На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...

Королевская Оружейная палата в Мадриде. Собрание оружия и доспехов испанских королей

Просто шикарная экспозиция рыцарей на конях! Никакого стекла. Со всех сторон можно фотографировать И главное, этих рыцарей много…

Монеты, ключ, податливый замок,
заметки в дневнике — хоть вышли сроки,
чтоб смог ты вновь вчитаться в эти строки,
трость, карты, шахматы, сухой цветок,
запрятанный в страницах старой книги
на память о каком-то дорогом,
но тем не менее забытом миге,
и зеркало, где мертвенным огнем
дрожит рассвет в закатном алом круге.
Гвоздь, рюмка, дверь — велением судьбы
тебе даны послушные рабы,
слепые и безропотные слуги.
Уйдешь — они не сохранят твой след.
Им безразлично, жив ты или нет.
Хорхе Луис Борхес. Перевод Владимира Резниченко


Военные музеи Европы. Сегодня наш рассказ о военных музеях Европы будет посвящен коллекции оружия и доспехов Королевской Оружейной палаты в Мадриде, которая возникла благодаря завещанию короля Филиппа II. Согласному этому документу, собранные в ней доспехи и оружие после его смерти запрещалось продавать для оплаты земных и духовных долгов покойного, как это в то время было принято. Палата превратилась в наследство будущего Филиппа III и его преемников и стала неотъемлемой частью сокровищ испанской короны, а сегодня является одной из жемчужин испанского исторического наследия.


На этом фото справа копейщик XVI века, не рыцарь. На нем шлем бургиньот и нет полного латного прикрытия для ног

Филипп II решил сохранить ее по двум причинами. Во-первых, он хорошо понимал, что она наилучшим образом демонстрирует силу и мощь австрийского императорского дома, и вдобавок увековечивает память императора Карла V, которым он восхищался. Во-вторых, это роскошное оружие имело большую материальную ценность, так что ее следовало сохранить хотя бы в качестве капитала. Ну а его преемники лишь обогащали ее своими личными приобретениями и боевыми трофеями.

Основное ядро нынешней коллекции составляет арсенал императора Карла V, в котором находилось оружие его отца, короля Кастилии Филиппа I, и его предков: Фердинанда Католика и императора Максимилиана I Австрийского. К ним Филипп II добавил свой личный арсенал и собрание средневекового оружие из королевских сокровищ Трастамара дель Алькасар-де-Сеговия. Коллекция охватывает весь XVI век, и носит интернациональный характер. Связано это с тем, что заказы на доспехи и оружие испанские короли размещали главным образом на юге Германии и на севере Италии – в районах, которые находились под контролем испанской короны и где работали известные семьи оружейников Хельмшмидов, Гросчедел и Негроли. Также в королевский арсенал попадали и военные трофеи. Например, добытые в битве при Павии (1525 г.), Мюльберге (1547 г.) или Лепанто (1571 г.), посольские дары от итальянских герцогов Мантуи и Урбино, а также подарки из Японии, присланные Филиппу II в качестве короля Португалии.

Хотя славу коллекции принесли арсеналы Карла V и Филиппа II, царствование Филиппа III и Филиппа IV (1605-1621-1665) также обогатило ее изделиями XVII века – дипломатическими либо семейными подарками. К ним относятся, например, дары, которые были отправлены в 1604 и 1614 годах королем Англии Карлом I из Англии и герцогом Карлом Эмануэлем I Савойским в 1603-м. 

Во время правления Филиппа IV доспехи уже потеряли всякое значение, но их продолжали дарить в качестве сувениров, в частности, известны латные комплекты, подаренные ему его тетей, инфантой Изабеллой Кларой Евгенией, губернатором Нидерландов, а также его его братом, кардиналом инфантом доном Фернандо, губернатором Милана. Царствование Филиппа III и Фелиппа IV увеличило коллекцию огнестрельного и холодного оружия, причем среди последнего оказалось немало образцов которые были выкованы в городе Толедо.

В 1884 году пожар уничтожил здание арсенала, построенное в 1560 году Филиппом II. Альфонсо XII (1857-1874-1885) распорядился о строительстве его нынешнего здания, работы над которым были завершены уже после его смерти по воле его жены, королевы-регенты Марии Кристины де Габсбург.

Так что коллекция Королевской Оружейной палаты в Мадриде – это самая настоящая оружейная сокровищница, в которой собрано множество совершенно потрясающих образцов доспехов и оружия. Ну а теперь давайте поближе познакомися хотя бы с некоторыми из них…

Королевская Оружейная палата в Мадриде. Собрание оружия и доспехов испанских королей
Церемониальный меч испанских монархов. Около 1490 г. Длина 134 см. Ширина перекрестия 27 см. Вес 1835 г. Клинок с миндалевидным сечением. Навершие украшено изображением пучка стрел (аверс) и эмблемами королевы Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагоннского. соответственно. На аверсе перекрестия находится девиз «TANTO MONTA» («Двойная опора»), принадлежавший Фердинанду, а на реверсе перекрестия обращение: «MATER DEI ME MEMENTO MEI» («Матерь Божья помни обо мне»). В инвентарном списке Королевской Оружейной палаты 1594 г., где он, соответственно, описан как «Старый меч в руку шириной». До XVIII века он использовалcя в придворных церемониях, таких как посвящение в рыцари, принесения клятвы, или жн во время въезда монархов в города. В этом случае меч несли впереди королевского кортежа острием вверх. Привилегия носить его принадлежала графу Оропесе с 1488 года, когда Фердинанд II предоставил ее Фердинанду Альваресу де Толедо, 1-му графу Оропесы


Шлем-бургиньот императора Карла V. Работа Филиппо Негроли (1510-1579). Год изготовления 1533. Вес: 3600 г. Шлем является одним из шедевров искусства Ренессанса. Работа миланца Филиппо Негроли, считавщегося самой выдающейся фигурой XVII века за высокое художественное и техническое качество его работ и переосмысление классической древности. Кудрявые волосы на голове мастерски соединяются с бородой на подбороднике шлема, сияя золотом на фоне полированного металла. Подобные шлем известны с IV века до нашей эры, но у них была маска с глазами и носом, которая полностью скрывала лицо. Шлем Карла V должна была также иметь подобную маску, на что указывают три отверстиями и небольшой выступ, расположенный выше губы. Но по каким-то причинам сделана она не была. У шлема был предшественник: шлем выкованный самим Филиппо Негроли для Франческо Марии делла Ровере, герцога Урбино, в 1532 году, который в настоящее время хранится в Венской оружейной палате замка Ховбург


Доспех и шлем Марии делла Ровере, герцога Урбино (1490 – 1538), работы Филиппо Негроли (Венская оружейная палата)

Как любитель эксклюзивного оружия, император также хотел иметь подобный шлем. По договору Филиппо Негроли был обязан улучшить шлем герцога Урбинского, добавив к нащечникам подбородник, позолотить «волосы на голове и бороду». Кроме того, на горжете шлема нужно было изобразить орден Золотого руна. На шлеме есть надпись: • IAC • PHILIPPVS • NEGROLVS • MEDIOLAN • FACIEBAT • M • D • XXX • III (Милан Якопо Филиппо Негроли сделал это в 1533 году). В итоге Карл V представал перед подданными в качестве классического античного героя, а мы можем сделать вывод, что рыцарские доспехи этого времени для знатных особ стали чем-то вроде очень дорогой и престижной одежды, мода на которую постоянно менялась.


Шлем Негроли, вид сзади


Вид сбоку, хорошо видно место для лицевой маски


Шлем герцога Урбино


Доспех короля Карла V. Работа мастера Кольмана Хельмшмида (1470-1532), Аугсбург, около 1525 г. Этот доспех является одним из самых известных в Королевской Оружейной палате Мадрида. Это часть гарнитура, известного как KD по инициалам, которые видны на его левом плече, следуя древней традиции, согласно которой доспехи получали свои собственные имена в зависимости от их украшения. Использование инициалов было направлено не только на установление личности его владельца, но и связано с традициями античности. Самым ярким примером является именно этот доспех, поскольку инициалы КD означают Каролус Дивус, то есть Карл Божественный – титул характерный для римских императоров. Кольман сделал его около 1525 года, когда он победил Франциска I в битве в Павии, а в 1526 году женился на Изабелле Португальской. Когда Карл V въезжал в Севилью по случаю его свадьбы, на триумфальной арке была сделана надпись Divus Carolvs, а затем ее использовали по всей Европе многократно. Раз Карл, значит, уж точно Дивус!


На горжете было также изображено ожерелье ордена Золотого руна, основанного в 1430 году Филиппом Добрым (1419-1467), герцогом Бургундским и прадедом императора, во славу Божью, и защиту христианской веры и братства рыцарей, поскольку это была наипочетнейшая награда эпохи рыцарства


Доспех Карла V. Вид спереди


Доспех, вид сбоку. Хорошо виден размер наплечника и изображенные на нем буквы KD


Еще один фантастический бургиньот в форме головы дельфина императора Карла V. Мастер Кольман Хельмшмид (ок. 1470-1532), Аугсбург, ок. 1530. Вес 1705 г. Дельфин в то время считался добрым советником, символом Христа, защитником людей и гарантом бессмертия


Знаменитый римский доспех Гиобальдо II делла Ровере, герцога Урбино (1514-1574), переданный им Филиппу II в благодарность за награждение его орденом Золотого руна. Мастер Бартоломео Кампи (? -1573), Пезаро. Ок.1546. По сообщению Кампи работа над этим доспехом заняла два месяца. На нем имеется надпись: BАRТОLОМЕ • CAMPI • AVRIFEX • TOTIVS • OPERIS • ARTIFEX • QVOD • ANNO • INTEGRO • INDIGEBAT • PRINCIPIS • SVI • NVTVI • OBTEMPERANS • GEMINATO • MENSE / PERFEC / PIСАВRI АNNО • M • D • XLVI (Бартоломео Кампи, ювелир, автор работы, закончил ее через два месяца, подчиняясь желанию своего принца, даже когда ему понадобился бы целый год / Пезаро, 1546 год). На обороте он повторяет свои инициалы • B • C / • F • (Bartholomeus Campi Fecit), в то время как на одном из кусочков юбки, он вставляет греческую надпись IOΛBIOS MNǑSΛBIOS («Счастливый и процветающий»)


Вид сзади


Наплечник


Налокотник


Турецкий шлем Али Баха, адмирала турецкого флота в битве при Лепанто. Высота 30 см. Ширина 22 см. Вес 1570 г. Попал в Королевскую Оружейную палату в 1582 году как трофей. В настоящее время он утратил часть своего прежнего великолепия, особенно из-за отсутствия наушников, украшенных рубинами, бирюзой и бриллиантами, которые отсутствовали в конце XVIII века. Между тем известно, что на нем было тридцать рубинов, изображавших цветы из пяти и шести лепестков, что в настоящее время видно по местам, где они находились. Кроме того, его изначальный внешний вид был четко задокументирован в описи Королевской Оружейной палаты 1594 — 1603 гг.


Шлем Филиппа I Прекрасного. Мастер Филиппо Негроли, около 1495-1500. Высота 24,5 см. Ширина 21,5 см. Вес: 3560 г


Конский доспех работы Кольмана Хельмшмида (ок. 1470-1532), Аугсбург, около 1517-1518. Вероятно, принадлежал императору Максимилиану I Австрийскому. В нем переплелись библейская традиция и классическая мифология. Гравированные, чеканные, прорезные украшения с обильной позолотой эффектно выделялись на фоне малиновой ткани


Нагрудник.Правая половина посвящена Геркулесу, начиная со сцены, в которой герой убивает змей, посланных Герой или Юноной, когда ему было восемь или десять месяцев. Затем показаны три из его двенадцати подвигов: борьба с Антеем, с Лернейской гидрой и критским быком. На левой стороне показана история библейского Самсона. На передней части нагрудника Далила подстригает ему волосы, в которых находилась его невероятная сила. Затем он сбивает колонны храма, чтобы погубить филистимлян, несет ворота города Газы, и сражается со львом. Крупер доспеха заканчивается головой дельфина, намекающей на силу, заключающуюся в длинных волосах, в данном случае – конском хвосте


Левая половина доспеха


Доспех Филиппа II (1527, 1556-1598), работы Вольфганга Гросчедела (1517-1562), Ландсхут, 1551 г. Оружейник стал его фаворитом вместо Дезидериуса Хельмшмида, семейного оружейника испанского королевского дома по отцовской линии, сделавшему для принца Филиппа его первый доспех. Но затем чем-то мастер Филиппу не угодил, и он стал заказывать доспехи у Гросчедела. В этой «броне» Филипп II шесть лет спустя одержал свою первую военную победу в качестве короля, выиграв битву при Сан-Квентине 10 августа 1557 года, в день Сан-Лоренцо. С тех пор эти доспехи будут всегда связаны с этой победой, в честь которой он приказал построить Королевский монастырь Сан-Лоренцо-де-Эскориал


Примечание автора: фотографии с сайта Королевской Оружейной палата в Мадриде находятся в свободном доступе.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх