На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...

Славяне, авары и Византия. Начало VII века

 

Поход в сердце Аварской империи.


В 600 г. император-полководец Маврикий послал в поход против государства авар большое войско, высвободившееся на Востоке. Экспедиционная армия должна была нанести удар по землям, где обитали авары. В бассейне реки Тисы, левом притоке Дуная, берущем начало в Закарпатье, в междуречье Тисы и Дуная, правобережье Дуная до впадения в него Дравы. Территории, где, по данным археологии, и располагаются основные памятники аварской культуры (Ч. Балинт).

 

«В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили». Радзивиловская летопись. Миниатюра


После трех сражений каган бежал на Тису, магистр Приск послал вслед за аварами 4 тысячи всадников. За Тисой они уничтожили поселение гепидов и «других варваров», убив 30 тысяч, надо сказать, что эта цифра вызывает сомнение у многих исследователей. Феофилакт Симокатта, когда пишет о «других варварах», отделяет их от авар и славян. 

После еще одного проигранного сражения каган попытался взять реванш: вместе с аварами в отдельном войске сражались славяне. Победа была на стороне ромеев, в плен попали три тысячи авар, восемь тысяч славян и шесть тысяч других варваров. У Феофана Византийца несколько иные цифры: у него есть важное уточнение, с указанием, на то, что в плен попали еще и гепиды (3200) и другие варвары, скорее всего, гунны. Все они были в одном строю с аварами, а войско славян сражалось отдельно. 

Пленных отправили аж в город Томис (совр. Констанца, Румыния) на побережье Чёрного моря за 900 км, но император приказал вернуть их кагану без выкупа. 

Как мы видим, и о чём писал Фредегест, даже войско авар во многом состояло из славян. Они активно участвуют в войне на стороне авар, как их подданные и данники. 

В этот же период происходили локальные боевые действия между ромеями и славянами в Далмации.

Куда делись анты?


В то же время анты, которые вели постоянную борьбу с аварами с переменным успехом, периодически попадая к ним в данники, оставались независимыми. Возможно, данниками становились ближайшие к аварам антские племена. Более того, успех похода Приска мог быть связан с тем, что анты, которые время от времени были союзниками ромеев, снова были привлечены на сторону империи и держали нейтралитет. 

В 602 г. авары под предводительством Апсиха (Αψιχ) снова выступили в поход против Византии. Но Апсих, устрашённый войском ромеев у Железных ворот (месте сближения Карпат и Стара-Планины на границе Сербии и Румынии, ниже города Оршов в Румынии), изменил направление похода и двинулся за 500 км отсюда на антов как союзников Византии. Это расстояние не должно вызывать удивления, авары постоянно кочевали, каждый год они совершали походы: от Византии до территории франков. 

Кроме политических моментов, авары считали земли антов более богатыми чем византийские, так как они меньше подвергались вторжениям. (Иванова О.В., Литаврин Г.Г.). Племенному союзу антов был нанесён сокрушительный удар:
«Тем временем каган, получив известие о набегах ромеев, направил сюда Апсиха (Αψιχ) с войском и приказал истребить племя антов, которые были союзниками ромеев. При таких обстоятельствах авары в большом числе отпали и спешно, как перебежчики, перешли на сторону империи».


Феофан Византиец, используя предыдущее свидетельство, писал: 
«После того, как это случилось часть варваров перешла к ромеям».


Здесь сложно согласиться с выводами о том, что авары не смогли разгромить антов. 


Во-первых, это никак не следует из текста, почему часть авар перешла к ромеям, и кто это был: авары или болгары, а также перешли ли они вследствие трудностей борьбы с антами или по другой причине, не ясно.

Во-вторых, это противоречит «доктрине» ведения войны в степях, которой неукоснительно придерживался кочевой аварский союз. Что мы видим неоднократно в войнах кочевников: тюрки подолгу преследуют авар, татары проходят полмира в погоне за данниками кипчаками. И это проницательно подчеркнул автор «Стратигикона»:
«…но напирают, пока не добьются полного уничтожения неприятеля, используя для этого все средства».


Какая тактика, такая и стратегия.

Возможно, и поход против антов мог быть не единовременным актом.

В-третьих, анты после этого периода практически исчезли со страниц исторических источников. Использование в титулатуре императора Ираклия I (610-641 гг.) термина «Антский» свидетельствует не об отражении политических реалий, а о традиционном для позднеримской и византийской традиции выдавать желаемое за действительное. 

В-четвертых, очевидно, союз антов распался: основные племена, входившие в него, двинулись на новые места обитания. 

Одна часть антов осталась на месте, скорее всего, вне зоны интересов авар, в междуречье Днестра и Днепра, впоследствии тут сформируются племенные союзы тиверцев и уличей, с которыми будут воевать первые Рюриковичи. Другие племенные союзы покидают северное Подунавье, при этом в диаметрально разных направлениях, как это стало с сербами и хорватами. Константин Багрянородный писал в Х веке о легендарной истории сербов:
«Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половина народа, попросил убежище у Ираклия, василевса ромеев».


События, связанные с племенами сербов и хорватов, очень похожи на ситуацию с дулебами.

Это был словенский племенной союз, сформировавшийся на Волыне в VI в. К дулебскому союзу относились будущие племена древлян и полян.

Некоторые исследователи связывают его с племенем Валинана арабского географа Масуди:
«Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него (князя Маджака. – В.Э.) и прочие цари ему повиновались».


Возможно, это был не совсем политический союз, сложившийся в первой половине VI в., и Маджак (имя личное или должность) был верховным жрецом культового союза (Алексеев С. В.).

Во второй половине VI в. авары разгромили этот союз. «Эти обры воевали против славян, — читаем в ПВЛ, — и притесняли дулебов – также славян».

Часть дулебов ушли на Балканы, часть в Среднюю Европу (Чехия), а оставшиеся попали под аварское иго. Возможно, были перемещены аварами на другие земли, но источники об этом умалчивают. Вероятно, именно к этим дулебам относится рассказ о «примучивании» дулебских жен, так как часть этого племени оказались в непосредственной близости от центра аварского государства (Пресняков А.Е.).

Такая же ситуация вынудила хорват и сербов, входивших в антский племенной союз, начать переселение. Известно, что хорваты и сербы появляются на границах Византии в начале VII в., где уже присутствовали словенские племена. А более мелкие племена из антов, например, севера, двигаются в сторону Фракии и Греции, сорбы (сербы) – в западном направлении, другая часть хорватов – на север и запад. Эта новое движение славян совпало с серьезными изменениями в Византии, и с периодом ослабления власти каганата. Об этом в следующей статье.

Почему у славян не было государства?


У нас нет данных о том, какие социально-политические события происходили в рамках антского союза племён, скорее всего, это была аморфная «конфедерация» родственных племен, с периодическим преобладанием какого-то либо племени или союза родственных племен. Разница между славенами и антами была лишь в одном: у вторых этот союз уже сложился в начале VI века, у первых нет, поэтому словенские племена были значительно быстрее покорены кочевниками-аварами.

Какая система управления была у антов? Если в IV в. ими наряду с вождем управляли старейшины, то наверняка институт старейшин или «старцев градских», жупанов, подобных родоплеменным сенаторам Древнего Рима, сохранился и в этот период. Верховная власть, если и была постоянной, то была представлена вождем, не военного типа, а теологического, как в случае с Маджаком.

Нижней планкой перехода к государственности является момент возникновения «вождества». Можно сказать, что в VI в. славянское общество, в особенности антское, не находящееся в прямой зависимости от авар, стояла на пороге перехода к «вождеству». 

Мы знаем ряд военных предводителей (праслав. *kъnжzь, *voldyka), таких как анты Мезамером или Межимиром, Идаризия, Келагаст, Добрету, или словени Даврит, Ардагаст и Мусокий и Перогаст. 


Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Радзивиловская летопись. Миниатюра


А вот как действовали эти князья, нам рассказывает легенда, сохраненная в недатированной части ПВЛ о Кие, Щеке и Хориве, «вождях-основателях» или просто главах родов, племени полян, славенской, а не антской группы. 

Управление было по принципу: каждый княжил в роде своем, как писал Прокопий Кесарийский, не управляются одним человеком. Кий, возможно, вовлеченный в военную деятельность, ходил в Царьград со своим родом, скорее сказать с мужской частью его, составляющей ополчение рода и по дороге думал основать, для своего рода городок на Дунае. Эти события происходили в VI в. (Б.А. Рыбаков). 

Таким образом, у антов и славен не было единого руководства на межплеменном уровне, а управление осуществлялась на уровне рода и племени. Вожди были военными предводителями (временными или постоянными) для совершения набегов, но не управления обществом, которые могли объединяться в союзы с такими же предводителями с целью увеличения сил. 

Главным органом было собрание всех свободных — вече. 

Такой структуре противостояла спаянная жесточайшей дисциплиной кочевая организация, справиться с которой в тех условиях без сторонней помощи родоплеменному славянскому обществу было практически невозможно. 

И это касается победы авар над антским союзом.

Но эта ситуация дала толчок к «переселению», часто в рамках устоявшейся родовой структуры невозможно «преодолеть» традицию, а переселение открыло новые возможности, которые и способствовали формированию института «вождества», без которого переход к раннему государству был невозможен (Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В.).

Дунайская граница и славяне, начало VII века


В том же 602 г. император Маврикий поручил своему брату Петру со всем западным воинством зимой переправить в земли славян за Дунаем, чтобы там жить за счёт грабежа. В «Стратигиконе» Маврикия, которого иные исследователи как раз и отождествляют с императором, именно тактика ведения боя зимой, когда воинам-славянам и населению негде укрыться, когда на снегу видны следы преследуемых, и считается самой успешной: 
«Необходимо нападения против них производить больше в зимнее время, когда они не могут легко укрыться из-за обнаженности деревьев, да и снег выдает следы убегающих, и домочадцы их бедствуют, будучи почти нагими, и, наконец, реки становятся легко преодолимыми из-за морозов».


Но войско, давно недовольное жадностью василевса, решило, что пребывание зимой среди варваров крайне опасное и сложное предприятие, вследствие чего восстало. 

После воцарения нового солдатского императора, гекатонтарха-сотника Фоки, Сасанидский Иран использовал переворот и казнь императора и названного отца шахиншаха Маврикия как повод для войны. Армия, совершившая восстание, была отправлена на персидский фронт, Балканы оказались без оперативного армейского прикрытия. Авары подписали мир, но продолжали отправлять в набеги подвластных им славян. 

В это же время союзные аварам лангобарды прислали последним итальянских корабелов: 
«Также в это время Агилульф послал к Кагану, королю авар, рабочих для постройки судов, с помощью который Каган впоследствии завоевал некий остров во Фракии».


Возможно, именно славяне восприняли навыки кораблестроительства. В 20-х годах VII в. они опустошают острова Эгейского моря и доходят до приморских городов в Малой Азии. В 623 г., по сообщению сирийского «Смешанного хроникона», славяне напали на остров Крит. Хотя они могли это делать и на своих лодках — моноскилах. Других данных у нас по применению аварами кораблей у нас нет.

В 601 г. авары в союзе с лангобардами нападали на Далмацию, уводя в Паннонию пленное население. После подписания вечного мира между аварами и лангобардами в помощь королю Агилульфу в Италию было отправлено вспомогательное войско славян, которое участвовало в осаде и взятие в 605 г. Кремоны, а возможно и еще нескольких крепостей, в том числе и города Мантуя.

Сложно сказать, были ли славяне, поселившиеся в Восточных Альпах, ещё зависимы от авар, но в 611 или 612 г. они напали на бавар (Тироль, местечко Сан-Кандидо или Иннихен (Италия)) и разграбили их землю, и в этом же году, как пишет Павел Дьякон, «ужасно опустошили Истрию и перебили защищавших её солдат». В 612 г. аварами и славянами был захвачен центр провинции, город Солона. Археологи отмечают следы пожаров в городках в районе современных Порича и Пулы в Хорватии.


Римский амфитеатр. Пула. Хорватия. Фото автора


В то же время под давлением аварской власти славяне начинают массовое переселение за Дунай. Кроме всевозможных повинностей, дань аварам составляла половина урожая и всех доходов. Отсутствие армии ромеев способствовало этому. Вначале шли вооруженные племенные отряды, очищавшие территорию от ромейских отрядов, затем переселялось всё племя. Процесс был стремительным. Многие территории были попросту запущенны, так как постоянно подвергались набегам, в других местах славяне устанавливали свою власть и селились рядом с романизированным или греческим населением.

В целом ввиду того, что император Ираклий определил восточный фронт как основной и что, несомненно, так и было, другим территориям уделялось меньше внимания. Это привело к тому, что чуть сам Ираклий не был захвачен в плен аварами, при попытке вести с ними переговоры о мире.

Первая осада Константинополя


А весной 626 г. войска сасанидов подошли к Константинополю, они, возможно, имели соглашение с аварским ханом, а может, просто действовали синхронно и должны были поддержать друг друга. Тем не менее, так как Константинополь находился на европейской части пролива, то и штурмовать его мог только каган. 

Феофан Исповедник пишет, что персы заключили союз с аварами, отдельно с булгарами, отдельно с гепидами, отдельно со славянами, о них как о союзниках, а не подчиненных аварам в этой войне, писал и поэт Георгий Писида: 
«А кроме того, фракийские тучи принесли нам бури войны: с одной стороны питающая скифов Харибда, прикинувшись молчаливой, встала на дороге, как разбойник, с другой же стороны внезапно выбежавшие волки-славяне перенесли на землю морскую битву».


Скорее всего, с войском кагана пришли и данники-славяне, которые участвовали в штурме с воды совместно с другими подчиненными аварами, болгарами. На юге, у Золотых ворот, возможно, стояло войско союзных славян. 


Стены Феодосия. Стамбул. Турция. Фото автора.


29 июля 626 г. хан вывел свои войска для демонстрации силы: войско состояло из авар, болгар, гепидов, но основанную массу составляли славяне. Каган стал готовить войска к штурму, одновременно потребовав от константинопольцев снабжать себя продовольствием, ему отправили различные яства. Авары во главе с ханом расположились напротив городских стен, между Харисийскими воротами (ворота Полиандра) и воротами Святого Романа, славяне — южнее, до побережья Пропонтиды (Мраморного моря): «а на долбленые лодки погрузили с Истра бесчисленные полчища», и, севернее, в районе Золотого Рога. Авары расположили осадные орудия, покрытые сырыми кожами, и двенадцать штурмовых башен, высотой равных городской стене. Из города начался обстрел, а потом была совершена вылазка из Золотых ворот, здесь славяне потерпели поражение.


Реконструкция Золотых ворот. Рис. Питера Денниса. Изд. «Оспрей»


Одновременно славяне спустили на воду реки Варвисс (совр. Каджитанессу), впадавшей в Золотой Рог, однодревки. В Золотой Рог вошла эскадра ромеев, которая расположилась у Влахерн, тогда ещё не защищённых стеной.

Перед штурмом хан вызвал к себе представителей Византии, сам он восседал на троне, рядом с ним сидели три персидских посла в шелках, а перед ними стоял представитель ромеев, который выслушал заносчивую речь кагана, который требовал немедленной сдачи столицы: 
«Вы не можете обратиться ни в рыб, чтобы спастись в море, ни в птиц, чтобы улететь в небо».


Он не стал обсуждать предложенный выкуп и отпустив послов ни с чем, ночью ромеи перехватили послов сасанидов: голову одного они подбросили в лагерь персов на Малазийском берегу, а второго, с отрубленными руками и подвязанной головой третьего посла, отослали к аварам.

В воскресенье, 3 августа, славянские лодки проскочили, под покровом темноты, к персам, чтобы оттуда перевезти их отряды к Константинополю.

С понедельника по среду начался беспрерывный штурм, как со стороны земли, так и со стороны залива Золотого Рога, где на лодках находились славяне и болгары, о чем писал Григорий Писида. Осаждающие гибли в огромном количестве. 

На 7 августа был назначен общий штурм, в ходе которого предполагалось нанести удар по городу с Золотого Рога. 


Вид на залив Золотой Рог со стороны Влахерны, левее место откуда двигались однодревки славян. Стамбул. Турция. Фото автора


На лодках разместились снаряженные воины, или оплиты по ромейской терминологии (δπλίτα), как говорил пресвитер Св. Софии Феодор Синкелль в проповеди, произнесенной через год после этих событий:
«Доведя число находившихся там варварских оплитов (тяжеловооруженных) до огромного множества, он приказал [флоту] налечь на весла».


Тяжеловооруженные не были поголовно в панцирях, так как оплит прежде всего не псил, он может быть как в защитном снаряжении, так и без него, но обязательно с большим щитом, копьем и мечом. Среди воинов на лодках были прежде всего славяне, болгары и прочие варвары, были среди них и славянки.

Неверно утверждение, что тяжеловооруженными были только авары, а славяне были лишь гребцами, так как всех спасшихся от поражения на воде каган приказ убивать, что вряд ли возможно по отношению к соплеменникам.

По сигналу с башни Птерон у Влахернского храма славяне должны были проплыть по реке Варвисс и войти в Золотой Рог, напав на город с менее защищённой северной стороны, там, где в 1204 г. это удалось венецианцам, тем самым обеспечить главным силам основной штурм городских стен. Но патрикий Вон (или Вонос), узнав об этом, отправил в это место триеры и диеры и зажёг обманный сигнальный огонь на портике церкви Св. Николая. Славяне, увидев сигнал, вошли в залив Золотой Рог, где вероятно началась буря, вызванная заступничеством, как считали византийцы, самой Богоматери. Однодревки переворачивались, несмотря на то, что некоторые из них были связаны между собой, на них обрушились корабли ромеев: началось избиение на воде. Терпящие бедствие славяне устремились к месту сбора у Влахерны и здесь они попали под мечи армян Воноса. Тех же, кто добирался до восточного берега Золотого Рога, убивали на глаз взбешённого кагана его воины, спаслись лишь те, кто смог вплавь достигнуть противоположного городу северного берега Золотого Рога.

В «Пасхальной хронике» озвучено две версии отхода осаждающих. По одной, каган сжёг все орудия и двинулся в обратный путь, по другой — вначале ушли славяне и каган вынужден был уйти за ними. Кто был эти славяне, до конца не ясно: данники или союзники? Возможно, здесь сыграла роль межплеменная солидарность, но, скорее всего, если речь идет о славянах-союзниках, не желавших подвергать себя риску после неудачи в Золотом Роге.

В честь этого события стал исполняться акафист – гимн в честь Пресвятой Богородицы Влахернской в пятницу шестой недели Великого поста, этот обычай перешёл и на Русь.


Монастырь Пресвятой Богородицы в районе Фатих – Влахерна. Скромный и незаметный. Стамбул. Турция. Фото автора


Этот поход был последним всплеском активности Аварского каганата, с этого времени начался закат «кочевой империи».

Продолжение следует…

Источники и литература:

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.
Георгий Писида. Ираклиада, или на окончание падения Хосроя, царя персидского. Перевод С. А. Иванов //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Константин Багрянородный. «Об управлении империей». Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991. 
Павел Дьякон «История лангобардов» //Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков Пер. Д.Н. Раков М., 1970.
Павел Дьякон «История лангобардов» //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995. 
Патриарх Никифор «Бревиарий»// Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980. 
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996. 
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003. 
«Хронография» Феофана // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980. 
Феофилакт Симокатта «История». Перевод С. П. Кондратьева. М., 1996. 
Алексеев С. В. Славянская Европа V—VI веков. М., 2005. 
Кулаковский Ю. История Византии (519-601гг.). С-Пб., 2003.
Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян// Исторический журнал. 1943. № 11-12. 
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М., 1995.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх