Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

развернуть

Конструкторы и производственники – это порой люди, отстаивающие разные интересы. Подобная ситуация случилась и с Ан-22, когда в Ташкенте директор завода К.
Поспелов и главный инженер В. Сивец не смогли обеспечить производство и сборку цельного крыла самолета. Они вышли с предложением разделения конструкции крыла на несколько мелких элементов, что увеличивало массу «Антея» сразу на тонну без малого. Специалисты киевского КБ не смогли добиться неизменности собственной конструкции и 64-метровое крыло разделили на семь частей. Стоит отдельно отметить, что подобное сплошь и рядом случалось в отечественной промышленности. Конструкторская мысль в отраслевых КБ, следуя в авангарде мировых трендов, неизбежно сталкивалась с тем, что подрядчики, смежники и производственники не могли или откровенно не хотели качественно и своевременно выполнять заказы. Вот и приходилось упрощать, утяжелять, удешевлять…


Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Производственная логика Ан-22 постоянно улучшалась и модернизировалась – самый первый «Антей» и последний были собраны фактически по разным методикам. Так, в 1971 году внедрили камеры для сварки титана «Атмосфера-4Т», которые были обитаемы и наполнялись инертным аргоном. В итоге трудоемкость производства Ан-22 за все время уменьшилась в семь раз!

Даже в сравнительно небольшой серии «Антей» успел обзавестись несколькими модификациями, многие из которых так и остались на бумаге. Вначале на серийную технику установили прицельно-навигационный комплекс «Купол-22», оснащенный цифровым вычислителем. В его обязанности входили навигация, обзор подстилающей поверхности, обнаружение грозовых фронтов, прицельный сброс грузов и десанта, а также вождение транспортного самолета в боевых порядках. «Купол-22» пришел на смену аналогичной, но несовершенной на то время системе «Полет» с локатором «Инициатива-4-100». Общий объем доработок по навигационно-прицельным комплексам существенно отставал по времени от требований заказчика, и решено было первые три серии машин выпускать без доработок. Николай Якубович в книге «Военно-транспортный гигант. Ан-22» пишет, что причиной такой ситуации стали жесткие требования к электронике со стороны военных – климатические испытания проходили по нормали «Мороз-2» в диапазоне от -60 до +60 градусов. Удовлетворительных итогов по подобным испытаниям конструкторы добивались более двух лет и в полном объеме новое навигационно-прицельное оборудование под индексом «Купол-22» пошло в серию только на «Антеях» четвертой серии.

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Мгновения боевой работы 81 военно-транспортного полка ВВС СССР

18 июля 1970 г. Ан-22 с бортовым номером CCCР-09303 (00340207) из состава 81 втап открыл печальный счет катастрофам «Антея». На сайте 81 военно-транспортного авиационного полка (vta81vtap.narod.ru) приводятся следующие комментарии по этой трагедии:

«18 июля, в 17 ч. 30 мин. по московскому времени, с грузом продовольствия и медикаментов пропал над Атлантическим океаном через 47 минут после взлёта из аэропорта Кефлавик (Исландия). Самолёт направлялся в Лиму (Перу) для доставки помощи пострадавшим от землетрясения. Радиограмм, свидетельствующих о каких-либо отказах, от экипажа не поступало.
Причину исчезновения самолёта так и не удалось установить. По всем документам командиром корабля был майор Бояринцев А.Я., но на самом деле командиром корабля был командир авиационного отряда майор Агеев Е.А. Майор Бояринцев А.Я. в составе экипажа был в качестве инструктора и давал допуск командиру корабля для полётов по международным воздушным линиям. Штурман, бортовой инженер, старший бортовой техник по АО тоже давали допуск своим стажёрам. На борту находились специалисты инженерно-авиационной службы полка и пассажиры».


Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Мгновения боевой работы 81 военно-транспортного полка ВВС СССР

В общей сложности погибло 23 человека. Официальная причина гибели так и не была озвучена – не были обнаружены средств объективного контроля, как и останки самого «Антея».

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Официальный отчет о гибели Ан-22 с бортовым номером CCCР-09303

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Открытие памятника погибшим в катастрофе борта СССР-09303 на Новодевичьем кладбище

Спустя всего полгода 19 декабря 1970 г. Ан-22 CCCР-09305 (9340205) также из состава 81 полка транспортной авиации разбился в Индии. Спустя 40 минут после взлета выключились все 4 двигателя, один из которых удалось-таки включить, но аварийная посадка в Панагархе закончилась трагически. Экипажу военного лётчика 1 класса подполковника Скока Николая Степановича приходилось планировать с высоты 6000 метров без возможности как-то снизить посадочную скорость. Гасить её было просто нечем – закрылки и шасси убраны, а из-за многочисленных попыток запуска моторов батареи разрядились. На запредельной для посадки скорости «Антей» пролетел на метровой высоте почти всю ВПП Панагарха и при попытке выравнивания задел консолью крыла землю. Консоль разрушилась, топливо хлынуло и тут же воспламенилось. Погибли двенадцать членов экипажа. Анализ источников объективного контроля после катастрофы показал, что до самой гибели на борту самолета не было паники… Официальная причина трагедии — отрыв одной из лопастей заднего винта второй силовой установки, разрушившей проводку управления двигателями. Виновник – завод-изготовитель.

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Официальный отчет о гибели борта Ан-22 CCCР-09305

Первые две авиакатастрофы заставили провести масштабные доработки конструкции Ан-22. В частности, провели следующие работы:
— увеличили емкость топливной системы и изменили компоновку отдельных её частей;
— проводку управления продублировали по обоим бортам фюзеляжа (ранее было по одному борту, что и стало причиной катастрофы в Панагархе);
— перевели большую часть электрооборудования на переменный трехфазный ток;
— запуск двигателей перевели с электрического на воздушный, что также стало ответом на катастрофу в Индии.

Упоминаемый ранее ведущий летчик-испытатель проекта Ан-22 В. Терской по поводу последнего пункта модернизации сказал:
«По запуску двигателей НК-12МА воздушным стартером хочу отметить один момент, не предусмотренный программой испытаний, но после реализации повысивший надежность самолета. Запуск маршевого двигателя от одного пускового агрегата оказался невозможным. В принципе на это и не рассчитывали. Что же делать в критической ситуации, ведь машина-то боевая? Выход был найден: после первого цикла запуска мы без паузы включали повторный запуск, и ротор дораскручивался, обеспечивая нормальный запуск с хорошими запасами по температуре перед турбиной. Мы назвали этот метод «запуск вдогонку».


Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5


Мгновения боевой работы 81 военно-транспортного полка ВВС СССР

Самым заметным следствием первой масштабной модернизации стал перенос локатора навигационно-прицельной системы с правого обтекателя шасси (из-за искажений) под кабину штурмана в носовую часть. Так появился характерный «второй подбородок» Ан-22. В 1973 году в Ташкенте на ТАПОиЧ появились первые 7 самолетов с новым индексом Ан-22А. Всего машин модернизированной серии было выпущено 28 экземпляров. Вместе с ранее версией Ан-22, серия А стала самой массовой модификаций русского богатыря.

Продолжение следует…

По материалам изданий:
Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей». 2013.
О.К. Антонов: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Заярин В., Краснощеков А. Античный герой ХХ века // Авиация и время. № 5. 1997.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.
vta81vtap.narod.ru

Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал , 10.02.2019 в 12:57
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

71476 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Алексей
Алексей
Юрий
nikolo stradivari
Михаил Васильев
Народ может все сделать, если  захочет.
Михаил Васильев ГУЛАГ, гетто, Сбербанк
Валентин Поляков
Валентин Поляков
Сергей Соколов
Юрий Голонка
Юрий Голонка
Чего заткнулся, Миша?
Юрий Голонка Свободные дети свободной Европы
Юрий Голонка
Nino Solovey
Как же эти дурни надоели!
Nino Solovey Либеральный террор в России - начался!
Николай Балашов
Ура!
Николай Балашов «Дальнобойный» ТВС-2ДТС придет на замену советскому «кукурузнику»
Leonid Kasparovich
Leonid Kasparovich
Валерий Александрович Проскурнин
валерий
https://www.youtube.com/watch?v=8ghFRG4w-4Y
валерий Либеральный террор в России - начался!
Елена Timm
Виталий
Viktor Konoplev
Ни Вам, ни мне это уже не удастся!
Viktor Konoplev ГУЛАГ, гетто, Сбербанк