На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Если такие,как на фото,то и фуй с ними.Боевые женщины Зе...
  • Nikolay Zakharov
    СВО это гражданская война, участием и помощью Антанты( Гейропа и США).Страсти по ГДР, п...
  • Зоя Копань
    Да флаг им в руки, одно успокаиваивает, что границы с этим государством нет! Посмотрим как запоют, когда хитропродума...Британцы подклады...

"НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ" АМЕРИКАНСКИХ ЛЁТЧИКОВ В ВОЮЮЩЕМ С ГЕРМАНИЕЙ СССР

© фото из открытых источников
В ходе ВОВ СССР и Япония сохраняли взаимный нейтралитет. В СССР потоком шли грузы по ленд-лизу на американских судах (правда с советской командой и под советскими флагом), СССР не предоставлял американцам базы на своей территории для ударов по Метрополии, и не угрожал японским действиям в Китае. Такое положение дел вполне устраивало обе стороны.

Пикантность ситуации заключалось в том, что США с Японией воевали, и в процессе боевых дейсттвий на территории СССР оказывались военнослужащие армии США (как правило пилоты).

Первыми интернированными в СССР летчиками стали члены экипажа бомбардировщика В-25 майора Эдварда Йорка из знаменитой эскадрильи подполковника Д. Дулиттла, предпринявшей 18 апреля 1942 г. рейд на столицу Японии с билетами "в один конец".

Отбомбившись по цели и обнаружив, расход топлива превышает расчетный пилоты поняли, что до Китая им не дотянуть, и тогда командир повернул свою машину на северо-запад по направлению к СССР.

Помимо командира, в составе экипажа Норт Америкен Б-25 "Митчелл" (номер 40-2242) капитана Эдварда Йорка, были: второй пилот - 1-й лейтенант Роберт Дж. Эмменс, штурман - 2-й лейтенант Нолан А. Херндон, механик - штабной сержант Теодор Х. Лэбэн и стрелок-радист - капрал Дэвид В. Пол.

Как свидетельствуют архивные документы, в частности, докладная записка начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала В.Богденко начальнику ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенанту С.Жаворонкову, уже через 12 минут полета в пределах советской территории Б-25 был впервые обнаружен постом воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) № 7516 19-го отдельного полка ПВО Тихоокеанского флота, который располагался в районе мыса Сысоева. Однако, проявив беспечность, командование поста приняло американский самолет за свой бомбардировщик Як-4, шедший без оповещения (позже по команде пройдет и как советский бомбардировщик Пе-2). Поэтому-то оперативные службы 5-го зенитно-артиллерийского (зап) и 39-го отдельного истребительного авиационного полков (оиап) тихоокеанцев особого беспокойства не проявили.

В 17 час. 22 мин. Б-25, пролетев между двумя сопками, неожиданно вынырнул над долгожданным аэродромом, пригодным для посадки. И здесь же пилоты увидели пару истребителей И-15, летевших к ним на перехват. Что произошло дальше, видно из рапорта командованию 39-го оиап командира звена лейтенанта Лугового: "При выполнении аэродромных полетов 18 апреля 1942 года, находясь в зоне техники пилотирования по групповой слетанности Н-1500 метров с ведомым летчиком сержантом Зиновьевым в 17 часов 22 минуты, мною был замечен самолет иностранной конструкции в районе горы "Брат и Сестра", идущий на бреющем полете Н-25-30 метров по долине реки Сучан с курсом 30 градусов по направлению аэродрома Унаши. Подав сигнал ведомому летчику "действовать по примеру", я пошел со снижением на перехват его курса. На подходе к Унаши догнал и занял положение атаки слева выше 300 метров. Начал преследование, выжидая дальнейших действий. Самолет шел со скоростью 300 километров, по прямой..."

Йорк, видя, что советский перехватчик не открывает огонь, принял его действия как "добро" на посадку. И в 17 час. 25 мин. шасси бомбардировщика Б-25 коснулись взлетно-посадочной полосы аэродрома Унаши, где базировался 39-й оиап ВВС Тихоокеанского флота. Позади у экипажа остались 9 часов труднейшего полета.

За ночь доклад о приземлении союзников в расположении полка ВВС ТОФ поступил по команде в столицу. Оттуда последовало указание - доставить экипаж в Хабаровск, в штаб Дальневосточного фронта.

После завтрака американцев посадили на борт транспортного самолета, который взял курс на Хабаровск. Там с пилотами встретился командующий фронтом генерал армии И.Апанасенко. От имени советского правительства он сообщил об их интернировании.

После восьмидневного пребывания под Хабаровском в ожидании окончательного вердикта советских властей Йорка и его боевых товарищей отправили поездом на Запад. В пути их сопровождали три офицера Красной Армии.

18 мая поезд прибыл в Куйбышев (ныне Самара), где в тот период разместилось большинство эвакуированных из Москвы наркоматов. Здесь же находились и иностранные дипломатические миссии, в том числе и японская.

15 августа советское командование приняло решение перевезти интернированных в город Оханск Пермской области. Поездом их доставили через Казань сначала в Молотов (Пермь), а затем на пароме переправили по Каме в Оханск. Здесь американцам предстояло прожить 7 месяцев. Наркомат иностранных дел СССР постоянно информировал посольство США обо всех перемещениях.

Бездействие и тоска по родине действовали на Йорка (вскоре получившего очередное воинские звание майор) и его подчиненных угнетающе. Они находились на грани отчаяния, когда наконец решились 7 января 1943 г. написать письмо на двух языках - начальнику Генерального штаба Красной Армии генерал-полковнику Александру Василевскому, в надежде, что оно будет доложено Иосифу Сталину. Послание было зафиксировано в секретариате Василевского 19 января за № 923. В нем говорилось следующее: "Дорогой сэр! Мы с большим интересом следим за героической борьбой Красной Армии. Каждый советский гражданин должен чувствовать большую гордость за ее достижения. Чем дольше мы сидим здесь, бездеятельно следя за борьбой, тем больше в каждом из нас, пяти интернированных здесь, растет чувство бесполезности в нашей общей борьбе. Нас держат здесь, в Советском Союзе, вот уже около года. Теперь, когда войска нашей собственной страны все больше и больше втягиваются в борьбу, я знаю, мы могли бы принести большую пользу в Африке, например, чем здесь. Квалифицированный экипаж бомбардировщика все еще требуется - я в этом уверен. Учитывая эти обстоятельства, не считаете ли вы возможным освободить нас для активной борьбы где-либо? Если же это абсолютно невозможно, то мы хотели бы быть использованными здесь, например, для подготовки экипажей для американских самолетов, которые вы имеете здесь, или для подготовки по десантным переправам. Я обращаюсь к вашему чувству реальности. Не думаете ли вы, что при подобных обстоятельствах японцы за бомбежку советской территории держали бы под стражей германский экипаж, сделавший посадку в Японии? Я не думаю, что кто-либо поверит этому.
Искренние пожелания успехов в новом году.
С уважением, майор армии США - Йорк"."


10 марта американский посол добился от Молотова разрешения на поездку в Оханск врача посольства США. К этому времени экипаж Б-25 твердо решил: с наступлением ледохода на Каме двумя группами бежать вниз по реке к южной границе. Но планы пилотов внезапно расстроил визит в их обитель двух советских офицеров, известивших их, что по письму, отправленному Йорком в Москву, принято решение: экипаж переводится в район с теплым климатом с предоставлением работы по специальности.

В тот же день на автомобилях американцев, переодетых в форму бойцов Красной Армии, перевезли в Молотов, а еще через три дня самолетом с посадкой в Уфе доставили в Чкалов (ныне Оренбург). Здесь они пересели на поезд, отправившийся в Ташкент.

О дальнейших событиях повествует ветеран, бывший контрразведчик генерал-майор в отставке Владимир Боярский: "Примерно в марте 1943 года, я, в то время майор, начальник отделения центрального аппарата НКВД, прикомандированный к Управлению контрразведки Северо-Кавказского фронта, был срочно вызван в Москву. Принял меня начальник 2-го Управления (контрразведки) Петр Васильевич Федотов и поставил задачу - провести операцию по доставке в Иран экипажа американского самолета, совершившего вынужденную посадку в нашей стране. Это было личное указание самого Сталина. Выполнить операцию предстояло в обстановке строжайшей секретности.

По выработанной легенде я являлся для всех, включая американцев, майором Красной Армии Александром Николаевичем Якименко, возвращавшимся после лечения по ранению из госпиталя в родную часть в Ашхабад (ранение у меня действительно было на фронте - в левую руку), хотя одет был в штатское. В Ташкенте меня для пущей убедительности должна была встретить "невеста", чтобы на самом деле снабдить дополнительными сведениями на дальнейший путь. В дороге я обязан был войти в контакт с пилотами, подружиться, чтобы затем облегчить им путь через границу.

В конце марта поездом я выехал в Ташкент. Разместили меня в двухместном купе, и до Куйбышева я ехал с женой какого-то эвакуированного наркома. Там она вышла, и позже ко мне подсадили командира американского экипажа Эдварда Йорка.

Эдуард, так звал я его, довольно хорошо говорил по-русски, и мы быстро подружились с ним. К тому же в дороге у меня разболелся конъюнктивит, и несколько дней Йорк ухаживал за мной. Он был родом из Калифорнии, показывал мне фото своего дома, жены и детей. Рассказал, что его супруга, знавшая кого-то из близкого окружения президента Рузвельта, добилась у него аудиенции и ходатайства об освобождении из "русского плена" ее мужа с товарищами. По пути американцы, из которых выделялись несколько развязный штурман Боб Робертс и очень скромный молоденький стрелок-радист Пирл или Порк , учили меня американским песням. У меня же было две бутылки водки. Так что, как могли, мы вместе коротали время.

7 апреля наш поезд прибыл в Ашхабад, где местные органы разместили экипаж в добротном двухкомнатном особняке с кухней на берегу арыка, в центре города. После того как Свиридов устроил американцев работать в аэропорт, он убыл в Москву.

С первых дней пребывания в Туркмении совместно с пограничниками я готовил переход границы американцами. Главным при этом было то, чтобы они поверили, что сами подготовили свой побег из СССР.

Для этого примерно в 20 км на юго-восток от Ашхабада, ближе к Ирану, нами была оборудована ложная контрольно-следовая полоса (КСП), якобы обозначавшая советско-иранскую границу. Надо сказать, что на настоящей границе режим проезда был уже довольно несложным. Ее охраняли советские пограничники и иранцы. И наши машины проезжали через иранские КПП свободно. Сам их досмотр при остановках был чисто формальным делом. Никаких вопросов, как правило, мол, не то, не тех везете, не задавалось..."

В ночь с 10 на 11 мая к американцам, уже переодетым в гражданское, подослали "контрабандиста", который за 250 долларов согласился перебросить их на грузовике под брезентом через границу. Предварительно они же снабдили Йорка и его товарищей схемой расположения консульства Великобритании в Мешхеде.

Как рассказали позже "беглецы" британскому консулу, они проехали на автомашине более 3 км. Затем сошли и пешком в сопровождении проводника проследовали через холмы к "границе с Ираном".

"Надо было видеть, - продолжает рассказ Владимир Боярский, - как при лунном свете, озираясь и припадая на колени, чтобы пролезть под проволочными заграждениями русских, американцы удирали на свободу. На местности нами искусно была создана реальная обстановка нелегального перехода границы нарушителями..."

Минуя на "попутной" автомашине настоящие пограничные КПП, через город Кучан янки добрались в Мешхед, где обратились в британское консульство. Вице-консул Хэдоу совместно с атташе Аюбом через три дня, осторожно объезжая советские дорожные военные комендатуры и посты, провезли американцев вдоль ирано-афганской границы в британскую зону оккупации в Иране. Через неделю, пробив деревянное ограждение на пакистанской границе, уже с другими английскими шофером и солдатом гурхом сложным маршрутом пилоты смогли добраться до города Кветты. Оттуда в тот же день 20 мая их американским военным бортом перебросили в столицу Пакистана Карачи. А далее экипаж Б-25 через Ближний Восток, Северную Африку и Южную Атлантику в обстановке полной секретности доставили в Майами (штат Флорида). После короткого отдыха 24 мая майора Йорка и его подчиненных перевезли в Вашингтон, где они доложили президенту США о выполнении своей миссии. Их 14-месячная секретная одиссея наконец-то закончилась.

По мере развития боевых действий инциденты с попаданием американских летчиков на территорию СССР участились.
Так, 12 сентября 1943 года на аэродроме "Елизово" сели два "Либерейтора" и пять "Митчеллов", участвовавших в налете на базу Шумшу. Причем вторую подлетавшую группу с наших кораблей, не разобравшись, обстреляли как нарушителей границы. Американские летчики потом вспоминали: в те дни русские в "Елизово" были встревожены. Озлобленные японцы понимали, куда ушли бомбардировщики, и наверняка знали, что на небольшом советском аэродроме сейчас укрылись не один, не два - сразу семь боевых машин противника! Это могло спровоцировать какой угодно всплеск событий. Видимо, чтобы притушить страсти, советская сторона и сообщила громогласно через ТАСС (и "Известия"), что "американские самолеты вместе с их командами интернированы". То есть в войне больше не участвуют.

В районе Ташкента был развернут лагерь для интернированных пилотов, который кстати, посещался сотрудниками японской дипмиссии.

По мере наполнения - пилоты отработанным маршрутом "сбегали" в Иран, где вновь становились полноправными участниками войны, таким образом через советский лагерь прошла сотня американских пилотов.

На основном фото - первые интернированные пилоты - экипаж Йорка

Алексей Котов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх