На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Вы помните историю почему на прямой как стрела железной дороге Санкт-Петербург – Москва вдруг появился странный изгиб? Нет?

Ведь это один из самых живучих железнодорожных мифов – миф о «Пальце императора» Николая Первого, якобы объясняющий странные изгибы на железной дороге Москва – Петербург.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Напомню.

Разгневанный задержками в проектировании железной дороги император Николай I приложил к карте линейку, взял в руки карандаш, провёл прямую линию от Санкт-Петербурга до Москвы и повелел: «Строить так!» Да вот беда — палец императора съехал с линейки, и карандаш обвёл его, начертив дугу посреди прямой линии. Никто не посмел нарушить волю императора. Так и построили железную дорогу с причудливым изгибом посредине. Это конечно легенда.

Попробуем разобраться, в чем тут дело.

На картине: Император Всероссийский Николай I (с 1825 по 1855 год)
(Николай Павлович Романов, 1796–1855)

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Больше 100 лет линия Петербург – Москва была прямой как стрела. Лишь в одном месте железная дорога делала дугообразный изгиб. Такой появляется, если проводишь прямую по линейке, но где-то в середине мешает палец, и ты случайно обводишь его.

Люди, далекие от железной дороги, именно неряшливостью императора Николая Первого объясняли то, что, на их взгляд, казалось необъяснимым. А именно: почему всю дорогу смогли сделать прямой, а в одном месте остался такой странный изгиб.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Первый мост

На самом деле, палец тут ни причем. Сперва, когда дорогу открыли в 1851 году, никакого изгиба не было, и железная дорога была прямая. Строительство прямой ветки далось непросто. Основные трудности возникли при прокладке путей через Валдайскую возвышенность при пересечении глубокого и широкого Веребьинского оврага.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Инженеры, однако, от строительства дороги по прямой не отказались. Для понимания – этот участок находится в 200 км от Петербурга и примерно в 450 от Москвы. Дорога давала сильный уклон. Мост через реку Мста и станция Мстинский Мост находятся на высоте 79 метров над уровнем моря, а станция Торбино уже на высоте 192 метра. Таким образом, поезда за 21 км должны были подниматься на высоту 113 метров.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Для техники тех времен это было тяжеловато. Паровозы тогда были маломощными. Поезда из Петербурга часто не могли взобраться в гору. Из Москвы – не успевали вовремя затормозить. Часто поезда самопроизвольно расцеплялись. Для улавливания отцепившихся и катящихся назад вагонов на станции Веребье был сооружен улавливающий тупик – путь с противоположным уклоном.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Для решения проблем поезда начали проводить через участок частями по 10-12 вагонов, для чего здесь дежурили дополнительные локомотивы. Затем паровозы стали сцеплять попарно, увеличивая тягу. Но тормоза вагонов перегревались и теряли эффективность. К станции Мстинский Мост поезд иногда выходил с непозволительно большой скоростью.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

В 1852 году, через год после открытия железной дороги, произошла катастрофа. Поезд расцепили для провода через сложный участок по частям. Первая половина поезд была доставлена на станцию Веребье и отцеплена от паровоза, под колеса вагонов подложены дрова, заменявшие тогда башмаки. Но эта станция тоже находилась на уклоне, к которому добавились скользкие рельсы и сильный попутный ветер. В результате состав пришел в движение и врезался в паровоз, который в это время тащил вторую часть поезда. В результате чего были полностью разбиты паровоз с тендером и 6 крытых вагонов. Погибли помощник машиниста, четыре кондуктора и жена одного из них, несколько человек было ранено.

Со временем поняли, что надо что-то делать. В 1869 году на похожем по конструкции Мстинском мосту произошел пожар. Движение по железной дороге остановилось на четыре месяца. В 1874 году комиссия проверила Веребьинский мост и пришла к заключению, что он является узким место на железной дороге.

На фото:Барельеф на памятнике Николаю Первому в Петербурге, где показано открытие Веребьинского моста

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Императорский палец

Тогда решили построить обходной путь, чтобы уменьшить крутизну подъема. На обходной железной дороге реку Веребью взяли в трубу диаметром 6 метров, а вместо моста соорудили земляную дамбу высотой 43 метра (в ней и была труба).

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Длина дороги увеличилась на 5 км, на ней возникли железнодорожные станции (остановочные пункты) Веребье и Оксочи, а на карте появилась дуга, вызвавшая появление байки про палец императора.

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

В таком виде железная дорога просуществовала с 1881 по 2001 год. Участок был всем хорош, кроме того, что из-за поворотов поездам приходилось сильно тормозить, а это препятствовало развитию скоростного сообщения. Тогда уже подумывали то о «Соколе», то о «Сапсане».

На фото Станция Веребье

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Второй мост

Технологии не стоят на месте и в 2001 году на месте первого моста построили новый, современный мост длиной 536 и высотой 53 метра. Бывший обходной участок и находившиеся на нем станции демонтировали, а дорогу вновь пустили по прямой. Уклон, конечно, остался, но современным поездам он нипочем.

А по старой железной дороге, по «Императорскому пальцу» можно совершить путешествие на внедорожнике, квадроциклах или пешком. Там многое сохранилось от старой железнодорожной инфраструктуры, а главное, можно осмотреть окрестности с насыпи высотой в 50 метров.

Небольшая видюшка

Загадочное Веребье между Москвой и СПб. Палец императора, коварный уклон и два моста

Кроме байки про палец есть ещё одна известная:

Когда проект дороги был в основном завершен, к Николаю Первому пришел руководитель работ обрусевший немец Петр Клейнмихель. И спросил - делать ширину колеи такую же, как в Европе или по-нашему, по-русски шире, чем у лягушатников и колбасников? Николай удивился такому вопросу и спросил "Нах_й шире?"
Клейнмихель не очень хорошо понимал тонкости русского языка и записал указание Императора дословно. После чего поинтересовался у императорского лейб-медика какая длина Императорского члена и приступил к работе

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх