Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

развернуть

Спит крестьянин в горах –
Под головой мотыга.
Жаворонок поет.
Исса


Мотыга, конечно, проще и дешевле меча. Но принцип тот же – рабочая часть может заменяться на рукояти, рукоять… заменяться на рукояти. Это – удобно. Поэтому и японские монтировки на клинке тоже были съемными. Сломался клинок – можно сохранить монтировку. Экономия! Вышла из моды цуба, истерлась оплетка цуки – рукояти – заказал новые. То есть старый клинок можно было под требование изменившейся моды, хотя сам клинок этом оставался без изменений! При этом в разные эпохи было известно множество разновидностей оправ для меча, причем многие из них даже регламентировались указами самого сёгуна. Но следует помнить, что все боевые мечи самураев эпохи Хейан и последующих эпох вплоть до эпохи Муромати, были мечами всадников – то есть мечами тати, которые носили на бедре лезвием вниз, слева на поясе на шнурах обитори. Шнуров (ремней или цепочек) было обычно два. Ну, а вид оправы говорил о статусе самурая. Так, полководец обычно имел оправу меча сиридзая-но-тати, которая отличалась от прочих тем, что в этом случае ножны меча на две трети обтягивались шкурой тигра либо кабана и походили на пушистый хвост! В любом случае тати носили в паре с кинжалом танто. А вот меч катану напротив, носили засунув за матерчатый пояс оби и в паре с мечом вакидзаси. Монтировка «без шнуров» называлась букэ-дзукури.

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Кинжал танто в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, вари-когай – когай разделенный посредине, и «ножик» ко-гатана. (Британский музей, Лондон)

Рассмотрим, из каких деталей состояла оправа меча букэ-дзукури:

• Прежде всего это была деревянная рукоятка, в качестве покрытия которой использовалась кожа ската. Обычно ее оплетали шнурами из кожи, шелка или хлопковой пряжи. У танто оплетка была редкостью.
• Рукоять имела «головку» (касира) и кольцо с помощью которого оно закреплялось на рукояти (фути).
• Рукоять имела также украшения (мэнуки) в виде маленьких фигурок, которые вставлялись под оплетку рукояти и ей же и удерживались. Если ее не было, то они закреплялись на рукояти без оплетки, при помощи небольших штырьков.
• Цуба (вот наконец-то мы до нее и дошли!). Гарда. Но «гарда» в данном случае понятие европейское, а не японское. Гарда – это средство защиты, а здесь все совсем наоборот – это упор для руки, чтобы она не могла соскользнуть на клинок при определенных ударах.
• Ножны меча (сая) в Японии было принято делать из древесины магнолии, хотя известны и ножны из слоновой кости). Их покрывали лаком и украшали росписью и инкрустацией. Причем ножны японских мечей отличались от европейских тем, что имели специальные «емкости» куда помещалось три предмета, европейцам неизвестных. При этом подчеркнем, что эти «предметы» входили в комплект только меча катана. Тати, никаких дополнений в ножнах не имели. Итак, что же это были за «предметы»?
• Дополнительный нож (ко-гатана). Он имел весьма художественно оформленную рукоять (кодзука). В ряде источников указывается, что это метательный «ножик», что-то вроде сюрикена. Но… сегодня считается, что на самом деле этот ножичек клинком характерной формы был чем-то вроде перочинного ножа и не более. И вот для этого ножика в ножнах катаны устраивался продольный «карман» из которого была видна только красивая рукоятка ко-гатаны, причем она проходила насквозь через специальное отверстие в цубе и дальше заходила на рукоять меча. Располагался этот «ножик» всегда на внутренней стороне ножен – стороне ура. При этом рукоятка ко-гатаны – кодзука, обычно имела 10 см в длину, в ширину 1,3 см и сама по себе представляла небольшое произведение искусства. Опять же интересно, что украшена она была только с одной стороны – внешней. Внутренняя была плоской и лишь отполированной. Хотя на ней могла быть помещена подпись мастера.
• Далее это была булавка (когай), служившая для самых разных целей: с ее помощью можно было и волосы уложить и уши почистить (для этого на конце была специальная «ложечка») и... воткнуть в отрубленную голову убитого врага в качестве знака оповещения, ведь и она тоже была оформлена в едином стиле с фурнитурой меча! Располагался он на лицевой стороне ножен (омотэ). Считается, что когай в ножнах меча или кинжала вещь более древняя, чем ко-готана.
• Когай мог быть расщеплен посредине. В этом случае он превращался в вари-когай или вари-баси – палочки для еды; но не деревянные, а металлические; внешне они подобны когаю, но только разделены вдоль.
• Если меч имел оправу, сделанную в провинции Хиго (это касалось также и кинжалов), то на нем могла находиться так называемая «конская игла» (умабари), имевшая вид трехгранного клинка с плоской рукоятью, служившая ланцетом для кровопускания лошадям.
• Когай, ко-гатана и две мэнуки для украшения рукояти составляли особый гарнитур митокоро-моно («три вещи»), которые вместе с такими деталями как фути – муфта овальной формы на рукояти у цубы, и касира – навершие рукояти, представляли собой желанный подарок одного даймё другому. Причем подарки с намеком, ведь по своему оформлению они могли и не совпадать с уже имеющейся оправой на мечах одаряемого. И тому приходилось, особенно если это был подарок от высшего к низшему, искать затем мастера, чтобы он из уважения к дарителю доделал бы к ним ту же цубу. Ведь знатный даритель мог потом попросить показать меч или просто даже посмотреть – куда пошли его подарки и не использовать их, значило проявить неуважение!

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Наше знакомство с цубами мы начнем с цуб… не имеющих отверстий для дополнительных принадлежностей, о которых здесь идет речь. То есть были и такие мечи, у которых были цубы без отверстий – это прежде всего тати и нодати («очень большой тати»), но также были и мечи катаны, тоже отверстий не имевшие. Не надо думать, что если отверстий нет, то эта цуба древнее, чем та, что с отверстиями… Вот, например, исключительно простая цуба без дополнительных отверстий на ней. Есть только одно – для клинка. Изготовлена эта цуба в XVI в. Материал: железо и медь. Толщина 8,9 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Все рукояти этих принадлежностей выступают из ножен таким образом, что проходят сквозь отверстия в цубе. Известно, что в позднем Средневековье в Европе на ножнах мечей, случалось, крепились дополнительные футляры с принадлежностями. В их число входили ножи, вилки и даже ложки, особенно часто встречавшиеся в гарнитурах так называемых «охотничьих мечей». Так что некое сходство здесь имеется, хотя вряд ли тут могла быть хоть какая-то связь.

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Цуба 1615–1868 гг. Аверс. Материал: железо и медь. Диаметр 8,6 см; ширина 8,3 см; толщина 0,5 cм; вес 155,9 г. Обратите внимание на минималистский характер изображения. Трудно даже понять, где аверс и где реверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Эта же цуба. Реверс.

Вся оправа меча называется косираэ и наличие в ней дополнительных «инструментов» вроде когая, ко-гатаны и вари-когая существенно усложняет работу мастера. Ведь конструкция ноже меча также становится сложнее. Нужно прорезать в них два отверстия для рукоятей ко-гатаны и когая. Нужно проделать их так, чтобы они входили через них в свои «гнезда» под углом и немного выступали через отверстия в цубах. И нужно сделать так, чтобы они не вываливались из каналов, в которых они находятся, а сами ножны при этом не теряли свою прочность. Кроме того, следует расположить все эти детали не как-нибудь, а так, чтобы ко-гатана и когай легко извлекались одним движением большого пальца руки, лежащей на рукояти меча!

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Эту цубу можно условно назвать «Джункуй против демона», и да, действительно, на ней мы видим, как «желтый демон» обращается в бегство от одного только взгляда этой бородатой личности в головном уборе чиновника. Чжункуй – укротитель демонов в народных верованиях Китая, Особой популярностью он пользовался в эпоху сёгуната Токугава, о чем, кстати, говорит и время изготовления данной цубы. Сама цуба железная, но фигурка «желтого демона» явно из бронзы, а глаза, зубы и браслеты, традиционно золотые. А вот изображение Джункуя не патинировано и поэтому сохранило естественный цвет красной меди. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, бронза, золото. Диаметр 9,2 см; ширина 8,9 cсм; толщина 0,6 см; вес 195.6 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Эта же цуба. Реверс. На нем демон прикрылся блюдом для риса.

Таким образом, мы видим, что японский меч был и очень простым и одновременно очень сложным и продуманным изделием. Клинок можно было легко освободить от оправы и долго хранить в специальном пенале, опять-таки снабдив специальной оправой для хранения. Можно было к одному и тому же клинку заказать любое количество оправ, изготовленных в одном стиле с доспехами или церемониальной одеждой. Не говоря уже о том, что оформление оправы мечей регламентировалось многочисленными указами сёгунов. Например, указом 1624 года запрещались ножны красного цвета и квадратные цубы, а также клинки длиннее 60 см. Находясь на службе в замке сёгуна в Эдо, куда местные даймё призывались регулярно, также следовало иметь при себе меч, оправленный совершенно определенным образом, а не так, как того желалось его хозяину. Было предусмотрено, что, представляясь сёгуну, самурай должен был иметь не только специальные штаны нагабакама с длинными словно шлейф штанинами, чтобы обладатель их не мог бы совершить предательского нападения, но и меч он при себе должен был также иметь особый – камисимо-дзаси. Этот короткий меч не имел гарды, а в рукоять – мэкуги, так что она легко соскальзывала с клинка при попытке выхватить его из-за пояса. Ну, а прислуга, стоящая у дверей, тщательно проверяла кто с чем входит в покои их господина и есть или нет мэкуги в рукояти их меча!

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Цуба «Самурай за деревом». На ней изображен самурай в соломенной накидке, стоящий, либо прячущийся за цветущим деревом (аверс), а вот шляпу свою он обронил на оборотной стороне цубы, то есть той, что обращена к острию клинка. На ней нет отверстий для когая и ко-гатаны. Но обратите внимание: на ней есть два небольших отверстия. Что это и зачем? Отверстия эти назывались удэнуки-ана, а служили для того, чтобы через них пропускали шнур темляка. Не на всех цубах они были, но… были. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь, бронза. Диаметр 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 0,8 см; вес 175,8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Та же цуба. Реверс.

Были изданы и указы, направленные на борьбу с роскошью. Так, в 1830 году было запрещено иметь на мечах оправу с деталями из золота. Но самураи тут же нашли выход и все, что было сделано из золота распорядились закрасить черным лаком – лишний пример того, что любые запреты, в общем-то совсем и нетрудно обойти.

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Многие считают, и даже пишут об этом в книгах, ссылаясь при этом на коллекции своих друзей и знакомых, что японцы не использовали для отделки цуб такие материалы, как камень, кораллы, перламутр, жемчуг, хотя использовали даже такие материалы, как дерево, кожа, слоновая кость и фарфор. На самом деле использовали, но редко. И вот одна из таких редких цуб. Время изготовления: 1615 – 1868 гг. Материал: медь и перламутр. Вес 85 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Легенда о цуба-цубе (часть 1)

Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовал , 10.01.2019 в 16:57
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

71475 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Клименко Василий
Я ЕСМЬ открытая дверь
Елена Кос (рязанова)
Елена Кос (рязанова)
Роман В
Алексей Васильев
Во всём виноват Чубайс
Алексей Васильев Активисты SERB сорвали тренировки «протестов» в Сахаровском центре
Владимир Лосев
К сожалению, с большой вероятностью, Вы правы.
Владимир Лосев Деньги есть, но держаться все труднее...
Владимир Лосев
К сожалению, с большой вероятностью, Вы правы.  :-(
Владимир Лосев Деньги есть, но держаться все труднее...
leon_s
Сергей Козлов
100%!
Сергей Козлов Активисты SERB сорвали тренировки «протестов» в Сахаровском центре
Олег Красноусов
владимир буданов
Похоже нам пиз...ц! Позор!
владимир буданов Деньги есть, но держаться все труднее...
Владимир Лосев
Elena Efimova
STPS STPS
Пётр Васильевич Судаков
Валентин Поляков
Нина Сокол
podoynikovann
Сергей Башков