительно к 877-м лодкам и китайцы могли перепутать.

Проект 636 был в каком-то смысле прорывным. Во-первых, отечественные кораблестроители смогли добиться реально очень быстрых сроков строительства этих лодок. Во-вторых, это было сделано без ущерба для ТТХ – лодки получились по-настоящему хорошие. Для своего времени, конечно.

Не будем повторять пропагандистские штампы про «чёрные дыры в океане», прозвище, которое 636 проект унаследовал от своего предшественника – лодок проекта 877. Быть «чёрной дырой» — это нехорошо, это плохо, потому что зону с пониженным шумовым фоном противнику найти лишь немногим труднее, чем с повышенным – лодка не должна выделяться на фоне естественного акустического фона. Но признаем, при этом скрытность у этой ПЛ для своего времени была очень неплохая и реально даже сейчас позволяет в некоторых случаях выйти на дистанцию пуска торпеды по западной АПЛ, хоть и ненадолго.

«Варшавянки» получились простые в эксплуатации, с хорошей обитаемостью, с хорошим для своего времени гидроакустическим комплексом и серьёзным модернизационным потенциалом.

Это было тем более важно потому, что данный проект изначально предназначался на экспорт. Поэтому и строить их начали для китайцев. И действительно, экспортный потенциал у лодки оказался отличный.

На настоящий момент десять таких подлодок разных модификаций находится в строю ВМС Китая, четыре в ВМС Алжира, шесть в ВМС Вьетнама. Удачные «Варшавянки» повторили экспортный успех своего «родоначальника» — проекта 877.

Ещё шесть подлодок проекта 6363 построено для Черноморского флота ВМФ России, и столько же строится для Тихоокеанского флота.

И вот тут стоит задать простой вопрос — если лодка экспортная, то почему её строят для отечественного ВМФ?

А строят её потому, что проект, который предназначался для нашего флота – 677 «Лада», что называется «не пошёл».

Пока не состоявшийся прорыв


Пока для иностранных заказчиков строились лодки проекта 636, для ВМФ России создавался совсем другой корабль. Проект 677 (шифр «Лада») должен был стать настоящим прорывом в будущее, «на класс» превосходя предшествующие дизельные лодки во всём.

Однокорпусная конструкция. В отличие от «Варшавянок», «Лады» задуманы без традиционной двухкорпусной архитектуры, корпус у них один. Это позволило существенно снизить остроту такой проблемы, как заметность подлодок в условиях применения противником низкочастотного акустического «подсвета». 

Волны большой длинны, создаваемые различными источниками, дойдя до двухкорпусной лодки, заставляют её лёгкие внешние конструкции колебаться и отражать волну обратно в толщу воды, и такая отражённая волна подобно исходной распространяется очень далеко. В таких условиях низка шумность ничего не даёт – лодка может вообще не издавать никаких звуков, но будет обнаружена за десятки километров. Однокорпусная жёсткая конструкция способна поглотить намного больше энергии волны, не отражая её обратно, и её заметность при таком виде поиска намного ниже.

Меньшие размеры. Размеры лодки уменьшены, что также снижает заметность. Во-первых, чем меньше лодка, тем меньшее воздействие она оказывает на «раздвигаемую» при движении толщу воды – а это также порождает «вторичный» инфразвук, ведь движение масс воды не может не сопровождаться появлением волн. А их научились обнаруживать, и, в силу большой длины, они также распространяются очень далеко. «Лада» здесь выигрывает. 

Вторым важнейшим качеством меньшей по размеру лодки, является менее выраженное проявление надводных волновых и электрических (оиентация ионов в морской воде под действием массы лодки) возмущений, вызываемых движущейся под водой лодкой. Об этом уже было написано (здесь и здесь). В настоящее время обнаружение подводной лодки по надводным волновым и электрическим проявлениям с помощью БРЛС противолодочного самолёта является в ВМС США и Японии основным видом поиска. Американцы даже отказались от технической возможности выставлять «поле» из гидроакустических буёв – им это просто не нужно, они банально «видят» при пролёте то место, под которым находится подлодка. То, что БПА ВМС США ушла на средние высоты тоже известно. Способов полностью исключить такое обнаружение не существует, однако, известно, что чем меньше подлодка, тем меньше поверхностные возмущения она вызывает. Мелочь, но в каких-то обстоятельствах это будет иметь решающее значение, поэтому сниженное подводное водоизмещение у «Лады» — важный шаг вперёд.

Всё это далеко не единственные передовые особенности проекта 677. Новая Автоматизированная система боевого управления, новая электроника, менее шумные торпедные аппараты, принципиально новый ходовой электродвигатель на постоянных магнитах – если без подробностей, то эту технологию также можно использовать для снижения физических полей лодки и её заметности. 

И, конечно, воздухонезависимая энергетическая установка. ВНЭУ должна была придать лодке совершенно новые оперативные возможности. Если стандартная «Варшавянка» или «Палтус» при уходе из опасной зоны рывком, на предельном ходу, теряет заряд батарей менее, чем за несколько (обойдёмся без подробностей и тут) часов, то ВНЭУ позволяет не всплывать для зарядки батарей много дней. Лодка становится по своим свойствам похожа на атомную, за исключением подводной скорости.

«Лада» должна была быть одной из самых современных неатомных подводных лодок.

На беду проекта, в нашей стране шли 90-е годы.

Головная подлодка проекта 677 Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена на Адмиралтейских верфях (там же, где рекордными темпами строят «Варшавянки») ещё в 1997 году. По настоящий момент корабль не может считаться полноценной боевой единицей и находится в опытной эксплуатации с 2010 года. Фактически можно сказать, что он до сих пор не закончен, и, видимо, уже теперь не будет. 

Известно, что после огромного количества неудачных попыток довести «Санкт-Петербург» до боеготового состояния, проект 677 был кардинально переработан. Возможно, как и в случае с «Ясенями» И «Бореями» начиная со следующей лодки, «Кронштадт», мы просто увидим другую подлодку – в конце концов у «Борея-А» и «Ясеня-М» даже корпуса тотально другие, по сравнению с головными кораблями, почему бы первой серийной подлодке проекта 677 не быть переработанной также…

Проблем с лодкой была масса. Большая часть информации закрыта, но известно, что с новой схемой электродвижения что-то пошло не так, многие новейшие системы просто не работают как надо, а самое главное – не получилась ВНЭУ. Её просто не смогли сделать, до сих пор. Недавняя новость о том, что её на этих ложках вообще не будет, а вместо неё будут литий-ионные батареи – из этой серии. 

Чуть ранее, при адмирале Высоцком, это чуть не стоило проекту жизни, впрочем, и сейчас раздаются голоса, требующие перестать вкладывать в «Ладу» деньги. 

Это, однозначно, неправильно. Современная техника достигла такого уровня сложности, что не пройдя это поколение, не отработав все технические сложности, не изжив «детские болезни» в конструкции, не построив хотя бы небольшую серию, невозможно будет начать работать над следующим поколением. Отказ от доводки «Лады», произойди он на самом деле, означал бы для России вылет из клуба передовых строителей подводных лодок. К счастью, этого не случилось, но проблемы с ВНЭУ говорят о том, что расслабляться пока рано.

С огромным напряжением и мучениями, с ошибками и провалами, но этот проект движется вперёд. Будем надеяться, что со временем все вопросы по 677 проекту будут решены и лодка будет «доведена до ума» — у нас просто нет другого выхода, причём дело тут даже не во ВНЭУ и не в самих неатомных подлодках. Вернее – не столько в них.

Электродвижение в виде, похожим на тот, в котором его пытаются реализовать на «Ладе», было бы жизненно необходимо и для наших будущих атомных подлодок…

Отступать нельзя.

И вот со сроками стройки 677 проекта китайцам и стоило бы сравнивать себя и других – «Санкт-Петербург» заложен в 1997, спущен на воду в 2004-м, принят в строй в 2010-м. Тринадцать лет от закладки до поднятия Андреевского флага, и лодка не готова и никогда, возможно, не будет. Б-586 «Кронштадт» — заложен в 2005-м, спущен на воду спустя тринадцать лет и два месяца – сказалась полная переделка проекта. Лодка до сих пор в постройке, ориентировочно будет сдана в следующем году. Б-587 – «Великие Луки» — начали строить в 2006, пришлось перезакладывать (!) в 2015-м. Обещают достроить в 2021.

Надо понимать, что три этих несчастных корабля, скорее всего полноценными боевыми единицами не станут. Возможно только «Великие Луки», но не факт.

А вот следующие… на форуме «Армия-2019» министерство обороны подписало контракт на строительство пары лодок проекта 677. По всей видимости, это и будут первые полностью боеспособные «Лады». Но вопрос по ВНЭУ не разрешён и будет ли она на новых лодках – неясно. Насколько быстро лодки будут построены — тоже непонятно.

«Варшавянки» во спасение? Да, но есть вопросы


Именно эти драматические события и стали причиной того, что экспортные лодки проекта 6363 оказались в ВМФ. Решение оказалось спасительным – на ЧФ к тому времени оставалась одна единственная «Алроса» проекта 877В с туманными из-за технического состояния перспективами. Аналогичным образом имеется дефицит новых подводных лодок на Тихом океане. Надо понимать – «Варшавянки» никак не ровня японским «Сорю». Но такие подлодки лучше, чем никакие. Выбирая между ничем, и устаревшей подлодкой, стоит выбрать устаревшую подлодку. Это верно тем более, что каждая из «Варшавянок» попавшая в ВМФ, является носителем крылатых ракет «Калибр». 

Для понимания – на Тихоокеанском флоте до сих пор ни одного носителя такого оружия нет. И это спустя четыре года после его первого боевого применения! Подлодки должны будут увеличить «суммарный залп» Тихоокеанского флота. Да и чисто для подводной войны, с её торпедами и минированием они нужны.

Но то, в каком виде «Варшавянки» поступают в ВМФ, вызывает вопросы. 


ДЭПЛ "Ростов-на-Дону". Проект 6363 стал спасением для ВМФ, но время этих лодок стремительно уходит


Если на экспорт лодки идут с гибкой протяжённой буксируемой антенной (ГПБА), то у «наших лодок» её нет – конструкция упрощена. А это очень важное оборудование для своевременного обнаружения лодок противника. В отличие от тех же индийских пр.877, наши всё ещё оснащены недостаточным количеством допотопных приборов гидроакустического противодействия, что гарантировано сорвёт попытку уклонения от торпедной атаки противника. БИУС и электроника лодок крайне далеки даже то того, что мы сами умеем делать. Всё это снижает боевой потенциал новых подлодок, причём без каких бы то ни было объективных причин. Про то, что у ВМФ завал и с торпедами, и задержки с антиторпедамитоже уже не раз было написано, и объективных причин тут тоже нет, особенно с антиторпедами по которым Россия – мировой лидер. Их нет в значимом количестве на вооружении подплава только потому, что кто-то так решил. В итоге спасительное для боевого состава ВМФ решение о постройке серии «Варшавянок» для России оказалось половинчатым. И, стоит повториться, не потому, что не можем. Потому, что не хотим.

На вновь строящихся подлодках вполне могли бы быть и бортовые гидроакустические антенны.

В результате совсем новые подлодки уже нуждаются в обширной модернизации. Впрочем, ВМФ не привыкать делать вид, что всё и так нормально.

Совсем недавно в «Независимом военном обозрении» вышла статья М. Климова "Варшавянкам требуется апгрейд", посвящённая некоторым аспектам модернизации подлодок проектов 6363 и 877, имеющихся на вооружении ВМФ.

Хочется добавить к этому то, что часть работ по модернизации вполне можно выполнить, отталкиваясь от задела по экспортным лодкам, например те же ГПБА. Ещё одним важным шагом было бы оснащение и строящихся «Варшавянок» и уже построенных и эксплуатируемых флотом лодок проектов 6363 и 877 литий-ионными батареями. ВНЭУ в уже построенную лодку встроить очень сложно и неоправданно дорого (и долго). А вот замена батарей представляется куда более простым действием ,которое ещё и существенно увеличит длительность пребывания ложки под водой. 

Будет ли это сделано? Посмотрим. Поводов для пессимизма в этом случае нет, но и для оптимизма – тоже. А вот в то, что наконец-то будет решена проблема наличия полноценного телеуправления торпедами и введения в боекомплект достаточного количества 324-мм антиторпед, уже и не верится совсем. Но повторять надо всё равно.

А что там у китайцев?


Основная находящаяся сейчас в серийном производстве китайская НАПЛ – проект 041, которую на Западе называют «тип 039А» или «Юань-класс». Именно эти подлодки будут поставляться и Таиланду, о котором упоминалось выше, и Пакистану (в последнем случае – путём совместной постройки). Известно, что как и наши «Варшавянки», 041 проект имеет двухкорпусную архитектуру. 


НАПЛ проекта 041.


Известно также, что китайцы уже опережают нас по внедрению полноценного телеуправления торпедами – причём мы же им его и сделали (по китайским торпедам — статья "Торпеды Великого соседа" М. Климова). Это для себя у нас нет, а на экспорт – вполне. Также представляют интерес сообщения о наличии на китайских лодках ВНЭУ. По имеющимся западным экспертным оценкам, китайские ВНЭУ не показывают требуемых ТТХ и нуждаются в серьёзной доработке, которая активно ведётся. Не будем спекулировать на тему этих оценок – какой бы эта ВНЭУ не оказалась, а у китайцев она есть. Впрочем, другие источники сообщают, что ВНЭУ демонтированы из-за низких ТТХ. Так или иначе, у нас-то их нет вообще.

Также известны работы китайцев по копированию систем управления оружием и другими системами подводных лодок западного образца, в основном Thales.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что наши «Варшавянки» скорее всего уступят в бою 041-му проекту в бою. И этому, повторимся нет объективных причин – только организационные, помноженные на злую волю отдельных личностей и жажду наживы других.

Какие выводы из этого всего можно сделать? Нам предстоит масса работы. По доведению до «серии» лодок проекта 677. По созданию ВНЭУ для них. По отладке серийного производства до уровня, позволяющего строить эти ложки хотя бы за четыре года. По обширной модернизации «Варшавянок» и «Палтусов». По внедрению антиторпед и модернизации управления торпедами. 

Искренне будем надеяться на то, что всё это будет делаться. Даже если скорость строительства подлодок при этом чуть-чуть подрастёт — до среднемировых значений, например.

Ведь реально боеспособные подводные силы для нас куда важнее, чем похвала китайской газеты за быструю постройку уже устаревших подлодок.
Автор:
Александр Тимохин
Использованы фотографии:
ЦКБ МТ Рубин, ckb-rubin.ru, АО "Адмиралтейские верфи", admship.ru, Минобороны России, flickr.com, Fregat RN
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх