На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Секретный рейд «Анастаса Микояна» — военная кругосветка советского ледокола

Судьба ледокола «Анастас Микоян» — яркий пример мужества и храбрости советских моряков. В годы Великой Отечественной войны этот неприспособленный для боевых действий корабль смог выбраться из Черного моря и, почти обогнув земной шар, вернулся на родину.

Мир — война

Ледокол был заложен на стапелях судостроительной верфи Николаева в 1935 году. Когда началась Великая Отечественная война, корабль едва успели спустить на воду. Судостроительный завод подвергался налетам немецкой авиации. Достраивали судно практически на плаву.

Ледокол «Анастас Микоян»
Ледокол «Анастас Микоян»

Огромным преимуществом для «Анастаса Микояна» оказалась изначально заложенная в концепцию судна автономность. На борту ледокола, кроме стандартных удобств для работы экипажа, размещалось несколько мастерских с разнообразными станками и оборудованием. Впоследствии своя ремонтная база не раз выручала корабль из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

До осени 1941 года «Анастас Микоян» использовался как вспомогательный крейсер для защиты черноморских городов. На корабле были установлены пушки и зенитная артиллерия. Ледокол участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Кроме того, корабль применялся для доставки продовольствия, боеприпасов, а также для эвакуации раненых бойцов.

В ноябре 1941 года ситуация на фронте изменилась: нужнее всего ледокол был в водах Арктики. Предполагалось, что он будет сопровождать грузовые суда.

Госкомитет обороны решил перевести «Анастаса Микояна» на Дальний Восток. Однако сделать это оказалось совсем не просто.

Выход из Черного моря

Выбраться из Черного моря можно было лишь через Турцию, но проход по территории нейтрального государства был возможен лишь для лишенных оружия кораблей. С ледокола пришлось снять все зенитки и артиллерию. Корабль стал совершенно беззащитен.

Кроме того, капитан «Анастаса Микояна», Сергей Михайлович Сергеев, получил указание ни при каких обстоятельствах не сдаваться врагу и в чрезвычайной ситуации затопить корабль.

Сергеев Сергей Михайлович
Сергеев Сергей Михайлович

Ледокол и несколько нефтяных советских танкеров вышли из Баку 25 ноября 1941 года. В сопровождении советских военных кораблей они благополучно добрались до морской границы с Турцией.

В Стамбуле их ждал неприятный сюрприз. Британский военный флот, обещавший проводить беззащитные суда через Средиземное море до своей базы на Кипре, отказался от договоренности и не выделил сопровождения. У капитана Сергеева не оставалось другого выхода, кроме как прорываться в одиночку.

Конечно стоявшие на рейде в проливе Босфор суда были замечены немецкими агентами. Поэтому «Анастас Микоян» покинул стоянку среди ночи, двигаясь на полной скорости и без ходовых огней. Стараясь избегать оживленных маршрутов, а днем скрываясь в бухтах под прикрытием скал, ледокол проскочил Родос, но был замечен итальянскими торпедными катерами.

Фашисты остановили корабль и потребовали сообщить принадлежность судна. Терять было нечего. Сергеев ответил, что это турецкий корабль. Неизвестно поверили итальянцы или нет, но на борт подниматься не стали, а приказали следовать за ними на Родос.

Ледокол «Анастас Микоян» для видимости двинулся за торпедными катерами. Однако как только суда набрали ход, Сергеев развернул корабль в направлении Кипра. Фашисты стали преследовать ледокол и открыли огонь.

Зенитные пушки и пулеметы не причинили существенного ущерба большему кораблю, лишь несколько моряков получили ранения. Чуть позже, к катерам присоединились гидросамолеты. Однако пущенные врагом торпеды, к счастью, в цель не попали. Обстрел верхней палубы ледокола вызвал несколько очагов пожара. Огонь удалось потушить слаженными действиями экипажа корабля.

Ледокол «Анастас Микоян» в 1942 году
Ледокол «Анастас Микоян» в 1942 году

Тем временем сгустились сумерки. Противник израсходовал боезапас и отстал. Ледокол «Анастас Микоян» вышел к британскому побережью Кипра.

Трудная дорога домой

С базы на Кипре ледокол добрался до Палестины, контролируемой Британией, где советские моряки сумели отличиться. Они потушили горящий танкер и оказали помощь союзным морякам. Там же команду «Анастаса Микояна» ждала неприятная новость — в войну вступила Япония.

Британские порты в колониях могли в любой момент подвергнуться атаке врага. Путь через Индийский океан стал очень опасен. Сергеев принял решение двигаться на Дальний Восток в обход Африки через Атлантический и Тихий океан.

Нейтральные воды Турции остались далеко позади, корабль было бы неплохо оснастить защитным вооружением. Договорившись с британцами, ледокол «Анастас Микоян» зашел в египетский порт. Каково же было разочарование советских моряков, когда вместо зенитных орудий и пулеметов им предложили взять одну дряхлую мелкокалиберную пушку.

Беззащитный корабль мог стать соблазнительной добычей для врага, и команда ледокола пошла на военную хитрость. Из подручных средств моряки смастерили, закрепили на палубе и зачехлили брезентом несколько имитаций орудий. Теперь, по крайней мере издалека, ледокол походил на боевой корабль. С такой маскировкой «Анастас Микоян» без происшествий добрался до Кейптауна.

В районе Кейптауна хозяйничали немецкие субмарины. Однако попутный британский конвой отказался проводить советский ледокол до Южной Америки.

Дабы не искушать судьбу и не привлекать лишнего внимания, капитан воспользовался проверенным приемом и ночью покинул порт. Корабль двигался в стороне от стандартного маршрута, вдоль кромки плавающих льдов, и спустя пару недель благополучно достиг Монтевидео.

Здесь произошел забавный инцидент: «вооруженному» ледоколу отказали во входе в порт. Маскировка удалась — уругвайцы приняли макеты орудий за настоящие пушки. Пришлось приглашать иностранного представителя на борт и демонстрировать изготовленные из дерева совершенно безобидные пушки.

Оставшаяся часть пути — через пролив Дрейка, вдоль побережья Северной Америки до Сан-Франциско, а оттуда к родным берегам — прошла без приключений. В советские территориальные воды ледокол «Анастас Микоян» вернулся 9 августа 1942 года. Корабль провел в скитаниях долгие девять месяцев, вернувшись домой целым и невредимым.

Секретный рейд

До 1958 года героический рейд «Анастаса Микояна» был засекречен, а моряков никак не наградили, только лишь выдали жетоны «За дальний поход».

После возвращения в СССР ледокол успел и поучаствовать в войне, по Северному морскому пути доставляя необходимые фронту грузы, и послужить на благо страны в мирное время.

Ледокол «Анастас Микоян» в 1956 году
Ледокол «Анастас Микоян» в 1956 году

Их состава флота корабль вывели в 1968 году, заменив на более современное судно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх