На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Что было до Лиссы. Часть 2. Броненосцы залива Мобил

 
После сражения броненосных кораблей на Хэмптонском рейде южане решили начать постройку сразу нескольких броненосцев, чтобы действовать ими против флота северян и оборонять от них свои стратегические порты снабжения.

Что было до Лиссы. Часть 2. Броненосцы залива Мобил

Прорыв флота северян в залив Мобил. Картина Х.Смита (1890) 


Одним из них был порт Мобил в штате Алабама. После того как летом 1862 года южане потеряли Флориду и Новый Орлеан, именно Мобил стал для них единственным портом в Мексиканском заливе, через который их быстроходные суда («прорыватели блокады») могли доставлять им военное снаряжение и… кружева для дамских платьев. Захват порта Мобил северянами стал бы настоящей катастрофой для всего Юга.

Именно поэтому подступы к порту Мобил были минированы, а береговые батареи поставлены так, чтобы не допустить прорыва к нему кораблей северян. Кроме того, в 1862—1863 гг. его оборону укрепили при помощи двух небольших броненосных судов-таранов «Хантсвилль» и «Тускалуза». Конечно, по своему боевому значению они были ничтожны. Одна пушка, таран на носу и… очень тихий ход – какую особую пользу мог в бою принести такой вот корабль? И южане, это понимая, уже осенью 1862 года на верфи в Сельме заложили еще один куда более сильный и быстроходный броненосец, который получил название «Теннесси». Вот только строили его медленно, так как у Конфедерации был жестокий дефицит всего, что имело хоть какое-то отношение к технике, начиная от металла и станков и заканчивая опытным персоналом и… напильниками. Рабочих было мало, да и те устраивали забастовки из-за низкой оплаты их труда, так что командованию флота южан пришлось их рекрутировать!

Создав броненосец «Вирджиния», южане решили, что от добра – добра не ищут и «Теннесси» получил такую же конструкцию: низкий порт, в который было очень трудно попасть из орудия, и гладкую палубу, на которой стоял прямоугольный бронированный каземат для орудий. Водоизмещение броненосца составляло 1293 тонны. Длина 63,7 м, ширина 14,6 м и осадка 4,6 м, что было сравнительно немного и помогало ему действовать на мелководье. 

По сравнению с другими судами южан этот броненосец имел сильное артиллерийское вооружение: две 178-мм нарезных дульнозарядных пушек системы Брукса, стрелявших вперед и назад, и четырех 163-мм аналогичной системы, установленных попарно по бортам. Пушечных портов было столько, что носовое и кормовое орудия можно было развернуть на борт, чтобы и они могли бы участвовать в бортовых залпах.


Схема броненосца южан «Теннесси».

Нарезные орудия системы Брукса имели большую дальнобойность по сравнению с гладкоствольными пушками северян, но снаряды их были легче, чем ядра пушек-колумбиад Родмена. Поэтому на малых дистанциях боя они существенно уступали в дульной энергии орудиям мониторов северян. Была и еще одна важная проблема. Орудийные порты в каземате были расположены так, что орудия, стрелявшие через них, имели ограниченные сектора обстрела, из-за чего для залпа броненосец должен был поворачиваться к неприятелю всем бортом.

«Теннесси» также продолжил традицию южан оснащать свои броненосцы чугунным тараном на носу. Но опять-таки здесь многое зависело от скорости хода, а она и у «Теннесси» была не слишком-то велика. «Теннесси», кстати, не имел на носу шестовой мины. А вот броненосцы, которые строились в Чарльстоне, ее имели. 

Есть и данные о том, что на «Теннесси» установили специальные трубы для того, чтобы в случае абордажа подавать кипяток из котлов на крышу каземата. Вот только как это должно было применяться и как было устроено, неизвестно.


«Теннесси». История Гражданской войны в США в фотографиях в 10 томах. Том 6. Флот. Ревьюз от зе Рейвьюз Ко.Нью-Йорк York. 1911.

Что касается брони, то «Теннесси» отличался от всех прочих броненосных кораблей Конфедерации тем, что имел даже не два, а целых три слоя «брони» из кованых железных плит, наложенных друг на друга. И это была не суррогатная броня из прокатанных рельсов! Три слоя броневых плит давали общую толщину в 150 мм, что из-за наклона брони в 45 градусов равнялась 212 миллиметрам брони, установленной вертикально. Вроде бы отлично, однако на самом деле было бы лучше, если бы на броненосце стояла гомогенная броня. Она была прочнее!

Крышу каземата для улучшения вентиляции сделали решетчатой. Орудийные порты можно было закрывать железными броневыми ставнями. Каждый такой ставень подвешивался над амбразурой на штыре: перед выстрелом его поднимали, открывая порт, а после выстрела он опускался за счет собственного веса. 


Модель «Теннесси» от компании «Коттедж-индастриз» М1:192. Вид спереди. 

Борт «Теннесси» был защищен броней из двух слоев железных плит суммарной толщиной 100 миллиметров. Палуба имела броневую защиту из одного слоя 53 миллиметровой брони из железных плит. В идеале можно было считать, что у южан получился самый защищенный корабль своего времени, но непонятно почему цепи рулевого привода проходили прямо по кормовой палубе будучи ничем не прикрыты. И вышло так, что именно эта особенность его конструкции сыграла в его судьбе критическую роль.


Модель «Теннесси» от компании «Коттедж-индастриз» М1:192. Вид сзади.

Корабль имел один винт, который вращали две паровые машины, работавшие от четырех котлов. Скорость при полной нагрузке не превышала 5 узлов, кроме того, корабль получился очень неповоротливым и тяжелым в управлении.


Модель «Теннесси» из бумаги и картона фирмы «Хенкель».

Корабль приняли в состав флота 16 февраля 1864 года, и сразу же столкнулись с проблемой. Для его обслуживания не было ни обученного экипажа моряков, ни достаточного количества техников-инженеров. Даже провести корабль в залив Мобил из-за песчаных отмелей и то сразу не удалось. Понадобилось строить деревянные понтоны, чтобы они приподняли корабль над грунтом. Но… как только они были закончены, их уничтожил пожар и понтоны пришлось делать заново! В результате всех этих проволочек только лишь 18 мая «Теннесси» попробовал выбраться ночью в залив ночью, и поутру неожиданно напасть на корабли северян, осуществлявших блокаду порта. И все было хорошо, но командовавший кораблем адмирал Бьюкенен (в свое время командовавший злополучной «Вирджинией») не учел того, что будет отлив. И едва лишь «Теннесси» освободился от понтонов, как тут же сел на мель. Утром северяне, естественно, его увидели, и эффект внезапности был утерян. Правда, тут начался прилив и броненосец смог сняться с мели, после чего он перешел под защиту одного из фортов и приготовился к бою. 


«Модель броненосца «Арканзас» компании «Коттедж-индастриз» М1:96.

А уже 5 августа 1864 года начался знаменитый прорыв кораблей северян под командованием адмирала Дэвида Фаррагута в залив Мобил. Причем в его эскадру входило 19 парусно-паровых фрегатов, корветов и канонерских лодок, и еще четыре монитора, затребованные им специально для боя с «Теннесси», о наличии которого у южан северянам было очень даже хорошо известно.

У входа в пролив находились три форта — Пауэлл, Гейнз и Морган, а единственный идущий мимо них глубоководный фарватер был заминирован при помощи якорных мин, которые в то время назывались торпедами. Корабли конфедератов: три колесных канонерских лодки и броненосец «Теннесси» поджидали северян за линией заграждений.


Макет мины – «торпеды».

Фаррагут знал, что свои «торпеды» южане установили посреди фарватера, поэтому он приказал эскадре прорываться как можно ближе к берегу, буквально под самыми пушками форта Морган. Корабли пошли на прорыв, загрохотали пушки, форты и корабли окутались пороховым дымом, и тут монитор «Текумсе», шедший головным довольно близко к берегу, внезапно подорвался на подводной мине. Корабль сразу же опрокинулся на борт и в считанные мгновенья пошел ко дну. Увидев такое, командиры других кораблей пришли в ужас и застопорили машины. Возникла опасность, что южане с фортов воспользуются этой ситуацией и нанесут южанам невосполнимые потери огнем своей артиллерии.


Спасение моряков с потопленного монитора «Текумсе».

Именно тогда адмирал Фаррагут как раз и прокричал свой знаменитый приказ, вошедший во учебники по американской истории и монографии по Гражданской войне: «К черту торпеды! Полный вперед!» И корабли эскадры вновь пришли в движение и вскоре уже прорвались в залив, потеряв всего один корабль.

Несмотря на огромное неравенство сил корабли южан, тем не менее, атаковали противника. Однако северяне не испугались. Так, параходофрегат северян «Метакомет» таранил канонерскую лодку южан «Сельма», после чего она сдалась. Канонерка «Гейнз» так сильно пострадала от огня артиллерии кораблей Фаррагута, что предпочла выброситься на берег, а канонерка «Морган» вышла из боя.

Теперь «Теннесси» остался в гордом одиночестве и, чтобы нанести северянам максимум потерь, попытался таранить корабли северян. Первой целью был выбран винтовой шлюп «Бруклин», но не сумел этого сделать. Двигаясь вдоль строя северян, «Теннесси» попытался таранить корвет «Ричмонд», и вновь неудачно. Тогда его командир решил атаковать флагманского фрегата северян «Хартфорд».


«Мононгахела» таранит «Теннесси».

Но добраться до него оказалось непросто. Пока «Теннесси» шел к «Хартфорду», его самого таранили два деревянных паровых шлюпа северян, «Мононгахела» и «Лэйкеванна». Вреда особого они не нанесли, но сбили броненосец с курса. Поэтому он ударит в борт фрегата не под прямым углом, а вскользь. Фрегат дал по нему бортовой залп, но снаряды, даже выпущенные практически в упор, броню его не пробили. Для новой атаки нужно было развернуться, но такой маневр требовал и места, и времени.

Между тем на помощь деревянным кораблям наконец-то подошли мониторы северян «Чикасо», «Виннебаго» и «Манхэттен», вооруженные 15-дюймовыми орудиями Дальгрена. Скорострельность у них была низкой, но зато ядра весом в 200 кг на близком расстоянии могли проломить броню «Теннесси». Большой монитор «Манхэттен» занял позицию перед «Теннесси» и открыл по нему огонь из своих тяжелых пушек, в то время как речной двухбашенный монитор «Чикасо», вплотную подобрался к нему со стороны кормы, и начал расстреливать броненосец в упор. И вот здесь-то и сказалась недоработка создателей корабля. Один из снарядов «Чикасо» перебил приводы руля «Теннесси», проходившие по палубе, и лишил его управления. Одно из ядер снесло на нем трубу, броня каземата было проломлена в нескольких местах, хотя и не насквозь. От страшных ударов 200-килограммовых ядер заклинило даже броневые ставни орудийных портов.


«Теннесси» в окружении кораблей северян. Дж.О.Дэвидсон. 

Увидев, что происходит, капитан корабля Джонсон понял, что еще немного, и дело кончится тем, что он повторит судьбу «Текумсе». Поэтому он приказал поднять белый флаг. Но так как ни одного флагштока на корабле не осталось, пришлось высунуть его через одну из амбразур кусок белой ткани на палке.

Бой закончился полной победой северян, в руках которых оказался весь залив и все алабамское побережье. Форт Морган продержался после этого три недели и сдался, когда на нем закончилась провизия. В ходе сражения погибло 12 моряков-южан и более 150 северян, большая часть которых находилась на погибшем мониторе «Текумсе».


Форт Морган после сдачи.

Северяне, будучи людьми практичными, отремонтировали захваченный корабль и включили его в состав флота Соединенных Штатов. Он принял участие в боях против оставшихся в руках южан фортов залива Мобил в конце августа 1864 года, а когда они сдались, был переведен в Новый Орлеан для патрулирования Миссисипи и обороны ее побережья от рейдов южан.

В 1867 году «Теннесси» исключили из списков флота и продали на лом. Две 178-мм и две 163-мм пушки корабля сегодня выставлены в американских музеях.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх