На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Kislitsina
    Не помжет! Не важно откуда, важно сколько заноситьСЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...
  • Анатолий Рябенко
    В России всякие мигранты подкупили бюрократов, мордуют жителей, превращают посёлки в свои кишлаки и устраивают массов...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...
  • Александр Б
    Вы понимаете почему война на Украине будет продолжаться "вечно"? Все просто, Путин сказал, что власть должна состоять...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...

Одураченный граф

Одураченный граф



13 декабря 1939 года, в разгар так называемой "странной войны". которая далеко не для всех была странной, состоялось сражение в заливе Ла-Плата между немецким карманным линкором "Адмирал граф Шпее" и английской эскадрой в составе тяжелого крейсера "Эксетер" и двух однотипных легких крейсеров с "древнегреческими" названиями "Аякс" и "Ахиллес". "Шпее" превосходил по огневой мощи все три английских корабля, но командир британской эскадры кэптен Генри Хэрвуд решил атаковать.

Хэрвуд сделал ставку на более высокую скорость своих кораблей, намереваясь взять противника в клещи и вынудить его рассредоточить огонь на оба борта. Но капитан "Шпее", Ханс фон Лангсдорф* не поддался на эту уловку и приказал сконцентрировать стрельбу всех орудий главного калибра на "Эксетере". В результате британский флагман получил тяжелейшие повреждения, на нем были разбиты все три орудийные башни, вышло из строя рулевое управление, возникло несколько пожаров, а сам Хэрвуд получил осколочное ранение в лицо и на время потерял зрение.

Ослепший капитан приказал поставить дымовую завесу и, маневрируя машинами, выйти из боя. Лангсдорф собирался добить "Эксетер", но ему пришлось отвлечься на "Аякса" и "Ахиллеса". Эта пара "античных героев", зайдя с противоположной стороны, сумела приблизиться на дистанцию эффективного огня своих скорострельных шестидюймовок и начала всаживать в линкор снаряд за снарядом. "Шпее" получил 17 попаданий, одним из которых была уничтожена система центрального управления огнем, а еще несколько бронебойных пробили борт у ватерлинии. В корпус начала поступать вода, хотя и не в том количестве, чтобы это серьезно грозило затоплением. Тем не менее, на "Шпее" возник крен, а скорость понизилась с 28 до 22 узлов.

Но когда "Шпее", оставив в покое недобитый "Эксетер", развернул орудия на 180 градусов и перевел стрельбу на "Аякса" и "Ахиллеса", англичанам стало туговато. Одного 283-миллиметрового снаряда хватило, чтобы вывести из строя обе кормовые башни "Аякса", еще одним с крейсера снесло заднюю надстройку и грот-мачту. Тем не менее, англичане не отставали, продолжая обстреливать линкор, пока наступившая ночь не разделила противников. Незадолго до конца перестрелки Лангсдорфа, руководившего боем с открытого мостика, контузило взрывной волной и ранило осколками разорвавшегося неподалеку снаряда.

Возможно, это повлияло на адекватность его дальнейших приказов. Вместо того чтобы распорядиться уходить в открытое море, он приказал встать на якорь в нейтральном уругвайском порту Монтевидео. Там его на следующее утро заблокировали настырные "Аякс" и "Ахиллес", к которым вскоре присоединился вызванный по радио тяжелый крейсер "Камберленд". Он нес такой же набор вооружения, как "Эксетер", и в случае артиллерийской дуэли со "Шпее" ему грозила та же участь. Но до возобновления сражения дело не дошло.

Уругвайские власти сразу уведомили Лангсдорфа, что, согласно морскому праву, его корабль может оставаться в порту только три дня. Одновременно англичане несколько раз передали по радио адресованное "Аяксу" и "Ахиллесу" ложное сообщение о том, что к Монтевидео подходит сильная эскадра с авианосцем "Арк-Ройял" и линейным крейсером "Ринаун". На самом деле эти корабли были еще в двух тысячах миль, но британцы рассчитывали, что на "Шпее" радиограмму перехватят, поверят ей и сделают вывод, что прорыв невозможен.

И их расчет оправдался. Лангсдорф отбил в Берлин паническую депешу, что положение безнадежно, линкор поврежден, враг неизмеримо сильнее, а повторное вступление в бой приведет к неминуемой гибели "Шпее" вместе со всей командой. В ответ был получен приказ главкома Кригсмарине адмирала Редера - команду свезти на берег, а линкор - взорвать. 17 декабря, в последний день "законного" пребывания "Шеера" в уругвайских территориальных водах, корабль был подорван и сел на грунт неподалеку от берега.

А еще через два дня Лангсдорф узнал, что сообщение о подходе "Ринауна" с "Арк-Ройялом" было блефом. Понимая, что ему грозит по возвращении в Германию, он лег на кушетку, накрылся военно-морским флагом и пустил себе пулю в висок. А англичане могли праздновать победу, без единого выстрела принудив немцев уничтожить собственными руками один из сильнейших кораблей германского военно-морского флота. Военная хитрость и дезинформация, даже столь примитивная, порой приносит куда больше успеха, чем линкоры и авианосцы.

На заставке - "Аякс" и "Ахиллес" сквозь фонтаны взрывов отважно атакуют немецкий линкор.

* Одним из предков капитана, принадлежавшего к старинному графскому роду, был российский путешественник, дипломат и ученый, исследователь Южной Америки Григорий Иванович (Георг Генрих) фон Лангсдорф.

Одураченный граф


Одураченный граф


Линкор "Адмирал граф Шпее".

Одураченный граф


Одураченный граф


Крейсер "Эксетер". Его пластмассовую сборную модель клеили многие советские дети в 80-е годы прошлого века, не зная, что это "Эксетер".

Одураченный граф


Одураченный граф


Легкий крейсер "Ахиллес". Однотипный с ним "Аякс" выглядел аналогично.

Одураченный граф


Разбитые в бою со "Шпее" носовые орудийные башни "Эксетера".

Одураченный граф


Подорванный и полузатонувший "Адмирал граф Шпее" догорает в заливе Ла-Плата.

Одураченный граф


Носовая фигура карманного линкора.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/571435.html
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх