На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Зоя Копань
    Да флаг им в руки, одно успокаиваивает, что границы с этим государством нет! Посмотрим как запоют, когда хитропродума...Британцы подклады...
  • Стефания Новак
    Как подобострастно на фото жмет руку  Сунаку! Противно смотреть, предал свой народ. А мы как всегда опять как и Украи...Британцы подклады...
  • Eduard
    Малр у США долнов решили наращивать типа "помогая" чужим странам.Как народ США терпит придурков у власти,гипноз или о...У США готов подар...

«Смерш». Радиоигра по-крупному

19 апреля 1943 года Сталин утвердил решение о создании Главного управления контрразведки «Смерш». Странное название новой организации расшифровывалось хлесткой, как приказ, фразой «Смерть шпионам!» На протяжении своей недолгой, но славной трехлетней истории «Смерш» разоблачил и обезвредил более 4000 вражеских агентов, провел тысячи рискованных операций, порой кардинально менявших весь ход Великой Отечественной.


«Здравствуйте, я немецкий диверсант»

На рассвете 20 июня 1943 года в Егорьевский райотдел НКВД Московской области явились двое мужчин в форме капитанов Красной Армии. Удивленному часовому капитаны представились... заброшенной в советский тыл немецкой разведывательно-диверсионной группой «Иосиф». Обоих гостей тут же без лишних слов скрутили. Случай был столь неординарный, что задержанных немедленно отправили в Москву, прямиком к начальнику «Смерша» - замнаркому обороны Абакумову. Беспощадный к вражеским шпионам, Абакумов, увидев одного из немецких диверсантов, с возгласом «Бутырин!» радостно обнял его и расцеловал.

В чем же разгадка столь странного поведения немецких агентов и советского замнаркома? Началась эта история еще весной 1942 года, когда старший лейтенант НКВД Виктор Бутырин был сброшен с парашютом над оккупированной Латвией. Добравшись до ближайшей вражеской комендатуры, Бутырин, в полном соответствии со своим заданием, сдался немцам, после чего представился дезертировавшим из рядов РККА лейтенантом Поповым.

Надо отметить, что к 1942 году германское военное командование осознало: надежды на блицкриг провалились, и впереди долгая, затяжная война на истощение. Едва ли не самое ценное на такой войне - информация о стратегических замыслах противника. Руководствуясь этой установкой, немцы приступили к созданию широкой сети организаций, нацеленных на подготовку русскоязычных разведчиков, диверсантов и пропагандистов...

Как сбежать из «ада»?

Вскоре, блистательно пройдя соответствующую проверку, «лейтенант Попов» стал курсантом крупнейшего германского разведцентра «Цеппелин». Используемая там методика подготовки будущих фашистских джеймсов бондов была столь жестокой, что 25% слушателей к концу обучения отсеивались по причине инвалидности или летально го исхода. Успешно окончивших курс подготовки сами немцы кулуарно называли «выпускниками из ада». «Попов» сумел не только одним из лучших окончить курс обучения, но и перевербовать другого успешного слушателя «Цеппелина» - Николая Юрьева. Действуя вместе, Бутырин и Юрьев собрали досье на 133 курсантов - выпускников разведшколы.

Не имея возможности доверить сведения бумаге, все нужное отличники «Цеппелина», по наработанной на занятиях немецкой методике, заучивали наизусть. Словесные портреты агентов, особые приметы, псевдонимы - все это было неоценимым богатством для советской контрразведки. Оставалась одна, но весьма существенная проблема - как добытые сведения передать на Родину? Проблема осложнялась тем, что начальство «Цеппелина», довольное успешной учебой Бутырина и Юрьева, решило их не отправлять в советский тыл, а оставить инструкторами при разведшколе. Выход из положения нашел находчивый Бутырин. На имя начальника разведшколы был отправлен конфиденциальный рапорт, сообщавший, что у «Попова» в Москве якобы имеется дядя по фамилии Леонов, который, будучи сотрудником Наркомата путей сообщения, имеет доступ к информации стратегического значения - графикам и маршрутам перебросок по железной дороге советских войск. Будучи завербованным, Леонов мог стать настоящим «золотым дном» для абвера - немецкой военной разведки!

Вскоре «Попова» вызвали в Берлин. Новые проверки и перепроверки заняли месяц. В НКПС СССР действительно был человек по фамилии Леонов. Об этом Бутырин знал точно. Проверить же из Берлина, есть ли у Леонова троюродный племянник «Попов», было практически невозможно. Столкнувшись с этим, немцы решили действовать иначе. Однажды Бутырина подняли среди ночи и, объявив, что он разоблачен как советский агент, отконвоировали в здание гестапо. Два дня его били, а потом вывели на расстрел. Но советский разведчик до последнего отвергал все обвинения, и... патроны палачей оказались холостыми.

Едва живого «Попова» поздравили с окончанием проверки и началом подготовки к заброске в Москву. В ответ на вопрос: «Кого бы вы хотели видеть своим напарником?», - Бутырин, не колеблясь, назвал Юрьева.

В ночь на 20 июня 1943 года разведгруппу «Иосиф» в составе «капитанов РККА Северова и Волкова», как в поддельных документах значились Бутырин и Юрьев, вместе с радиостанцией «Телефункен» парашютировали в окрестностях подмосковного Егорьевска. Утром оба гостя из «ада» были уже у дверей райотдела НКВД.

«Иосиф» выходит на связь

Но на этом одиссея Бутырина и Юрьева отнюдь не закончилась. Во-первых, за ценность доставленных сведений Николай Юрьев был избавлен от военного трибунала. Во-вторых, Абакумов мгновенно сообразил, какие обширные возможности для дезинформации противника оказались в его распоряжении. О дальнейшем сообщает содержимое папки с заголовком «Архив ФСБ. Дело № 300200. Операция «Загадка»: «22 июня 1943 года 05:20. С конспиративной квартиры «Смерш» (Москва, Тихвинский переулок, д. №11) отправлена шифровка: «Прибыл на место и приступил к работе. Иосиф». В 05:28 получен ответ: «В кратчайший срок выйдите на контакт c Л.».

Так началась самая виртуозная радиоигра «Смерша» за всю войну. На всем ее протяжении некий чиновник НКПС Леонов, взятый на всякий случай под негласное наблюдение «Смерша», и представить себе не мог, что его фамилия будет мелькать в оперативных сводках вермахта наравне с отчетами германских фельдмаршалов.

25 июня «Иосиф» сообщил, что встреча с Леоновым состоялась, но тот не верит в конечную победу Германии, потому «Северову» пришлось представиться резидентом американской разведки. «Л. поверил и согласился на сотрудничество, потребовав взамен паспорт США на свое имя и плату в долларах». Абвер был в восторге от изворотливости «Иосифа».

Пока в Берлине спешно готовили доллары и поддельный американский паспорт для Леонова, от Батурина и Юрьева затребовали данные о советских железнодорожных перевозках на западном направлении. Вот-вот должна была начаться грандиознейшая операция «Цитадель» - наступление вермахта на знаменитую Курскую дугу. Немецкая разведка любой ценой пыталась вскрыть советские военные планы на лето 1943 года.

В штабе операции «Загадка», располагавшемся в Малаховке, советские контрразведчики и офицеры Генштаба подготовили и передали через «Иосифа» в Германию искусную дезинформацию. Та свидетельствовала - советские войска под Курском создали мощную оборону (что немцы проверить могли), но большую часть резервов Сталин придерживает под Москвой, и к Курску они не успеют (это абвер проверить уже не мог). Дальше сработал психологический алгоритм, четко просчитанный «смершевцами» в Малаховке. Проверив и поверив в пункт «а», немцы были вынуждены поверить и в пункт «б».

Итог для гитлеровской Германии был печален: «Цитадель» под Курском попала под мощный контрудар советских резервов. К концу сражения немцы не только понесли невосполнимые потери в живой силе и технике, потеряли города Орел и Белгород, но и навсегда лишились стратегической инициативы. В ходе Великой Отечественной произошел окончательный перелом. Именно из-под Курска советские войска начали то общее наступление, которое в итоге привело их к Берлину. Все это время, вплоть до мая 1945 года, группа «Иосиф» продолжала радиоигру. Немцы так и не догадались, что Батурин с Юрьевым работали совсем на другого Иосифа...

Андрей СОЮСТОВ
Тайны ХХ века, № 16, 2007

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх