На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Артиллерия. Крупный калибр. 114,3-миллиметровый детектив

Артиллерия. Крупный калибр. 114,3-миллиметровый детектив



Говоря в предыдущей статье цикла о том, что в истории нашей артиллерии было много интересных и поучительных страниц, было употреблено даже слово «детективный». Хотим познакомить вас с одним военным «почти детективом». По крайней мере, шпионских заморочек в нем будет предостаточно.

История войн знает множество секретных операций, которые проводились различными армиями. Русская армия не отличалась в этом отношении от других. Мы тоже славились тайными операциями, секретность которых сохранялась долгие годы. Об одной такой операции мы сегодня и расскажем.

20 февраля 1916 года из Петрограда в Финляндию отправился обычный пассажирский поезд, каких ежедневно отправлялось достаточно много. Среди суетящихся пассажиров выделялись два пассажира с явно военной выправкой, но в гражданской одежде.

Пассажиры вели себя как обычные люди, которым совершенно наплевать на мировую войну и все неурядицы в Европе. Они ехали отдыхать. Потому и маршрут поездки выбрали "вокруг войны". Финляндия, Швеция, Норвегия, Великобритания и дальше...

Видимо, в Испанию или Грецию. К теплому морю.

Швеция и Норвегия в войне не участвовали. Потому, корабли этих стран вполне благополучно могли миновать Немецкое (Северное по-нашему) море. Правда, немецкие подводные лодки периодически останавливали суда для проверки. И даже задерживали подозрительных пассажиров.

Но нашим героям удалось добраться до Лондона без приключений. Там они преобразились, точнее, переоделись в офицеров русской армии. Подполковников артиллерии. И в таком виде прибыли к российскому военному представителю. И оттуда уже были направлены в частный военный госпиталь для проживания.

А подобные им странные пассажиры начали прибывать также попарно на всех следующих паромах и кораблях. И опять вся история повторилась множество раз. Единственная разница была в поселении прибывающих. Одни селились в госпитале, другие — в солдатской гостинице.

Странная особо секретная операция, проведенная российскими офицерами и солдатами, на самом деле была проведена по распоряжению великого князя Сергея Михайловича, полевого генерал-инспектора артиллерии.

Но контроль за размещением, питанием и обучением команды осуществлял другой великий князь, Михаил Михайлович. Известно, что он лично посетил не только офицеров в частном госпитале, но нижних чинов в солдатской гостинице. Такой вот странный Романов…

Более того, в истории остался факт беседы великого князя с солдатом. После осмотра столовой и комнат, где размещались солдаты Михаил Михайлович пожелал поговорить с солдатом. Естественно, тема разговора была стандартная. Нравится ли солдату жить в гостинице? Есть ли жалобы?

Дальше стоит просто привести ответ солдата. "Так точно, Ваше Императорское Высочество! Только больно часто простыни меняют. Не успеешь обмять их, как дают новые!" Даже по этому эпизоду хорошо видно отношение к солдату со стороны командования. И отношение англичан к русским солдатам.

После того, как команда была полностью собрана, солдаты и офицеры были направлены в артиллерийскую школу "Лардж Хилл". Этот день жители Лондона запомнили надолго. По Лондону парадным шагом, с песнями, шла русская воинская часть! Русские шли на вокзал, чтобы стать прилежными учениками английских артиллеристов.

Воспоминания современников говорят о том, что аплодисменты сопровождали наших артиллеристов на всем пути до вокзала...

Десять обер-офицеров от мортирных дивизионов и 42 нижних чина под командованием двух штаб-офицеров, командира 1 батареи Михайловского артиллерийского училища подполковника Новогребельского и командира 1 батареи Константиновского артиллерийского училища подполковника Герцо-Виноградского, на самом деле должны были стать инструкторами по овладению русской армией нового вооружения: 45-линейных гаубиц образца 1910 года.



Через две недели обучения русские артиллеристы не только прекрасно изучили материальную часть новых гаубиц, но и научились пристреливать орудия, переносить огонь и менять позиции не хуже англичан. Один из офицеров британской армии в своих воспоминаниях очень высоко оценил выучку русских солдат. Две полноценные, хорошо обученные батареи за две недели!

В ходе обучения выяснилась одна особенность английской гаубицы, которая мешала русским артиллеристам. И мешала достаточно сильно. Дело в том, что способы деления угломера в России и Великобритании были разными. На английских орудиях стоял традиционный для них угломер (две полуокружности на 180 делений каждая). По настоянию русских артиллеристов угломеры были заменены, в соответствии с принятыми в России делениями.

Почему же Россия так спешно стала закупать английские гаубицы? Причины такого положения мы уже подробно разбирали в предыдущих статьях. Напомним только, что на начало Первой мировой войны в составе артиллерии в России было всего 11% гаубиц. В то время как в Германии эта цифра была 25%! А первые же бои позиционной войны показали значение таких орудий.



В 1910 году на вооружение английской армии поступила 45-линейная (114-мм) гаубица фирмы "Виккерс". Главным ее достоинством была повышенная скорострельность. Она имела ствол, состоящий из трубы и кожуха, и клиновой призматический затвор.







Противооткатные устройства откатывались вместе со стволом и включали гидравлический компрессор и пружинный накатник. Для сокращения отката гаубицы применялись также сошник и башмачные тормоза деревянных колес.



Наводка орудия производилась с помощью секторного подъемного механизма и винтового поворотного. Угол горизонтального обстрела гаубицы составлял 6°, а для разворота орудия силами расчета на больший угол в хоботовой части имелось правИло.







Щитовое прикрытие обеспечивало защиту расчета от пуль и осколков. В боекомплект входили гаубичные гранаты весом 15,9 кг и шрапнель.



Для транспортировки гаубицы и боекомплекта служил оригинальный передок.



Между Великобританией и Россией был заключен особый договор, согласно которому мы закупили в 1916 году около 400 английских орудий. Гаубицы вошли в состав пехотных и кавалерийских частей.





Но Первая мировая война была лишь началом боевой биографии этих гаубиц. Потом была Гражданская война. Была служба в Красной армии в мирное время. В 1933 году в РККА имелось 285 таких орудий. Правда к 1936 году их количество несколько сократилось. До 211 штук. Возможно, что орудия успели принять участие в начальный период Великой Отечественной войны, когда в ход шло все, что могло стрелять. Не исключаем и такой вариант развития событий.



Тактико-технические данные

Обозначение: 45-линейная гаубица Виккерса

Тип: полевая гаубица

Калибр, мм: 114,3

Длина ствола, калибров: 15,6

Вес в боевом положении, кг: 1368

Угол ГН, град: 6

Угол ВН, град: -5; +45

Начальная скорость снаряда, м/с: 303

Макс. дальность стрельбы, м: 7500

Боевая скорострельность, выстр./мин: 6-7

Вес снаряда, кг: 15,9

Всего было выпущено 3 117 гаубиц.

Больше 100 лет прошло с момента, как эти орудия были выпущены в Ковентри и попали в Россию. Тем не менее, есть возможность увидеть это орудие воочию. Полный комплект гаубицы (как видно из фото) экспонируется в Музее отечественной военной истории в селе Падиково Московской области.
Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх