На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Уходящие в небытие. Десантные катера проекта 1176 «Акула»

На День ВМФ и прочие праздники в приморских портовых городах принято выводить в бухту военные корабли. Свою мощь показывают морпехи, штурмующие берег с десантных катеров. И, конечно, все современные корабли, эдакий молодняк, играющий стальными мускулами на солнце, тоже в акватории порта. Все взгляды публики прикованы к ним. И, конечно, мальчишки, как им и положено, восторженно глядят на боевую мощь новой техники. И никто даже не замечает, как в историю отходят заслуженные ветераны. Эти «седовласые» старцы, мерно покачивающиеся на волнах, стоят у причалов, взирая на начало карьеры молодой стальной поросли. 


Д-106 у причала морвокзала Новороссийска

 
Одним из таких катеров в Новороссийске на прошедших празднованиях дня ВМФ и дня города был Д-106 (бортовой номер 653). Пока молодой «десантник» проекта «Серна» и совсем юный патрульный катер проекта «Раптор» приковывали к себе внимание горожан, близ морвокзала к причалу был прикован, верно, последний на Черноморском флоте десантный катер проекта 1176 «Акула». Этот вымирающий динозавр десантного флота более не производится на отечественных судостроительных заводах.

В начале «десантной» карьеры


Десантные катера проекта 1176 шифр «Акула» (по кодификации НАТО — Ondatra Class) строились в период с 1971-го по 2009-й годы на трёх отечественных судостроительных заводах (Азовская верфь, Рыбинский ССЗ и Восточная верфь), а также на одном зарубежном заводе в болгарской Варне. К тому же за время выпуска данные корабли отправляли и на экспорт. Правда, единственным зарубежным владельцем катеров этого проекта в количестве двух штук был Йемен. 

Уходящие в небытие. Десантные катера проекта 1176 «Акула»


Заказчиком данных кораблей выступал сначала советский ВМФ, позже ВМФ Российской Федерации. Проектирование доверили ЦКБ «Нептун», в котором главным конструктором катера выступил С.Д. Воронцов, а наблюдателем со стороны ВМФ капитан 3-го ранга Ю.П. Василишин. 

Катер предназначался для перевозки личного состава, техники и грузов на необорудованный берег и снятия с берега соответственно. 

Особенностью проекта является то, что катера могли действовать как самостоятельно, так и в связке с БДК проекта 1174 (ныне выведены из эксплуатации), с которых «Акула» могла снять и доставить на сушу необходимый груз. При этом БДК проекта 1174 могли нести с собой до шести «Акул» одновременно. Также носителями данных катеров должны были стать УДК проекта 11780, разработки которых велись в то время на Невском ПКБ. Но, увы, проект этих кораблей, которые стали бы русским ответом американским УДК типа «Тарава», не был реализован. 



Основные ТТХ катера «Акула»:

— водоизмещение в тоннах: стандартное — 90, полное — 107,3;
— длина: 24 м;
— ширина: 6 м (максимальная):
— осадка: 1,5 м;
— двигатели: 2 дизельных двигателя 3Д12, или 3Д12А (Д-448), или 3Д6С2 (Д-163, Д-184, Д-365), или 3Д6С2-081 (Д-57);
— наибольшая скорость хода: 11,5 узла или 11,2 узла на тихой воде при полном водоизмещении;
— дальность плавания: 330 миль с дизелями 3Д6С2, 1400 миль с дизелями 3Д6С2-081 (при скорости хода 10 узлов);
— автономность плавания: двое суток;
— экипаж: от четырёх до шести человек.


Носовая аппарель "Акулы"


В качестве навигационного вооружения на катера устанавливали следующие навигационные РЛС – «Миус», «Дон» или «Лиман-18М1». 

Десантные катера проекта 1176 имеют открытый трюм и носовую аппарель. При этом размеры открытого грузового трюма составляют 12,5 м в длину, 3,6 м в ширину с высотой борта 2,2 м. Сам корпус катера изготовлен из стали, а надстройка, расположенная в кормовой части катера, из алюминиево-магниевых панелей с противопульным и противоосколочным бронированием ходовой рубки. 

Открытый трюм способен принять один основной танк Т-72, или 2 грузовых автомобиля ГАЗ-66, или же 20 человек десанта. А груз, который может транспортировать катер, доходит до 50 тонн. 

При этом, несмотря на архаичную и неповоротливую внешность, «Акула» весьма маневренна. Это обеспечивается двумя гребными винтами в раздельно-управляемых поворотных насадках. Также катер обладает хорошей мореходностью. Он способен выполнять поставленные задачи при волнении моря до четырёх баллов включительно. Кстати, современные десантные катера «Серна» способны осуществлять плавание при пяти баллах волнения моря. А вот безопасная выгрузка десанта с «Акулы» может быть совершена при трёх баллах. 

Полвека службы


По сути, новороссийский Д-106 самый настоящий аксакал Черноморского флота десантных катеров проекта 1176 «Акула». Практически все его собраться уже канули в лету, либо отправлены на металлолом, либо переквалифицированы, либо «приржавели» к пирсу. Так, советский Д-305 проекта «Акула», построенный на Азовской верфи, во время распила Черноморского флота достался Украине. В 1998-м году катер, конечно, переименовали в «Сватове» с бортовым номером U763. После этого он успел один раз поучаствовать в совместных с США учениях, а с 2015-го катер загнали на ремонт, где он по сей день и пребывает. Есть сведения, что боевой катер хотят превратить в сухогрузную баржу, если уже не превратили. 


Одна из грузинских "Акул"


Судьба двух других собратьев оказалась не лучше. Д-237 и Д-293 в декабре 1992-го года при эвакуации Потийской ВМБ были оставлены в Поти в неисправном состоянии. По некоторым данным, грузинская сторона их отремонтировала и ввела в строй как десантные катера MDK-01 и MDK-02. Дальнейшая судьба этих катеров доподлинно неизвестна, но фотографии с просторов Интернета оптимизма не внушают.

Остальные же «Акулы», ставшие свидетельницами развала Союза, были либо списаны ещё в 90-е годы, либо едва перешагнули порог третьего тысячелетия, как их отвели на слом. Сам же Д-106 был заложен на Рыбинской верфи 7-го апреля 2008-го года, т.е. он относительно молод. Достраивали катер на ОАО «Сокольская судоверфь» и спустили на воду 15 сентября 2009-го. Значит, недавно корабль справил юбилей, базируясь в Новороссийске.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх