На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Русские летчики в небе и на земле – мнение американского генерала

Их поведение в бою было непредсказуемым

Генерал-майор американских ВВС Клэр Ли Ченнолт в мемуарах сделал чрезвычайно любопытную оценку наших военных летчиков. Увидеть, чего они стоят, Ченнолту довелось во второй половине тридцатых годов в Китае. Он помогал китайцам строить национальные ВВС и воевать с японцами. С этой же целью туда прибыли и наши летчики:

«Русские эскадрильи являлись регулярными подразделениями Красной Армии, укомплектованными кадровыми летчиками и командирами, наземным персоналом и полностью обеспеченными русским снабжением… Русские жили в общежитиях, как это делали позднее и американцы… Русские общежития имели собственную охрану, туда в изобилии поставляли водку и китайских проституток. Вне службы русские вели себя крайне распущенно. Ни один из китайских городов, где они проживали, в последующие годы не жалел о мальчишеских выходках американских летчиков».

Читать о крайней распущенном поведении наших пилотов, об изобилии водки и китайских проституток очень непривычно. Понятно, что воздушные бойцы должны были иметь возможность снять боевой стресс двумя самыми эффективными способами.

Но понимало ли такую совершенно естественную потребность советское командование? На необъявленных войнах после Второй мировой от наших военных, сражающихся за рубежом, обычно требовали строго беречь «облико морале» и старательно притворяться непьющими евнухами. Разумеется, притворяться таковыми долго не всегда получалось, за что можно было серьезно пострадать. На выпивку «при закрытых дверях» еще могли посмотреть сквозь пальцы, но вот «облико морале» - это было святое…

Неужели в конце тридцатых дела обстояли по-другому, и советское руководство вело себя умнее, закрывая глаза на развлечения летчиков после боя?

«Их поведение в бою было непредсказуемым». Но информация Ченнолта – вовсе не истина в последней инстанции, он мог и пофантазировать, чтобы поневиннее выглядели «мальчишеские выходки американских пилотов». Их «мальчишество» хорошо известно во многих странах, где американские базы находятся.
Писал же он, что «научил» наших летчиков воздушному тарану, до того им, якобы, неведомому («Русских летчиков воздушному тарану якобы американец «научил», ВПК, 14.04.2017).

Увы, в мемуарах наших соотечественников, воевавших в Китае, вопросы относительно проституток и водки освещать было как-то не принято, так что подтвердить или опровергнуть Ченнолта сложно.

А вот как он описал манеру воевать «сталинских соколов»: «Но зато на службе русские демонстрировали примеры железной дисциплины. В отличие от американской практики, когда пилоты коротали время в ожидании тревоги, играя в покер в дежурке, русские летчики неподвижно сидели весь день в тесных кабинах. Они выстраивали свои самолеты вокруг летного поля. Когда звучал сигнал воздушной тревоги, самолеты начинали беспорядочно взлетать во всех направлениях. Но я ни разу не видел, чтобы на взлете произошло хотя бы одно столкновение. Честно говоря, несколько раз я предпочел бы оказаться под японскими бомбами, чтобы только не участвовать в этой безумной суматохе. Русские пилоты были упорными и решительными, отличались великолепной физической формой. Они могли спокойно выдержать 12-часовое дежурство, тяжелый воздушный бой и ночную попойку такую обильную, что я не могу припомнить ничего, даже близко на нее похожего. Они были значительно старше и спокойнее, чем американские пилоты. Русские никогда не страдали от боевого переутомления».

Приятно, конечно, читать о том, что наши летчики никогда не страдали от боевого переутомления. Только пилоты после напряженных боев могли бы рассказать американцу, что они на самом деле испытывали, и как «не страдают» от усталости.

Одна из самых болезненных неудач русских

Не обошел американский генерал и замеченные им недостатки: «Их поведение в бою было непредсказуемым. В какой-то день они решали вообще не сражаться, давали полный газ и уходили, прижимаясь к вершинам деревьев. Зато когда они решали драться, они делали это дружно и настойчиво. Словно стая муравьев, они облепляли японцев и уничтожали их с холодной решимостью. Как и японцы, русские придавали слишком большое значение дисциплине в воздухе и часто терялись, если что-то происходило с лидером. Именно из-за этого русские потерпели одну из самых болезненных неудач, когда японцы отправили группу истребителей перед бомбардировщиками, которые должны были атаковать аэродром.

Русские при взлете попали прямо в гущу японских истребителей и приготовились к тяжелой битве, как вдруг их командир получил попадание в мотор и совершил вынужденную посадку. Немедленно все русские истребители развернулись и последовали за ним вниз. Как только они сели, появились японские бомбардировщики и искрошили русских в мелкий фарш. Но в целом, следует признать, японцы избегали тех аэродромов, где базировались русские».

Относительно того, что выход из строя лидера нашей воздушной группы мог привести к ее дезорганизации, Ченнолт писал правду. Такое часто происходило и в начале боев на реке Халхин-Гол, и в первые годы Великой Отечественной.

Стая злобных ястребов

Описал он и самый удачный бой наших летчиков, о котором знал: «Япошки (о политкорректности тогда никто не ведал - М.К.) явно не собирались сражаться долго. Через несколько минут я увидел, как японские истребители вышли из боя и покачали крыльями, давая сигнал перестроиться и возвращаться домой. Китайцы сумели сбить несколько бомбардировщиков, но в целом вражеская группа пострадала мало и улетела в полном порядке. Я весело рассмеялся, так как увидел, что они повернули прямо на Уху. Именно там со стороны солнца кружили русские, ожидая их, как стая злобных ястребов.

Атака русских была выполнена превосходно. При первом ударе бомбардировщики были отсечены от истребителей. Пока часть русских истребителей занималась бомбардировщиками, остальные погнались за японскими истребителями. У япошек просто не хватало бензина, чтобы развернуться и принять бой. 3 бомбардировщика сумели спастись, однако ни один истребитель не вернулся в Уху. В этот день русские и китайские пилоты сбили от 36 до 39 самолетов. Были потеряны 9 китайских истребителей, 4 пилота погибли. Русские потеряли 2 самолета, но все пилоты остались живы.

Этой же ночью японское радио радостно возвестило, что над Ханькоу сбиты 52 китайских самолета в ознаменование дня рождения императора».

По уровню вранья об одержанных «победах» японская пропагандистская машина вряд ли сильно отличалась от других…

Американец Ченнолт, надо признать, в целом объективно описал наших летчиков, не стесняясь восхищаться тем, что заслуживает восхищения, и не скрывая недостатков. Есть, конечно, в его воспоминаниях сомнительные моменты, но кто на этом свете читал мемуары, в которых ничего не вызывает сомнений?

Максим Кустов
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/36844

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх