На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...

ИС-7: невостребованная мощь

В самом конце войны, в феврале 1945 года, в КБ завода №100, филиал которого на тот момент времени находился в Ленинграде, приступили к работам над проектом нового тяжелого танка, который должен был стать развитием проекта ИС-6. Уже к июню был готов проработанный эскизный проект будущей боевой машины, получившей новый индекс – ИС-7. Для своего времени это был мощнейший танк и самый тяжелый среди советских серийных танков, но данная мощь так и осталась невостребованной. Несмотря на то, что он не принимался на вооружение Советской Армии, многие впервые примененные на этой боевой машине технические решения в будущем были успешно реализованы на других серийных танках.


Тяжелый танк ИС-7 никогда не производился серийно, что не помешало ему стать достаточно узнаваемой боевой машиной, в первую очередь благодаря эффектной и запоминающейся внешности. Свою роль сказали и популярные в настоящее время многочисленные компьютерные игры, в которых этот танк присутствует. При взгляде на эту многотонную боевую машину и ее элегантные обводы массивной башни на ум приходит слово изящество, ИС-7 смело можно было назвать красивым танком, ровно настолько, насколько это слово было применимо к тяжелым стальным монстрам, призванным внушать страх противнику на поле боя.

Варианты опытных образцов ИС-7

Всего во второй половине 1945 года в КБ опытного завода №100 под руководством знаменитого конструктора Жозефа Яковлевича Котина была подготовлено несколько вариантов проектов нового тяжелого танка – объекты 258, 259, 260 и 261. По словам сотрудника Музея бронетанковой техники Веры Захаровой, на развитие советских тяжелых танков сильно повлияла находка под Берлином в июне 1945 года подорванного немецкого монстра – танка Pz.Kpfw.Maus. С учетом данной находки 11 июня 1945 года в Ленинграде разработали проект тактико-технических требований к новому советскому тяжелому танку.


Первоначально планировалось создать танк боевой массой 55 тонн, с максимальной скоростью 50 км/ч, вооруженный 122-мм пушкой БЛ-13 с начальной скоростью снаряда 1000 м/с. При этом лобовая броня нового танка должна была выдерживать попадание снарядов этого же орудия. Уже в июне набор тактико-технических требований был изменен. Масса танка выросла до 60 тонн, экипаж вырос до 5 человек. Броня должна была обеспечить эффективную защиту танка от попаданий снарядов 128-мм пушки. В качестве штатного вооружения рассматривалось уже не только 122-мм орудие, но и 130-мм пушка с баллистикой от корабельной пушки Б-13.

Работу над новым тяжелым танком начали уже, исходя из последних тактико-технических требований. В сентябре-октябре 1945 года конструкторы подготовили четыре варианта будущего танка: «Объекты 258, 259, 260 и 261». Они отличались между собой главным образом силовыми установками и типами используемой трансмиссии (электрической или механической). В конечном итоге выбор пал на проект «Объект 260», который планировалось оснастить спаркой двигателей В-16, электрической трансмиссией и мощной 130-мм пушкой С-26 конструкции ЦАКБ, установленной в литой башне приплюснутой формы, которая стала узнаваемой чертой всех опытных моделей танка ИС-7. Несмотря на большую массу, танк получался достаточно компактным.

Данный эскизный проект «Объекта 260» стал основой для первого варианта танка ИС-7, который был построен в металле. Правда, уже тогда выяснилось, что спарка двигателей В-16 не была доведена советской промышленностью, испытания и доводка такого двигателя в Ленинграде продемонстрировали его полную конструкторскую непригодность. К спарке двигателей конструкторы обращались по той причине, что в стране просто отсутствовал танковый двигатель требуемой мощности – 1200 л.с. В конечном итоге для первых опытных образцов танка ИС-7 решено было использовать новый танковый дизель ТД-30, который был создан на базе авиационного двигателя АЧ-30. В ходе испытаний данный двигатель, установленный на двух первых опытных образцах, продемонстрировал свою пригодность для работы, однако по причине плохой сборки он требовал доводки.


При работе над новой силовой установкой для перспективного тяжелого танка был частично внедрен, а частично испытан в условиях лабораторий ряд важных новшеств:
— противопожарное оборудование с автоматическими термозамыкателями, срабатывавшими при температуре от 100-110° С;
— мягкие резиновые топливные баки общей емкостью 800 литров;
— эжекционная система охлаждения двигателя.

Также впервые в советском танкостроении конструкторы использовали гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, пучковые торсионы подвески, а также опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках. Всего же в процессе конструирования нового танка было изготовлено порядка 1,5 тысяч рабочих чертежей и внедрено в проект более 25 решений, которые ранее не встречались в танкостроении. К разработкам и консультациям по проекту нового тяжелого танка были привлечены 20 советских институтов и научных учреждений. В этом плане ИС-7 становился по-настоящему прорывным и новаторским проектом для советской танкостроительной школы.

Основным оружием первых вариантов танка ИС-7 была 130-мм пушка С-26, оснащенная новым щелевым дульным тормозом. Орудие отличалось высокой для такого калибра скорострельностью – 6-8 выстрелов в минуту, что достигалось за счет использования механизма заряжания. Мощным было и пулеметное вооружение, которое в дальнейшем только наращивалось. На первых двух прототипах размещалось 7 пулеметов: один крупнокалиберный 14,5-мм и шесть 7,62-мм. Специально для данного танка специалистами лаборатории Отдела главного конструктора Кировского завода был выпущен дистанционный синхронно-следящий электропривод пулеметной установки, построенный с использованием отдельных элементов аппаратуры с иностранной техники. Специально изготовленный образец турельной установки с установленными двумя 7,62-мм пулеметами был смонтирован на корме башни опытного ИС-7 и благополучно прошел испытания, обеспечив танку высокую маневренность пулеметного огня.


В сентябре-декабре 1946 года было собрано два опытных образца новой боевой машины. Первый из них собрали 8 сентября 1946 года, до конца календарного года он успел пройти на ходовых испытаниях 1000 км, по их результатам было признано, что танк отвечает заданным ранее тактико-техническим требованиям. Во время испытаний была достигнута максимальная скорость 60 км/ч, средняя скорость тяжелого танка по разбитой булыжной дороге составляла 32 км/ч. Второй образец, собранный 25 декабря 1946 года, прошел на ходовых испытаниях только 45 км.

Помимо двух опытных танков, которые были собраны рабочими Кировского завода и успели пройти испытания в конце 1946 и начале 1947 года, на Ижорском заводе были отдельно изготовлены две башни и два бронекорпуса. Они предназначались для испытаний обстрелом из современных орудий калибра 88, 122 и 128 мм. Испытания проводились на НИБТ Полигоне ГАБТУ в Кубинке. Результаты данных испытаний были положены в основу окончательного варианта бронирования новой боевой машины.

Весь 1947 год в КБ Кировского завода велась интенсивная работа по разработке проекта улучшенного варианта танка ИС-7, улучшения в конструкцию вносились, в том числе, и по результатам проведенных испытаний двух опытных машин. Новый вариант танка ИС-7 был утвержден к постройке 9 апреля 1947 года. Несмотря на внесенные в конструкцию изменения танк по-прежнему проходил под шифром «Объект 260». Проект тяжелого танка действительно многое сохранил от своих предшественников, но вместе с тем в его конструкцию было действительно внесено большое количество значительных изменений.

ИС-7: невостребованная мощь

Корпус обновленной модели стал немного шире, башня – еще более приплюснутой. Также танк получил новые гнутые борта корпуса, такое решение предложил конструктор Г. Н. Москвин. Бронирование танка было выше всяких похвал. Лобовая часть корпуса состояла из трех бронелистов толщиной 150 мм, расположенных под большими углами наклона, была реализована схема «щучий нос», уже опробованная на серийном танке ИС-3. Благодаря предложению Москвина, борта танка приобрели сложную форму, что также увеличивало защищенность машины: толщина верхних наклонных бортов корпуса составляла 150 мм, нижних вогнутых – 100 мм. Даже кормовая деталь корпуса имела бронирование 100 мм (нижняя деталь) и 60 мм сильно наклоненная верхняя деталь. Литая четырехместная башня очень больших размеров вместе с тем была крайне невысокой и отличалась большими углами наклона бронелистов. Бронирование башни было переменным: от 210 мм при суммарном наклоне в 51-60 градусов в лобовой части до 94 мм в кормовой части, при этом толщина маски орудия доходила до 355 мм.

Новшеством машин 1947 года стало еще более усиленное вооружение. Танк получил новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. 33,4-кг снаряд, выпущенный из этого орудия, имел начальную скорость 900 м/с. 130-мм танковая пушка С-70 была спроектирована в ЦАКБ (Центральное артиллерийское конструкторское бюро) специально для танка ИС-7. Это был танковый вариант созданной здесь ранее опытной 130-мм пушки корпусной артиллерии С-69. Орудие имело вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, а также оснащалось механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок. Такое решение позволяло обеспечить танку достаточно высокую скорострельность.

Специально для удаления газов из боевого отделения танка на стволе орудия был размещен эжектор, а также внедрена система продувки ствола сжатым воздухом. Новинкой для тех лет и советского танкостроения была и система управления огнем. Установленный на ИС-7 прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на заданную цель независимо от орудия, автоматическое производство выстрела и автоматическое приведение орудия к стабилизированной линии прицеливания при выстреле.


Пулеметное вооружение стало еще более внушительным. Танк получил сразу 8 пулеметов: из них сразу два крупнокалиберных 14,5-мм КПВ. Один крупнокалиберный и два 7,62-мм пулемета РП-46 (послевоенный вариант ДТ) были размещены в маске орудия. Еще два пулемета РП-46 располагались в надгусеничных полках, два других были повернуты назад и крепились снаружи по бортам танковой башни. Все пулеметы оснащались дистанционной системой управления. На крыше башни на специальной штанге располагался второй 14,5-мм пулемет. Он был оснащен опробованным на первом опытном образце синхронно-следящим дистанционным электроприводом наведения. Данная система позволяла эффективно вести огонь как наземным, так и по воздушным целям, находясь под защитой брони башни. Боекомплект танка ИС-7 состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 400 патронов калибра 14,5 мм и еще 2500 патронов для 7,62-мм пулеметов.

Экипаж тяжелого танка включал в себя пять человек, четверо из них находились в башне. Справа от орудия располагалось место командира машины, с левой стороны – наводчика. Места двух заряжающих находились сзади башни. Они также управляли пулеметами, расположенными в надгусеничных полках, в корме башни и крупнокалиберным зенитным пулеметом. Место механика-водителя располагалось в вытянутой носовой части корпуса.

Обновленный вариант танка ИС-7 отличался установкой нового двигателя. В качестве силовой установки решили использовать серийный морской 12-цилиндровый дизельный двигатель М-50Т, развивающий мощность 1050 л.с. при 1850 об/мин. Двигатель был создан на базе дизеля для торпедных катеров. Установка данного двигателя наряду с использованием 130-мм орудия также с морскими корнями превращала новый танк в настоящий сухопутный если не линкор, то точно крейсер. Для охлаждения двигателя М-50Т впервые в советском танкостроении были применены эжекторы. При этом емкость мягких топливных баков, которые производились из специальной ткани, была доведена до 1300 литров.


От электрической трансмиссии отказались в пользу механической, созданной в 1946 году совместно с МВТУ имени Баумана. Ходовая часть тяжелого танка включала в себя 7 опорных катков большого диаметра (на каждый борт), поддерживающие катки отсутствовали. Катки были выполнены двойными и обладали внутренней амортизацией. Для повышения плавности хода танка конструкторы использовали гидравлические амортизаторы двустороннего действия, поршень которых находился внутри балансира подвески.

Судьба проекта. Невостребованная мощь

Первый опытный образец тяжелого танка ИС-7 выпуска 1947 года приступил к проведению заводских испытаний 27 августа. Всего машина прошла 2094 км, после чего была отправлена на министерские смотрины. На испытаниях танк массой более 65 тонн разгонялся до 60 км/ч. По своей подвижности он превосходил не только тяжелые, но и средние танки своих лет. При этом специалисты отмечали легкость управления танком. Бронирование в лобовой части делало машину неуязвимой для немецкой 128-мм пушки, которой планировалось вооружить «Маус», а также могла защитить экипаж от обстрела своей же 130-мм пушкой С-70. Использование специального механизма заряжания позволяло довести скорострельность до 6-8 выстрелов в минуту. Для своих лет танк по совокупности характеристик был революционным, ничего подобного в мире в тот момент просто не было.

По итогам проведенных испытаний комиссия сделала заключение: ИС-7 соответствует заданным техническим характеристикам. Было построено еще 4 опытных образца, немного отличавшихся друг от друга, так как проект постоянно дорабатывался. Осенью 1948 года опытный образец №3 поступил для испытаний на НИБТ Полигон. Велась речь о строительстве первой парии из 15 боевых машин, затем в 1949 году заказ был увеличен до 50 танков. Однако данным планам так и не суждено было осуществиться. 18 февраля 1949 года на основании Постановления Совета министров СССР № 701-270сс разработка и производство в стране танков массой более 50 тонн было остановлено. Данный документ ставил крест не только на ИС-7, но и на другом тяжелом танке ИС-4. Основной претензией был большой вес танков, что усложняло их эвакуацию с поля боя и транспортировку, их вес мог выдержать далеко не каждый автомобильный мост, а количество подходящих по грузоподъемности железнодорожных платформ было ограничено. Стоит отметить, что серийные танки боевой массой более 50 тонн не строятся в нашей стране до сих пор.


Свою негативную роль в судьбе танка ИС-7 сыграл и другой тяжелый танк с инициалами советского вождя – 60-тонный ИС-4, который был создан и запущен в серийное производство на ЧКЗ в 1947 году, где его начали собирать после завершения выпуска ИС-3. Тяжелый танк ИС-4, обладавший на момент своего создания наиболее мощным среди всех отечественных танков бронированием, из-за слишком большого удельного давления на грунт (0,9 кг/см²) отличался невысокой проходимостью на местности, и не самой надежную трансмиссией. Вместе с тем его вооружение ничем не отличалось от танков ИС-2 и ИС-3. Однако наибольшим недостатком данной боевой машины была именно большая масса. Некоторые считают, что ИС-4 в некотором роде дискредитировал идею создания танков массой более 60 тонн, поэтому к еще более тяжелому ИС-7 у военных изначально существовал некоторый скепсис. Стоит отметить, что попытка обеспечить танку высочайший уровень защиты довела боевую массу ИС-7 до рекордных 68 тонн, вместо запланированных 65 тонн.

Еще одним возможным объяснением отказа от серийного производства тяжелого танка ИС-7 был просто здравый расчет и прагматизм. Зарождающаяся в тот момент времени концепция увеличения роли танков в вероятной ракетно-ядерной войне требовала от страны заблаговременного развертывания крупных танковых соединений, а значит и выпуска максимально возможного количества бронетехники еще в мирные годы. Считалось, что уже в первые две недели будущего гипотетического конфликта сухопутные войска потеряют до 40 процентов своих танков. В подобной ситуации принятие на вооружение тяжелого танка ИС-7, обладавшего сомнительными перспективами массового производства, военное руководство признало недопустимым. ЛКЗ просто не располагал тогда достаточными мощностями, а запуск производства на ЧКЗ был почти нереальным.

До наших дней сохранился один из опытных образцов танка ИС-7, единственный танк 1948 года постройки можно увидеть в коллекции музея Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Без преувеличения можно сказать, что ИС-7 был лучшим из созданных тяжелых танков в истории танкостроения, он бы не затерялся и на фоне современных ОБТ. При этом его разработка не прошла даром. Многие идеи, реализованные в ИС-7, были использованы затем при создании танка «Объект 730», принятого на вооружение под обозначением Т-10 (ИС-8).

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/41362.
https://warspot.ru/2263-is-7-titan-opozdavshiy-na-voynu.
http://alternathistory.com/tyazhelyi-tank-7sssr.
Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки // Бронеколлекция. – 1996. – № 3 (6).
Материалы из открытых источников.
Автор: Юферев Сергей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх