На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Защита для шеи (часть первая)

Одним из достоинств публикации материалов на TOPWAR является то, что среди читателей немало людей, «ищущих знаний», которые не просто читают и пишут «нравится им это или нет», а еще и задают интересные вопросы и тем самым подсказывают темы для новых интересных статей. Вот так, например, в теме про шлемы бацинеты прозвучал и вопрос относительно горлового прикрытия на рыцарских доспехах. И в самом деле, разве горло не является очень важной, жизненно важной, можно сказать, частью нашего тела? Голову, конечно, можно пробить, но, если человеку перерезать горло, тогда уж он точно не выживет. И вот как же обстояло дело с его защитой?


Защита для шеи (часть первая)

«Гобелен из Байё». Воины Уильяма забрасывают копьями воинов Гарольда.

Писать подробно о Древнем мире здесь вряд ли имеет смысл, но судя по дошедшим до нас источникам – росписям сосудов, барельефам на колоннах Траяна и Марка Аврелия ни греки, ни римляне защите горла внимания не уделяли никакого. Панцирь и шлем в этом месте не стыковались никак, разве что легионеры повязывали его шарфом. В чем причина столь «легкомысленного отношения» к этой важной части дела? А в том, что… главными родами войск в то время была пехота и конница, не имевшая стремян. Поэтому сражения велись «щит в щит», то есть щитами прикрывали тело на уровне глаз, в то время как шлемы были таковы, что у греков, что у римлян, что от удара по шее сзади они защищали. То есть сзади – шлем, а спереди – щит. А вот у японских самураев сзади шею тоже защищал шлем (нет смысла повторяться с описаниями из доспехов, на ВО об этом был не один материал), а вот впереди – специальное горловое прикрытие ёдаре какэ. То есть нет щита – прикрытие для горла обязательно. Есть… ну тут могут быть варианты. Впрочем, катафракты, практиковавшие таранные удары копьем, имели шлемы с прикрытием шеи. Трудно сказать, насколько оно было эффективным, но они его имели. Ведь держать копье им приходилось двумя руками, и щитов у них не было, хотя такой британский историк, как Майкл Симкинс, и утверждал обратное и даже привел в своем исследовании, посвященном вооружению римских легионеров, изображения катафрактария с шестиугольным щитом. У кого в древности защита шеи и была… так это у воинов крито-микенской эпохи, надевавших на себя целый «скафандр» из металлических полос с горловым прикрытием в виде горлышка кувшина. Во всяком случае именно так устроен знаменитый «доспех из Дендры». То есть такие доспехи известны!

На этом фрагменте гобелена показано не только, что Гарольд получил стрелу в глаз, но и то, каким образом снимают кольчуги с убитых. На манер ночных рубашек, через голову. То есть это однозначно не «комбинезон» со станами, как это можно подумать, глядя на изображение. Однако, не совсем понятно другое: кольчужное прикрытие для головы – оно соединено с кольчугой, прикреплено к шлему или это типичная «митра епископа», то есть кольчужный капюшон! В любом случае, несмотря на наличие впечатляющего по размерам щита, позволяющего прикрыться им с головы до ног, защита для шеи в 1066 году у конных воинов уже была.

Теперь сделаем большой скачок и окажемся уже в Западной Европе в 1066 году. Почему в этом году, да потому, что у нас есть точно датированный источник – «Гобелен из Байё», на котором мы видим, по сути, первых всадников в европейском рыцарском вооружении. Правда, многие еще по старинке мечут копья, не применяя прием куширования копья, но тут уж ничего не поделаешь – в начале оно всегда так. На всех воинах «гобелена» конические шлемы с наносником. То есть это тот самый шлем, с которого в Европе начались и все остальные шлемы. То есть именно этот шлем, разделивший со временем на три «ветки», привел к появлению сначала шлема-кастрюли, а затем и «большого шлема». Вторая «ветвь» привела к появлению сначала сервильера, а затем бацинета – первоначально шлема-подшлемника, а затем уже и отдельного шлема. Наконец, третья «ветвь» - это шлем-каска (о нем рассказ еще впереди) или «шапель де фер» («железная шляпа») – очень демократичного шлема, который, как и в Европе, так и в Японии (шлем дзингаса!) носили и самые бедные воины и… самые богатые. И почему бы и нет? Все ведь зависит от ситуации и… возможностей!

Но вернемся к гобелену. Кроме шлемов определенной формы мы видим и то, что все воины на нем имеют кольчужное прикрытие шеи.


Статуя св. Мориса. Кафедральный собор в Магдебурге 1250 г.

Ну, а затем оно стало неотъемлемой частью любых рыцарских доспехов «эпохи кольчуги» и «эпохи кольчужно-пластинчатой брони». Об этом свидетельствуют уже не только изображения, но и такой исключительно важный памятник, как эффигии. Вот одна из них – эффигия св. Мориса, датируемая 1250 годом. На нем кольчужный гамбизон и поверх него спускающийся на грудь кольчужный наголовник, защищающий также и шею. Скорее всего, сзади на нем была прорезь, подобная той, что в это же время делали и на кольчужных рукавицах. Через нее внутрь наголовника просовывалась голова, после чего шнурки или ремешки сзади затягивались. Надо иметь ввиду, что под кольчужным наголовником рыцари в обязательном порядке носили еще и чепцы из ткани.


Обратимся теперь к миниатюрам. На миниатюрах из «Библии Мациевского» из библиотеки Пирпонта Моргана, датируемой приблизительно тем же годом, что и эффигия св. Маврикия, мы видим фигуры классических рыцарей эпохи кольчуги – в кольчужной броне с головы до ног и сюрко, надетом сверху.


Под кольчугой ничего особенного нет. Просто белая, скорее всего, льняная рубаха и все!


Но вот здесь воин справа, одетый в синюю рубаху, несет на плече явно что-то защитное и стеганое. Причем и у него, и у сидящего воина шея так ничем и не прикрыта, хотя на голове положенные в то время всем мужчинам, и воинам в особенности, «чепчики».


Здесь у всех трех воинов шеи явно чем-то защищены. Чем-то в виде ошейника или воротника. Что это? Кожа, обшитая тканью? И ясно видно, что под этими ошейниками у них что-то есть. То есть в то время о дополнительной защите шеи уже начинали задумываться!

А теперь отправимся по «первой ветке» – то есть той, что ведет нас к «большому шлему», и мы увидим, что несмотря на то, что под этот шлем надевали и «чепчик», и кольчужный капюшон, даже к нему по краю нередко прикрепляли кольчужное плетение. Зачем?


Перед нами немецкий шлем XIV века с кольчужной бармицей, называвшейся авентайл, из Германского исторического музея в Нюрнберге. Зачем такое было нужно? А это была своеобразная «разнесенная броня», похожая на ту, что применяется и сегодня, ну, скажем – цепи с металлическими шарами в кормовой части танка «Меркава».


Кадр из очень реалистичного в историческом плане кинофильма «Рыцарский замок» (1990). Здесь вы видите шлем без авентайла и то, что шею этого рыцаря защищает всего лишь один слой кольчуги. Любой удар под край шлема для этого рыцаря будет смертельным!


Впрочем, до нас дошла и вот эта безымянная эффигия из Шотландии, на которой мы видим рыцаря в стеганом гамбезоне и с таким же шейным прикрытием. На голове яйцевидный шлем, на ногах – металлические поножи, но что он надевал поверх всего этого и надевал ли вообще, если его именно в таком костюме усопшим и изобразили? Неизвестно! Но ясно одно, что и такими прикрытиями в «эпоху кольчуги» воины пользовались.


Теперь посмотрим на эффигию дона Альваро де Кабрера Младшего, на крышке саркофага из церкви Санта-Марии де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде в Каталонии (Испания), о котором известно, что он умер в 1299 году. На нем кольчужный чепец, это несомненно, но еще и какое-то оплечье из ткани, явно подбитое изнутри (см. снаружи шляпки гвоздей) пластинками металла. Но вот что за деталь охватывает его шею? По виду это явный горжет-нашейник, вот только из чего он сделан неясно. Металл или кожа? И еще – на что он опирается и к чему прикреплен? На пластинки оплечья? И как все это надевалось, ведь шейное отверстие для головы явно узко. То есть теперь мы точно знаем, что такая вот защита для шеи в Испании в 1299 году применялась, но и не более того.


Реконструкция Ангуса МакБрайда, на которой (справа) изображен дон Альваро де Кабреро. Интересно, что в руке у пехотинца с алебардой арабский щит адарга – тяжелый кожаный щит из двух овальный деталей. Несмотря на «вражеское» происхождение, он очень даже полюбился испанцам.


Адарга на одном из надгробных барельефов.

Впрочем, нельзя сказать, что защита для шеи в те годы применялась исключительно в Испании.


Вот эффигия Эберхарда фон дер Марка (1308) из собора во Флонденберге. Нетрудно заметить, что на шее у него что-то вроде толстого воротника. Опять-таки не ясно, что это за материал, и как «это» на него надевалось. Но очевидно, что это не кольчуга, а нечто довольно жесткое.

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх