На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Амосов
    Ничего нового. Научитесь сначала излагать свои мысли о прочитанном кратко и по существу. Не надо засорять эфир.Страсти по ГДР, п...
  • Надежда Никитина
    !!!!!!!!"Чиновники и депу...
  • Игорь Василевский
    Кем был взрощен Андропов? Неким финном, которого после его выхода на пенсию правительство наглов наградило высшим орд...Страсти по ГДР, п...

М-30 (экспозиция технического музея ВАЗа)

 

122-мм гаубица М–30

В марте 1937 года в Кремле состоялось совещание, посвященное развитию артиллерийской техники. Вме­сте с другими специалистами на него был приглашен молодой талантливый конструктор Ф. Ф. Петров,

    В числе прочих совещание обсуждало и такие во­просы:
  • - какими артиллерийскими системами следует вооружать стрелковые дивизии?
  • - какие типы орудий для этого предпочесть?
  • - какие калибры избрать?

Прописная истина — чем больше калибр, тем мощ­нее снаряд. Однако дивизионная артиллерия должна быть не только мощной, но и легкой, маневренной, подвижной, приспособленной к быстрому огневому реагированию на потребности войск в бою.

Увы, попытки создать мощные 122-мм гаубицы, от­вечающие столь высоким требованиям, успеха не при­носили. Вот и на совещании, не видя иного выхода, некоторые специалисты призывали последовать при­меру западноевропейских армий — отказаться от «неудобного» 122-мм калибра в пользу 105-мм. Моти­вировка была проста: такое уменьшение позволит создать легкое орудие, хорошо приспособленное как для механической, так и для конной тяги.

Слушая такие высказывания, Ф. Ф. Петров про себя решительно их отвергал. Мысли были буквально на­писаны на его лице, и, заметив это, К. Е. Ворошилов предложил молодому конструктору высказать свое мнение.

— Нам нужна 122-миллиметровая гаубица, — сказал Федор Федорович. — Это как раз тот главный ка­либр, который обеспечит войскам наилучшее реше­ние многих огневых задач. Будущая война — это война массовых, технически оснащенных армий. Это танки, прочные укрепления, большие глубины боевых порядков войск. Обойтись ли пехоте без мощного орудия?! А 122-миллиметровый снаряд значительно мощнее 105-миллиметрового. Считаю, что такое ору­дие можно и нужно сделать. Что касается согласова­ния таких противоречий, как мощность и легкость ору­дия, то для этого и существуют конструкторы.

Выступавший следом маршал А. И. Егоров, поддер­живая точку зрения Петрова, вспомнил боевые эпи­зоды первой мировой войны, когда немцы обстрели­вали русские блиндажи из 105-мм гаубиц, но разру­шить их не могли, В то же время русские 122-мм гау­бицы такие укрепления разрушали.

На Ф. Ф. Петрова обрушились многочисленные во­просы. Он отвечал на них столь уверенно и оптими­стично, словно требуемая гаубица уже воплотилась в металл.

"Моя активность не прошла незамеченной, — вспо­минал конструктор, — и я среди других был выдви­нут в члены Комиссии по окончательному редактиро­ванию проекта решения совещания. Однако разработку и серийное изготовление новой 122-мм гаубицы поручили не нашему — старому, а новому заводу — детищу первых пятилеток, на кото­рый для этой цели по просьбе директора, поддержан­ной И. В. Сталиным, со старых заводов и из Главного артиллерийского управления (ГАУ) было направлено по нескольку человек специалистов, я же был остав­лен на старом заводе, возглавив вскоре опытное КБ завода.

Чувствуя большую ответственность за свои высказы­вания в Кремле, я по возвращении на завод, задер­живаясь на нем до поздней ночи, используя и выход­ные дни, стал работать сперва в одиночку, а затем с привлечением нескольких других наиболее способ­ных и талантливых конструкторов: С. Н. Дернова, А. А. Ильина, П. А. Черных и А. Я. Дроздова — над проработкой многих вариантов конструктивных схем новой гаубицы".

Использование многих известных схем положитель­ных результатов не дало. Однако мы не пали духом; позабыв про отдых, недосыпая, продолжали еще бо­лее интенсивно работать над решением этой трудной, но очень важной для страны задачи, пока, собирая по кусочку-узелочку, не остановились на схеме, во­площенной в конструкцию полюбившейся войскам и хорошо послужившей нашей Родине в минувшую вой­ну 122-мм дивизионной гаубицы образца 1938 года

М – 30 - замечательное орудие обладало следующими такти­ко-техническими характеристиками:

вес в боевом положении — 2450 кг

вес снаряда — 21,76 кг

начальная скорость снаряда — 515 м/с

наибольшая дальность стрельбы — 11800 м

скорострельность — 5 — 6 выстр./мин

Орудие отличалось высокой степенью унификации (затвор был взят от 122-мм гаубицы образца 1910— 1930 годов, прицел — от 152-мм гаубицы-пушки об­разца 1937 года), технологичностью в производстве (широкое использование отливки и штамповки, про­стота и низкая стоимость деталей), удобством в об­служивании и при стрельбе.

В походном положении ствол гаубицы не отсоеди­нялся от противооткатных устройств. Для закрепления его не приходилось оттягивать назад.

Когда на позиции станины раздвигали, то рессоры при этом отключались, а сами станины автоматически фиксировались в раздвинутом положении. Весь пере­ход из походного положения в боевое занимал всего каких-нибудь 1—1,5 минуты.

С самого начала Великой Отечественной войны ору­дие великолепно зарекомендовало себя в боях. Оно не только успешно поражало противника на открытой местности и в укрытиях полевого типа, подавляло и уничтожало огневые средства, боролось с артилле­рией и минометами, но даже эффективно использова­лось против танков.

Накануне Курской бритвы советские артиллеристы получили новые кумулятивные снаряды. И как ни на­деялись гитлеровцы на свои новые бронированные машины — «тигры», «пантеры», «фердинанды», — унич­тожающий гаубичный огонь оказался сильнее их брони.

С особым блеском возможности гаубицы проявились в ходе грандиозных наступательных операций совет­ских войск. Стремясь избежать возмездия, гитлеров­ские захватчики глубоко зарывались в землю, цепля­лись за каждый удобный рубеж. Они умело исполь­зовали складки местности. Фортификационные соору­жения, накаты из бревен, бетон и металл — все шло в ход, лишь бы устоять перед катившимся с Востока стальным валом советского наступления.

В этих условиях для 122-мм гаубицы нашлось вели­кое множество работы. Она доставала врага в зем­лянках и блиндажах, сносила с лица земли бетонные колпаки, громила доты и дзоты, рушила стены зда­ний и уничтожала скопления войск, жгла бронетранс­портеры, танки и самоходки...

Орудие, по праву завоевавшее любовь и признатель­ность советских воинов, они ласково называли её Матушкой. М-30 эффективно работало на фрон­те с начала и до конца войны. Столь эффективно, что маршал артиллерии Г. Ф. Одинцов нашел возможным дать 122-мм гаубице самую превосходную характери­стику: «Лучше ее уже ничего не может быть...»

Источники:

100 вопросов 100 ответов Все об армии. выпуск 8 Москва «Молодая гвардия» 1982 г. С. 63

Д. С. Рябушкин «Мифы Доманского» Изд. АСТ Транзиткнига М. 2004 г. С. 232-233

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/9-m-30

Картина дня

наверх