На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...
  • Фил
    Судя по морде, этого идиота при рождении уронили на пол. И скорее всего, не один раз.Эстония планирует...

Чжу Юань-чжан.

Бродячий буддистский монах, ставший полководцем «красных войск», разгромивших «белые войска», и первым императором династии Мин

Чжу Юань-чжан. Портрет XIV в.
История антимонгольского восстания «красных войск» в Китае в 1351–1368 годах и основание полководцем восставших крестьян Чжу Юань-чжаном императорской династии Мин такова.

Монгольский великий хан – каган Хубилай, создавая империю Юань, скорее всего не думал о том, что не пройдет и века, как его династия рухнет. Обладание огромным Китаем ставило перед завоевателями непосильную задачу – удержать его в собственных руках. Падение юаньской династии началось с кончины внука Хубилая – Тэмур-хана, который оказался последним великим каганом.
Могильщиком монгольской императорской династии Юань стало китайское крестьянство. В столичном Цзи видели эту опасность. При дворце императора даже обсуждался государственный проект истребления большей части китайцев – носителей пяти самых распространенных в стране фамилий, то есть истребление людей по «фамильному признаку».
В первой половине XIV столетия в Китае распространилось влияние тайного «Общества белого лотоса» буддистского толка, которое распространяло мессианскую идею о пришествии «Будды будущего» – Майтрейи (или Милэфо). Символом его был красный цвет. Поэтому крестьянские повстанческие отряды получили название «красных войск».
Антимонгольское восстание набрало силу в 1351 году. Императорские власти решили построить на реке Хуанхэ дамбы, чтобы защитить обширные земледельческие районы от опустошительных наводнений и засух, которые не раз приводили к голоду. Кроме того, эти меры позволяли бороться с изменениями русла великой реки во время ежегодных паводков.
Крестьянство, согнанное многими десятками тысяч человек на возведение дамб, не выдержало каторжного труда и подняло восстание.
Напрасными оказались императорские указы, которые запрещали китайцам носить и хранить оружие.
Во главе повстанческих «красных войск» встали способные военные вожди. Среди них оказался некий самозванец Хань Шань-тун, объявивший себя потомком Сунской императорской династии и новым правителем. Другим вождем стал полководец восставшего крестьянства Лю Фу-тун, одним из ближайших помощников которого стал Чжу Юань-чжан.
Народными врагами объявлялись не только монголы, но и все китайские чиновники, служившие Юаням. В своих воззваниях крестьянские вожди писали о негодности юаньской власти: «Порядок правления слабый, а порядок наказаний тяжелый… Люди едят людей… Воры стали чиновниками, а чиновники ворами».
Особый размах действия «красных войск» получили в Северном Китае. Со временем повстанцы-крестьяне перешли от партизанской войне к полевой и стали нападать на большие города. На севере Китая ими были захвачены Кайфын, Датун, области, примыкавшие к Великой китайской стене.
Вскоре войска повстанцев подошли к императорской столице. Армия монгольской династии выступила из Узи, но сражение проиграла. После этого началось повсеместное изгнание монголов из Китая. Монгольская держава оказалась не в состоянии собрать достаточно войск для восстановления порядка в империи. Ее западные улусы отложились от Каракорума, и теперь самостийных ханов не заботили китайские дела.
Если на севере Китая «красные войска» вели боевые действия против собственно монгольских войск, то в долине реки Янцзы повстанцы действовали против юаньских властей и крупных землевладельцев, имевших собственные воинские отряды. Война приняла характер походов многотысячных войск восставших крестьян по провинциям Чжэцзян, Цзянси, Хубэй, Аньхой, Сычуань и других. В этих походах и прославил себя Чжу Юань-чжан.
Примечательным в народной войне против монгольской Юаньской династии было следующее. Большинство предводителей восставших после первых же военных успехов спешили объявить себя князьями и даже императорами.
Крестьянская война и действия отрядов повстанцев «продлили» жизнь Юаньской империи. Размах выступлений народных низов заставил китайскую знать объединиться с монгольской властью в борьбе против повстанцев. После такого изменения внутриполитической ситуации повстанцы стали терпеть частые поражения. В 1363 году разгрому подверглось значительное войско крестьянского полководца Лю Фу-туна, а сам он погиб.
После его гибели крестьянскую войну в Центральном Китае возглавил один из самых известных командиров «красных войск» Чжу Юань-чжан, в прошлом бродячий буддийский монах. Он сумел создать вместе со своим тестем купцом Го Цзы-сином хорошо организованную и бодрую духом 30-тысячную армию, неплохо вооруженную для «красных войск».
Чжу Юань-чжану и Го Цзы-сину удалось одержать ряд убедительных военных побед и взять под свой контроль значительные территории. После этого полководец повстанцев Чжу Юань-чжан сделал своей штаб-квартирой большой город Нанкин в нижнем течении реки Янцзы.
В соседних провинциях чиновники и богатые землевладельцы не встали на сторону монголов. Поэтому Чжу Юань-чжан многих из них приблизил к себе в качестве советников и ближайших помощников в государственных делах. Его окружение стало меняться, и о каком-то народном равноправии речи уже не велось.
Но при этом бывший бродячий буддистский монах, как потенциальный претендент на императорский престол, постоянно заботился о своей популярности в народе, прежде всего в многомиллионной массе китайского крестьянства. Своими указами он охранял крестьянские хозяйства от произвола местных чиновников. В военных поселениях был введен новый порядок хозяйствования: теперь полеводством занимались солдаты.
Чжу Юань-чжан сумел разгромить своих соперников, действовавших в долине реки Янцзы. После этого он во главе своей армии выступил из Нанкина в поход на север Китая. В 1368 году его полководец Сюй Да победно вступил в Пекин.
Перед этим Чжу Юань-чжан сумел разгромить немалое войско своего главного противника в повстанческом движении – сына лодочника Чэнь Юляня, который в ходе антимонгольского восстания стал самовластно править в провинции Чжэцзян. Белые знамена его воинских отрядов одно время развевались над многими городами Центрального Китая.
Повстанцев Чэнь Юляня из-за цвета их боевых знамен называли «белым войском». Однако по своей численности, организованности и способам активной войны оно заметно уступало «красному войску» Чжу Юань-чжана. И потому решающие сражения «белое войско» проиграло с большими потерями в людях и в итоге оказалось рассеянным.
Последний монгольский император Чингизид из династии Юань бежал на север, по сути дела прекратив войну за удержание престола. Верные ему остатки монгольского войска ушли в степи за Великую китайскую стену, чтобы больше не возвращаться на китайские земли.
Провозглашенный в городе Нанкине императором бродячий буддийский монах Чжу Юань-чжан стал основателем династии Мин. Но ему потребовалось еще почти два десятилетия, чтобы покончить с гражданской войной в Китае и окончательно утвердиться на престоле.   Источник: А.В.Шишов. "100 великих полководцев Средневековья". http://fisechko.ru/100vel/polk_s/45.html

Картина дня

наверх