На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Павлов
    У Гаранта в ЭТОЙ среде полно своихнебросаемых, один другого краше. Там чистить не перечистить. Но он не Ли Куан Ю, та..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...
  • Traveller
    Как всё-таки переполнены российские ВУЗы врагами!!! Явный же поклонник Гитлера! А его именем какую-то контору называю...Дело Ивана Ильина...
  • Марина Биченова
    Все всё прекрасно знают, просто задницы друг другу прикрывают. Там кого ни возьми можно без суда, без следствия к сте..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...

Как дроздовцы штурмовали Ростов

Дроздовцы своим приходом дали Белой армии физическую возможность возобновить активную борьбу с красными и начать Второй Кубанский поход, в результате которого Кубань и весь Северный Кавказ были заняты белыми.


Битва за Ростов

3 мая 1818 года бригада под командованием полковника Михаила Дроздовского подошла к пригородам Ростова-на-Дону. Неподалеку, в Таганроге (в 70 км к западу от Ростова на берегу Азовского моря), несколькими днями ранее остановились германские войска, занимавшие западные и южные области России. Полковник Дроздовский решил опередить их и первым вступить в Ростов, чтобы захватить склады с вооружением и продовольствием. Сил у него было мало. Численность бригады дроздовцев на тот момент не превышала, по разным данным, 1,5-2 тысячи бойцов. В то время как большевики в Ростове имели 12-тыс. группировку войск, артиллерию и прикрывавший с Дона город боевой корабль, а также могли рассчитывать на поддержку отрядов вооруженных рабочих. Но дело было в том, что здесь не было боеспособных войск и авторитетных командиров, способных пресечь панические настроения. Красные так боялись и германцев, и дроздовцев, что еще 3 мая, началась паника, бегство из города, сопровождавшееся разграблением банков. Дроздовцы же были крепко спаянным, хорошо вооруженным ударным отрядом.

Передовой кавалерийский отряд дроздовцев под началом полковника Войноловича, усиленный броневиком, ворвался в Ростов в пасхальную ночь, 4 мая. С ходу был взят городской вокзал и соседние кварталы. Поначалу растерянные красноармейцы начали сдаваться в плен. Но вскоре они обнаружили, что белых мало и пошли в контратаку. Войналович погиб, авангард дроздовцев стал отходить. Дроздовский записал вскоре в своём дневнике: «Я понёс великую утрату — убит мой ближайший помощник, начальник штаба, может быть единственный человек, который мог меня заменить». Тут в бой вступили основные силы Дроздовского. Красные снова дрогнули и отступили в Нахичевань-на-Дону (тогда самостоятельный город в основном с армянским населением).

Легкая победа вызвала беспечность белых. Начали записывать добровольцев. Отряд стал очищать город от разбежавшихся и спрятавшихся красных, и просто растворился в большом городе. Управление было нарушено. 5 мая к Ростову подошел бронепоезд из Новочеркасска, под прикрытием которого красные начали переброску подкреплений - это была сохранившая боеспособность 39-я дивизия, ранее воевавшая на Кавказском фронте, гвардейский экипаж красных матросов и латышская стрелковая бригада (всего до 28 тысяч бойцов). Красные прибывали эшелон за эшелоном. Начался новый бой. Белые пытались разбить противника. Но прибывшие красные войска были хорошо организованы и боеспособны. Большой численный перевес позволял сковать белых боем и обойти с флангов. Дроздовцы, потеряв около ста человек и часть обоза, были вынуждены отходить. Дроздовский отступил к Таганрогу.

Тем временем к Ростову-на-Дону подошли германские кавалеристы. Германцы предложили свою помощь дроздовцам в штурме города. Дроздовский поблагодарил их, но помощь принять отказался. Через несколько дней (8 мая) красный Ростов сдался без боя головной дивизии 1-го германского корпуса. Красное командование, не оказывая сопротивления, бежало в Царицын. Так, закончилось существование Донской Советской Республики.

Как дроздовцы штурмовали Ростов

Броневик дроздовцев "Атаман Богаевский"

Новочеркасск. Соединение с армией Деникина

Отряд Дроздовского был в тяжёлой ситуации. Сражение за Ростов было проиграно, погибли люди. Красные, как оказалось, имели серьёзные и боеспособные силы, способные раздавить небольшой отряд дроздов. Белые не могли продолжать сражение и не знали где и в каком состоянии Добровольческая армия. Выручило известие от казаков. 6 мая к полковнику Дроздовскому прибыл посыльный от донских казаков, поднявших восстание против большевиков, которые просили его оказать помощь и дойти до Новочеркасска. Дроздовцы узнали, что Добровольческая армия выходит к границам Войска Донского.

В результате, несмотря на неудачу сражения за Ростов, наступление дроздовцев отвлекло основные силы красных от Новочеркасска, чем воспользовались казаки полковника С. В. Денисова. Они взяли Новочеркасск. Но красные перешли в контрнаступление, собрали большие силы и брали верх. После двух суток непрерывного красным удалось овладеть предместьями Новочеркасска, а казачье командование осознало, что сохранить завоёванное им вряд ли удастся. Казачьи войска не устояли и начали отступать. В этот критический момент в тылу красных оказался отряд Дроздовского. Артиллерия открыла огонь во фланг наступающим красноармейцам, броневик врезался в тылы, сея смерть и панику. Дрозды развернулись в боевые цепи. Красные войска смешались. Обнаружив неожиданную помощь, казаки воспряли духом и пошли в контратаку. Красные побежали.

Вечером 8 мая дроздовцы вошли в Новочеркасск. Таким образом, решив судьбу сражения за Новочеркасск в пользу казачьих войск генерала Денисова, дроздовцы завершили поход Яссы — Дон. А на следующий день на площади у Войскового Свято-Вознесенского собора состоялся парад отряда, который принимал донской атаман генерал П. Н. Краснов. Он на основе отряда полковника Дроздовского планировал возродить гвардейские казачьи части. Краснов предложил Дроздовскому войти в состав формируемой Донской армии в качестве Донской пешей гвардии, но тот отказался. Донские казаки не раз позже предлагали Дроздовскому обособиться от генерала Деникина, но тот решил держаться Добрармии. В это время Дроздовский был так популярен, его бригада обладала такими большими материальными возможностями, что даже мог сформировать свою армию и претендовать на самостоятельную военно-политическую роль, но не стал этого делать. Как писал Дроздовский в письме Деникину: «От разных лиц… я получал предложения не присоединяться к армии, которую считали умирающей, но заменить её. Агентура моя на юге России была так хорошо поставлена, что если бы я остался самостоятельным начальником, то Добровольческая армия не получила бы и пятой части тех укомплектований, что хлынули потом на Дон… Но, считая преступлением разъединять силы… я категорически отказался войти в какую бы то ни было комбинацию…».

Дроздовский выехал на совещание в штаб Добровольческой армии, располагавшийся в ст. Мечётинская. Там был разработан план дальнейших действий и решено дать войскам отдых, ДА — в районе Мечётинской, и отряду Дроздовского — в Новочеркасске. Дроздовский занимался привлечением в отряд пополнений, а также финансовым его обеспечением. В разные города он отправил людей для организации записи добровольцев. Работа вербовочных бюро дроздовцев была организована настолько эффективно, что 80 % пополнения всей ДА первое время шло именно через них. В Новочеркасске и Ростове Дроздовский организовал также склады для нужд армии; для раненых дроздовцев в Новочеркасске — лазарет, а в Ростове —госпиталь Белого Kреста (при поддержке профессора Н. И. Напалкова), оставшийся до конца Гражданской войны лучшим госпиталем белых. Дроздовский читал лекции и распространял воззвания о задачах Белого движения, а в Ростове его стараниями даже начала выходить газета «Вестник Добровольческой армии» — первый белый печатный орган на Юге России. В казачьей столице отряд дроздов серьёзно укрепился: ежедневно стало записываться так много добровольцев, что через 10 дней Офицерский полк развернулся из одного батальона в три, конный дивизион двухэскадронного состава был развёрнут в конный полк четырёхэскадронного состава, сапёрной и конно-пулемётной команд. Общая численность отряда возросла до 3 тыс. человек.

10 мая 1918 года в станице Мечетинская дроздовцы соединились с силами Добровольческой армии. Приказом генерал-лейтенанта Деникина от 12 (25) мая 1918 года бригада полковника Дроздовского была включена в состав Добровольческой армии. В состав бригады вошли все части, пришедшие с Румынского фронта: 2-й Офицерский стрелковый полк, 2-й Офицерский конный полк, 3-я инженерная рота, лёгкая артиллерийская батарея, взвод гаубиц. При переформировании ДА в июне 1918 года дроздовцы составили 3-ю пехотную дивизию, а сам Дроздовский стал начальником 3-й пехотной дивизии. Современники и соратники Дроздовского отмечали, что командованию ДА армии имело смысл использовать организаторские способности Михаила Гордеевича и поручить ему организацию тыла, навести там порядок, дать наладить снабжение армии или назначить его военным министром Белого движения с поручением организации новых регулярных дивизий для фронта. Очевидно, что такой способный, жесткий и решительный человек как Дроздовский мог навести порядок в тылу Белой России (а развал, разложение тыла стали одной из главных причин поражения Белой армии). Однако руководители Добровольческой армии, возможно, опасаясь конкуренции, предпочли отвести ему скромную роль начальника дивизии. Очевидно, сказалась и монархическая позиция Дроздовского. Так, начальника штаба Добрармии И. П. Романовского не устраивали своей идеологией: «они крайних монархических взглядов, среди них нет сторонников республиканской России нет». В дальнейшем начальник штаба армии относился к «монархической дивизии» крайне недоброжелательно. По этому же поводу Дроздовский поссорился с ещё одним героем Белого движения генералом С. Л. Марковым. В результате командир 1-й дивизии и один из самых популярных людей в ДА генерал Марков весьма резко заявил генералу главнокомандующему Деникину о своём и его офицеров недовольстве открытой деятельностью в армии монархистов.

Помощь дроздовцев Добровольческой армии была огромной. Сам Дроздовский стал одной из знаковых фигур Белого движения. Невероятно храбрый, инициативный и жестокий командир, он стал подлинным кумиром для многих добровольцев. Его ранняя смерть станет большой потерей для Белой армии. Но и после его смерти дроздовцы останутся ударным ядром белых, сохранят высокую боеспособность и железную дисциплину. Кроме того, приход дроздовцев почти вдвое увеличил силы ДА. Дроздовский привёл морально стойких, отлично вооружённых, снаряжённых и обмундированных бойцов. Бригада имела хорошее вооружение и отличную материальную часть: значительную артиллерию (шести лёгких орудиях, четырёх горных, двух 48-линейных, одном 6-дюймовом и 14 зарядных ящиках), около 70 пулеметов, два броневика («Верный» и «Доброволец»), аэропланы, автомобили, телеграф, оркестр, значительные запасы артиллерийских снарядов (около 800), ружейных и пулемётных патронов (200 тыс.), запасные винтовки (более тысячи) и т. д. Отряд имел при себе оборудованную санитарную часть и обоз в отличном состоянии. Всё это произвело большое впечатление на истощенных в боях добровольческие части.

Таким образом, Добровольческая армия почти удвоилась численно, значительно пополнилась оружие и матчастью. Главное — приход дроздовцев на главный театр Гражданской войны вдохнул новые силы в возглавляемую генералом Деникиным белую армию и помог казакам перейти в контрнаступление в Области Войска Донского. То есть «Дроздовский поход» стал не только ещё одним знаковым, героическим событием в летописи Белого движения (как и Ледяной поход), но дал импульс для нового этапа борьбы. Дрозды своим приходом создали благоприятные условия для создания Донской армии, дали ей физическую возможность возобновить активную борьбу с красными на Северном Кавказе и начать Второй Кубанский поход.


Соединение отряда Дроздовского с Добровольческой армией
Автор: Самсонов Александр
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх