На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Попова
    Туркменов из страны не выпускают. Добавьте к своему списку узбеков, киргизов."Чиновники и депу...
  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. В США возмутились тем, что на принадлежащих им территориях устраиваю...КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА...
  • Владимир Дегтярев
    Эти земли завоёваны  Петром I  и  уплачены деньги Шведам, земли вернуть в Русь, чухонцев вернуть шведам!!!!Андрей Элксниньш:...

Боевые самолёты. Лучший японский, но не «Зеро»?

 
Конечно, спроси сегодня любого, какой самолет был лучшим у Японии во времена Второй мировой войны, в ответ раздастся могучий рев: «Зеро!!!»



Да и некоторые «спецы» и «эксперты» тоже упорно пихают А6М во все хит-парады, вне зависимости от того, кто является соседями палубника: истребители-бомбардировщики, палубники, эскортные… 

А действительно так ли был хорош А6М0 и его модификации? А может, было что-то и получше?

Я считаю, что было. Не сразу, понятное дело, с течением войны. Но перед этим хотел бы сказать несколько слов о «Зеро». 

Я не стану спорить с теми, кто считает, что это была выдающаяся машина. Это действительно спорно, но разборки палубников уже были, мнение осталось на том же месте. А6М был машиной более чем своеобразной, так что…

Так что я просто предложу вам сесть в его кабину и в компании таких же странных собратьев пойти навстречу «Котам» и «Корсарам» с американских авианосцев.



Брони у вас нет. Вообще. Любая очередь из пулемета винтовочного калибра в боковую или заднюю проекцию – и у вас проблемы. Про пули крупнокалиберных пулеметов и авиапушек я просто молчу. С ними даже гуманнее сразу на тот свет, не мучаясь.

Прикрыться можно только двигателем в передней полусфере, да и то условно. «Кинсей», который стоит у вас, – это копия 9-цилиндрового однорядного воздушника от «Пратт-Уитни» R-1689 «Хорнет» довоенного периода. С двухрядным воздушником было бы понадежнее, но, как говорится, имеем то, что имеем.

Правда, в отличие от собрата водяного охлаждения, воздушник может вам дать шанс. И не умереть от одной-двух пуль. А может и не дать.

Но даже если вас и не пробило, пули миновали, повезло, не стоит расслабляться. Баки с бензином и маслом – еще одна проблема. На них брони тоже нет. Баки не протектированы и не заполняются выхлопными газами.



В общем, мечта пиромана, а не самолет. Не убьют, так сожгут. Что поделать, такова плата за маневренность, как в горизонте, так и на вертикали. А что делать, если «Кинсей» от «Мицубиси» (да и «Сакае» от «Накаджимы») давали в начале войны не более 1000 л.с.

Так что маневренность, высота, дальность и более-менее приличное вооружение у «Зеро» были, но оплачивалось это весьма дорого: жизнями пилотов. И как только обученные перед войной пилоты стали выбиваться с течением войны, дела на воздушном фронте пошли не очень красиво. 

В принципе, ситуация до боли напоминает то, о чем я говорил, когда пристально рассматривал Ме-109 и FW-190. И японцы оказались перед сложным выбором – или наконец-то сделать самолет по европейскому или американскому образцу, или остаться в итоге без ВВС вообще, так как для самолетов не будет летчиков.

Ну что делать, если американцам, британцам и австралийцам кодекс «бусидо» был незнаком, и они не желали лезть напролом на пушки и пулеметы, предпочитая засыпать пулями истребители противника? Благо, тем много не надо было вообще.

Итак, «Хаята». Истребитель Nakajima Ki-84.

Боевые самолёты. Лучший японский, но не «Зеро»?


Сразу скажу, что по Kawasaki Ki-61 Hien будет такой же обзор, но увы, японцы не смогли сделать двигатель жидкостного охлаждения. Daimler-Benz DB 601A — двигатель просто великолепный, и немцы сделали все для того, чтобы японцы смогли его выпускать на своих заводах, но, увы, «японский «Мессершмитт» не взлетел. Точнее, конечно же, взлетел и воевал, но увы, назвать его удачным язык не поворачивается.

Так что конкурс фирма Nakajima, в принципе, выиграла за явным таким преимуществом. И самолет, о котором пойдет речь, являлся неким компромиссом между предшественниками Ki-43 Hayabusa и Ki-44 Shoki. Вообще, «Хаята» должен был по идее заменить оба самолета, и требования по его ЛТХ это предусматривали.

С одной стороны, 84-й должен был иметь маневренность не хуже (ну или не сильно хуже) чем у Ki-43, но превосходить Ki-44. И тут все понятно, «Хаябуса» — чистый истребитель завоевания превосходства в воздухе, целью его были как раз истребители противника. А «Шоки» по японской классификации – перехватчик бомбардировщиков.

В общем, Ki-84 изначально задумывался как многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный воевать как с маневренными истребителями, так и обладать достаточной огневой мощью, чтобы уничтожать бомбардировщики.

Требованиями предусматривалась максимальная скорость в 640-685 км/ч на 5000 м, запас топлива должен был позволять час-полтора работать на удалении в 400-450 км от аэродрома.

Серьезные требования, но в управлении авиации считали, что новый новый 18-цилиндровый радиальный двигатель Nakajima Ha-45 мощностью в 2 000 л.с. сможет обеспечить необходимую мощность.



Вооружение было стандартным, то есть два синхронных пулемета Но-103 калибром 12,7-мм под капотом и две пушки Но-5 калибром 20-мм в крыльях за пределами ометаемого винтом круга.

И – о чудо! – вменялось обеспечение бронезащитой летчика и оснащение машины протектированными топливными баками.

Работы начались в 1942 году, а в конце 1943-го уже первые два экземпляра поднялись в воздух.

Испытания показали, что все реально получилось. А про испытания боем надо сказать, что первые партии серийных Ki-84-Ia были посланы в бои к заливу Лейте, где все было серьезно и напряженно.



В боях «Хаята» показал себя очень неудобным и грозным противником. Надо сказать, что командование союзников было весьма озадачено вопросом противостояния самолету, который обладал весьма выдающимися ЛТХ.

Защита Ki-84 по сравнению с привычными для летчиков союзников стандартами, была просто верхом совершенства. Оружие вполне сравнимо по количеству, а с качеством пулеметов и пушек у японцев всегда был порядок.

Неприятным сюрпризом оказалось то, что Ki-84-Ia были скороподъемнее и маневреннее всех истребителей союзников, а на малых и средних высотах также быстры, как P-51D «Мустанг» и P-47D «Тандерболт» и быстрее, чем все остальные самолеты союзников.

Впечатление портило только то, что опытные экземпляры и те, что выходили из обычных сборочных цехов, все-таки были разными машинами.



Серийные Ki-84-Ia постоянно страдали от дефектов топливной и гидравлической систем, доставляли определенные неудобства откровенно слабые стойки шасси, а двигатели Ha-45 редко развивали полную расчетную мощность. 

Но главным недостатком «Хаяты» стали… летчики! Американцы и британцы, проводя испытания и во время войны, и после нее, отмечали, что в руках опытного пилота Кi-84 был опаснейшим противником. Но мы говорим о событиях 1944-45 годов, когда именно опытные летчики начали катастрофически заканчиваться.

За 18 месяцев серийного выпуска было построено 3 473 самолета всех модификаций. Вроде бы немного, но… Тут стоит сказать, что почти 200 самолетов в месяц – это для промышленности Японии, под конец войны от души обрабатываемой американскими бомбардировщиками, весьма неплохой показатель. Я бы сказал, что работали как настоящие самураи.

А еще и делались модернизации, вообще внушающие уважение.



За моделью Ki-84-Ia последовала модель Ki-84-Ib. У модели «б» синхронные 12,7-мм пулеметы были заменены на пушки Но-5 калибром 20 мм. Таким образом, вооружение стало состоять из четырех 20-мм пушек, две из которых были синхронными, что дало весьма приличный уровень залпа как по массе, так и по точности.

Но дальше в серию пошла модель Ki-84-Ic, основной задачей которой ставилось уничтожение «летающих крепостей». У этой модификации крыльевые пушки Но-5 заменялись на Но-105 калибром 30 мм. Таким образом, вооружение выросло до 2х20-мм и 2х30-мм, что вообще соответствовало лучшим показателям у противников.

А когда в дело пошел 2000-сильный двигатель Ha-45-23 с непосредственным впрыском топлива и системой форсажа, скопированной с немецкой MW-50, то и показатели по скорости выросли до 650-570 км/ч.

Отмечалась также общая проработка всех узлов и особенно компоновка кабины. Пилот был защищен бронезаголовником, бронеспинкой и козырек фонаря был выполнен из бронестекла.

Прогресс налицо, однако была и ложка дегтя: так и не смогли довести до ума систему аварийного сброса фонаря, и противопожарное оборудование так и осталось в мечтах пилотов.



Самолет имел весьма хорошую управляемость, был весьма устойчив в полете, потому охотно использовался в качестве ночного перехватчика. И вообще летчики его любили, потому что по сравнению с предшественниками это была фактически летающая бронированная оружейная платформа, позволявшая сделать весьма много в бою при умелом использовании.

ЛТХ Ki-84-Iа 

Размах крыла, м: 11,30 
Длина, м: 9,85 
Высота, м: 3.38
Площадь крыла, м2: 21,02 

Масса, кг 
— пустого самолета: 2698
— нормальная взлетная: 3602 
— максимальная взлетная: 4170 

Тип двигателя: 1 х Ha-45-21 
Мощность, л.с: 1 х 1970 
Максимальная скорость, км/ч: 687 
Крейсерская скорость, км/ч: 409 

Практическая дальность, км: 2968 
Боевая дальность, км: 1255 
Макс. скороподъемность, м/мин: 1302
Практический потолок, м: 11582 

Вооружение: две 20-мм пушки (150 снарядов на каждую), два 12,7-мм пулемета (350 патронов на пулемет), две 200-кг бомбы.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх