На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Кто из «четырех танкистов с собакой» Гитлеру послужить успел?

Как Густлик связал четырех человек внутри танка?

В книге польского писателя  Януша Пшимановского «Четыре танкиста и собака», по которой был снят свехпопулярный в брежневском СССР сериал,  есть один чрезвычайно любопытный эпизод. Будущие члены экипажа знакомятся друг с другом, и Густав Елень (Густлик),  башнер (заряжающий), потом наводчик, рассказывает: «Я уже записался. Меня сперва спросили, почему я хочу к ним, а я говорю, что уже служил танкистом. Спрашивают, где. А я отвечаю: у немца, силой взяли». 

Далее следует рассказ о том, как Густав Елень расправился с немцами: «Связал своих швабов и с танком на другую сторону, к русским. Они не верят, спрашивают: «Их же четверо, а ты один. Как тебе удалось?» Ну, тут я схватил за руку того, что пишет, и того, что спрашивает, доктора и еще двух сестер в белых халатах да как сдавил их всех вместе. Отпустил, только когда они взмолились». 

Каких либо следов в реальной истории, а не в приключенческой литературе польского богатыря, связавшего четырех немцев внутри танка и приехавшего на нем к русским, автору этой статьи обнаружить не удалось. 

Попробуем представить себе процедуру связывания первого немца, и реакцию трех его товарищей в это время. Затем могучему Густлику надо было повторить процедуру со вторым, третьим и четвертым немецкими танкистами, с философским интересом, надо полагать, наблюдавшими за происходящим в тесноте танка, не пытаясь этому мешать, пользоваться личным оружием и т.д. Дурацких вопросов о количестве времени и веревки, потребных для этой операции, лучше вообще не задавать, а восхититься   то ли силой Густлика, то ли мощью фантазии писателя Пшимановского.

А с какой стати немцам пришло в голову Густава Еленя «силой брать»? Дело в том, что он - уроженец Силезии. Профессор Рышард Качмарек, директор Института Истории Силезского Университета, автор книги «Поляки в вермахте» заявил по  поводу призыва польских граждан в германскую армию: «Немцы считали поляков, призванных в вермахт, только до осени 1943 года. Тогда с присоединенных к Рейху польских Верхней Силезии и Поморья поступило 200 тысяч солдат. Однако набор в вермахт длился еще в течение года и в гораздо более широком масштабе. Из докладов представительства польского правительства в оккупированной Польше следует, что до конца 1944 года в вермахт было призвано около 450 тысяч граждан довоенной Польши. В общем можно считать, что через немецкую армию во время войны их прошло около полумиллиона… Мы можем считать, что у 2-3 млн. человек в Польше есть родственник, который служил в вермахте». См. статью «Как поляки Гитлеру служили»

Призыв осуществлялся с территорий упомянутых выше Верхней Силезии и Поморья,  присоединенных к Германии.  Вот и призвали Густава Еленя…

По данным советской  разведки, в 1942 году поляки составляли 40-45% личного состава 96-й пехотной дивизии вермахта, около 30% 11-й пехотной дивизии (вместе с чехами), около 30% 57-й пехотной дивизии, около 12% 110-й пехотной дивизии. Ранее в ноябре 1941 года разведкой было обнаружено большое количество поляков и в 267-й пехотной дивизии. К концу войны в советском плену оказалось 60 280 поляков, сражавшихся на стороне Гитлера. Им еще очень повезло – в плен попали. Профессор Качмарек утверждает: «Понятно, что самые большие потери были на Восточном фронте… если учесть, что погиб каждый второй солдат Вермахта, то можно принять, что на фронте могло погибнуть до 250 тысяч поляков».

Максим Кустов
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/32564

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх