На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Последний «Оплот». Российская угроза украинскому танкостроению?

 
По заказу армии украинская оборонная промышленность строит и модернизирует несколько типов основных боевых танков. Самым новым и совершенным образцом является машина под названием БМ «Оплот». Недавно стало известно, что дальнейший выпуск таких танков невозможен до проведения определенной модернизации. С чем связаны нынешние проблемы и к чему они могут привести?

[
30% украинского парка ОБТ "Оплот"

 

Проблема импорта


В конце апреля украинские источники сообщили, что Харьковский завод транспортного машиностроения не может строить серийные БМ «Оплот». Причиной этого является отсутствие доступа к определенным комплектующим российского производства. При этом конкретный список недоступных агрегатов не назывался.

Тогда же сообщалось, что Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова начало разработку обновленной версии «Оплота», в которой не будут использоваться российские изделия. Их планируется заменить местными украинскими или зарубежными. После завершения этих работ ХКТМ может восстановить серийное производство танков для армии.

За прошедшие недели ситуация не изменилась, о чем 10 июня сообщило «Радио Свобода». От неназванного источника в министерстве обороны Украины оно узнало текущие планы по закупкам бронетехники. В этом году военное ведомство не заказывало производство «Оплотов». Причина осталась прежней – наличие в конструкции агрегатов от «агрессора».

«Укроборонпром» принимает необходимые меры, но до завершения таких работ далеко. «Радио Свобода» вновь сообщает, что ХКБМ им. Морозова выполняет заказ на проведение модернизации БМ «Оплот», направленной на замену импортных комплектующих. Сроки завершения проектирования и начала серийного производства обновленных танков вновь не уточнялись.

Технические трудности


К сожалению, украинские источники не раскрывают подробности технического характера и не говорят, какие именно агрегаты предстоит заменить в рамках нового проекта. Вследствие этого нельзя точно оценить требуемый объем доработок, а также установить примерные сроки выполнения работ.



ОБТ «Оплот» разрабатывался на базе машины Т-80УД, и в ходе проектирования исходная конструкция претерпела существенные изменения. Прежде всего, базовый танк переделывался в соответствии с технологическими возможностями украинской промышленности. Отдельные агрегаты адаптировались или заменялись на изделия местного производства. Подобным изменениям подверглись корпус и навесная защита, силовая установка, вооружения и т.д.

Несмотря на это, в составе «Оплота» остались некоторые старые элементы. Часть агрегатов, такие как пушечно-пулеметное вооружение представляет собой локализованную версию советских образцов. Одновременно сохранялись или внедрялись агрегаты зарубежного, в т.ч. российского производства. Точный состав последних неизвестен, но даже сам факт их наличия, как оказалось, способен повлиять на производство и перевооружение.

Особо стоит отметить тот факт, что Украина уже не первый год «ведет войну против России», но до недавнего времени сохраняла кооперацию в сфере производства танков. Это прекрасно характеризует поведение нынешнего украинского руководства и связанную с ним обстановку в стране.

Небольшая серия


Проект перспективного танка, ныне известного как БМ «Оплот», был создан в середине прошлого десятилетия. В 2008 г. был построен и испытан первый опытный образец. В мае 2009-го машину приняли на вооружение, тогда же появился контракт на производство первых 10 ОБТ для украинской армии. Впрочем, из-за недостатка финансирования производство удалось запустить только в 2013 г.

В дальнейшем военное и политическое руководство Украины неоднократно говорило о скором запуске полномасштабного серийного производства, способного обеспечить перевооружение сухопутных войск. Утверждалось, что в ближайшем будущем будет строиться по несколько десятков танков в год, а к началу двадцатых годов армия получит до сотни «Оплотов». Тем не менее, такие планы не были реализованы.


Стрельба из нелицензионной копии орудия 2А46


К настоящему времени украинская армия успела получить только первую партию из 10 БМ «Оплот». В некоторых источниках упоминается наличие еще нескольких машин, но общее их количество не превышает 15-20 единиц. Согласно последним новостям, производство новых танков откладывается на неопределенный срок – до появления обновленного проекта без российских комплектующих.

В 2011 году Украина получила от армии Таиланда заказ на 49 ОБТ «Оплот». Согласно договору, поставки техники должны были пройти в 2013-15 гг. Первая партия танков была построена в заданные сроки, но в дальнейшем выполнение контракта оказалось под угрозой. Следующие партии техники заказчик получил только в 2016-18 гг. В конце марта 2018-го Таиланду передали последние машины.

Таким образом, за десять лет Харьковский завод транспортного машиностроения по проекту ХКБМ построил чуть менее 60 танков «Оплот». Подавляющее большинство этой техники отправилось служить за границу, тогда как собственная армия получила лишь 10 бронемашин. Наращивание численности таких танков откладывается.

Возможные альтернативы


На данный момент БМ «Оплот» являются едва ли не самыми малочисленными ОБТ в украинской армии. Малое количество такой техники не позволяет в полной мере реализовать ее качественный потенциал, и боевые возможности бронетанковых подразделений определяются танками иных типов. Продолжение серийного строительства «Оплотов» для собственных нужд в обозримом будущем вряд ли окажет существенное значение на боеспособность частей. Таким образом, временный отказ от ОБТ «Оплот» не оказывает серьезного влияния на боеспособность украинской армии, хотя и бьет по престижу страны как производителя бронетанковой техники.

Следует напомнить, что производство БМ «Оплот» является темой продолжительных споров. На разных уровнях регулярно предлагалось отказаться от выпуска такой техники и перенаправить финансирование на модернизацию наличных танков Т-64 по актуальным проектам. Также предлагалось сделать «Оплот» исключительно экспортным образцом, и с его помощью зарабатывать деньги для модернизации своих Т-64.


Один из украинских вариантов модернизации ОБТ Т-64


Критика «Оплота» строится на нескольких основных аргументах. Так, строительство подобного танка в текущих условиях занимает ок. 9 месяцев. Капитальный ремонт и модернизация ОБТ Т-64, снятого с хранения, требует почти вдвое меньше времени. В начале 2017 г. украинское руководство заявило, что цена одного нового БМ «Оплот» равна модернизации целой роты Т-64 или Т-80. При этом тактико-технические характеристики новых и обновленных машин сопоставимы.

Вследствие этого на Украине получило распространение особое мнение. В условиях, когда страна сталкивается с серьезными финансовыми трудностями, производство новых танков называют нецелесообразным. На фоне сложной военно-политической обстановки, требующей проводить обновление и перевооружение армии, все это может считаться растратой или даже вредительством.

Особая ситуация


Вокруг БМ «Оплот» и других танков украинского производства сложилась специфическая ситуация. За прошедшие годы удалось построить всего десяток таких машин, которые по определению не могут усилить армию. Дальнейшее производство невозможно до решения проблем с зарубежными комплектующими.

При этом нельзя утверждать, что невозможность строительства новых «Оплотов» является угрозой для обороноспособности Украины. Темпы производства такой техники оставляли желать лучшего, и потому в ближайшие годы серийный выпуск не мог оказать заметного влияния на боеспособность бронетанковых войск. В то же время, сложившаяся ситуация ухудшает репутацию Украины как производителя и поставщика бронетехники – и без того не самую лучшую.

Что будет дальше – неясно. Вполне вероятно, что противники производства «Оплота» используют имеющийся запас времени для продвижения альтернативных проектов. Модернизация Т-64 предлагалась и осуществлялась и ранее, а проблемы с БМ «Оплот» позволяют «выбить» дополнительное финансирование. Нельзя исключать, что от этого армия только выиграет.

Впрочем, замена новых «Оплотов» на модернизированные Т-64 не решает все вопросы. Сохраняется неопределенность с планами по обновлению бронетанковых войск – как по типам, так и по срокам или количествам. Кроме того, остаются известные проблемы с финансированием закупок. Наконец, сомнительна возможность получения новых экспортных контрактов, особенно после известных событий прошлых лет. Таким образом, на данный момент ясно лишь одно. БМ «Оплот» пока не будут поступать в украинскую армию, и вряд ли у этого будут положительные последствия.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
ГК "Укроборонпром" / ukroboronprom.com.ua
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх