На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Малр у США долнов решили наращивать типа "помогая" чужим странам.Как народ США терпит придурков у власти,гипноз или о...У США готов подар...
  • федор
    Правильно ! Нечего делать там нашим ребятам, пусть эти бравые вояки ары сосут члены ….Миротворцы уходят...
  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...

Забытые герои войн. Боченков Михаил Владиславович

Известное стихотворение Александра Твардовского «Две строчки», написанное в 1943 году, стало своеобразным памятником Советско-финской войне 1939/40 годов. Последние строчки стихотворения: «На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу», знакомы практически всем. Сегодня этот простой, но очень сильный образ можно применить и к событиям совсем недалекого прошлого. Российское общество вытесняет из памяти события войны на Кавказе в середине 1990-х и начале 2000-х годов, хотя ветераны этих боевых действий достаточно молоды и живут среди нас, неся на себе груз этой незнаменитой войны.


Одним из героев второй чеченской кампании является 24-летний капитан Боченков Михаил Владиславович, который посмертно был представлен к званию Героя Российской Федерации. Он погиб 21 февраля 2000 года недалеко от села Харсеной на территории Шатойского района Чеченской Республики. В этот день в ходе столкновения с боевиками погибли три разведывательных группы из состава 2-й отдельной бригады спецназа ГРУ из Пскова.

Михаил Владиславович Боченков родился 15 декабря 1975 года в Узбекистане в городке Коканд в семье обычных служащих. С 1982 по 1990 год обучался в средней школе №76 имени Камо в столице Армении. По всей видимости, уже тогда юноша решил связать свою судьбу с воинской службой. Для этого в 1990 году он поступил в Ленинградское суворовское военное училище, в котором проходил обучение до 1992 года. Двигаясь поступательно к намеченной цели, он поступает в Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова (училище просуществовало с 1918 по 1999 год, с конца декабря 1991 года называлось Санкт-Петербургским высшим общевойсковым командным училищем). Учебу в военном вузе Михаил Боченков окончил в 1996 году с золотой медалью.

Забытые герои войн. Боченков Михаил Владиславович

Герой России Боченков Михаил Владиславович


После завершения обучения проходил службу в должности командира разведывательного взвода разведывательной роты в 45-й гвардейской мотострелковой дивизии Ленинградского военного округа, затем был командиром разведывательной роты 138-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады. Данная бригада была создана в 1997 году в процессе реформирования вооруженных сил из 45-й мсд. С мая 1999 года Михаил Боченков проходил службу во 2-й отдельной бригаде специального назначения.

В августе 1999 года произошло вторжение бандформирований с территории Чечни в Дагестан. Боевые действия на территории нескольких районов республики продолжались с 7 августа до 14 сентября 1999 года и ознаменовали собой фактическое начало второй Чеченской войны. В связи с осложнением ситуации в регионе уже в августе 1999 года руководство Вооруженных Сил Российской Федерации организовало мероприятия по усилению имеющейся в данном регионе группировки войск. Как и в Первую чеченскую войну от 2-й отдельной бригады спецназа формировался сводный отряд. В состав отряда входили по одной разведроте от каждого из трех отрядов бригады (70-го, 329-го и 700-го). Сохранялась та же штатная структура, что и в предыдущую кампанию на Кавказе, был сохранен даже порядковый номер в названии сводного соединения – 700-й отдельный отряд специального назначения.

В составе данного отряда в боевых действиях участвовал на тот момент уже капитан Михаил Боченков, который находился на Кавказе с 16 августа 1999 года. Уже в сентябре 1999 года бойцы 700-го отряда принимали непосредственное участие в боях на территории Новолакского района Дагестана, а затем участвовали в боевых действиях на территории Чеченской Республики. В дальнейшем Михаил Боченков вместе со спецназовцами принимал участие в боевых операциях, которые проводились в Буйнаксе, Урус-Мартане, Кизляре, Новолаксом и Хасавюрте.

За участие в боевых действиях Боченков Михаил Владиславович был награждена орденом Мужества, также имел почетную грамоту от Минобороны Российской Федерации. В самый канун нового года (с 1999 на 2000 год), Боченков был вызван в штаб группировки войск, где ему вручили именной наградной нож с надписью «От председателя правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина».

Зимой 2000 года федеральные войска приступили к проведению наступательной операции, основной целью которой был захват южной, нагорной части Чечни. Именно здесь в районе Аргунского ущелья находилась группировка численностью до трех тысяч боевиков, в том числе арабских наемников. Здесь сосредотачивались силы, которым удалось вырваться из Грозного и отступить в южном направлении. В гористой местности, опираясь на базы, благоприятствующую обороне местность и укрепленные села, боевики рассчитывали организовать упорное сопротивление российским войскам и сдержать их продвижение.


Михаил Боченков в центре


В ночь с 15 на 16 февраля 2000 года четыре разведывательные группы спецназа из состава 700-го отдельного отряда специального назначения выдвинулись в район населенного пункта Танги-Чу, спецназовцам была поставлена задача вести разведку в указанном районе. Одну из вышедших на задание групп возглавлял капитан Михаил Боченков. Основной задачей спецназа было выдвижение вдоль маршрутов движения главных сил мотострелковых подразделений, спецназовцы должны были обеспечивать их продвижение в горные районы Чечни и прикрывать колонны на маршрутах движения, не допуская нападения со стороны чеченских боевиков.

Местность в этом районе не располагала к передвижению техники, особенно тяжелой. Продвижение мотопехоты было затруднено, техника буквально тонула в грязи. При этом спецназовцы и пехота перемещались в горной местности практически исключительно в пешем порядке. На пятые сутки, то есть уже 20 февраля 2000 года все группы спецназа встретились. Тогда же они были перенацелены на действия в районе населенного пункта Харсеной. Задача в районе данного села не менялась, спецназ должен был занимать и удерживать господствующие высоты, для того чтобы обеспечить выход в заданный район подразделений мотострелков.

21 февраля три группы спецназа находились вместе, они объединились, так как к тому моменту у них уже практически не было связи, у раций банально сели батареи, на три группы питание оставалось только у одной рации и его старались экономить, сведя переговоры к минимуму. Накануне бойцы получили радиограмму о том, что примерно в обед 21 февраля их должен будет сменить отряд мотострелков (примерно 40 человек). Подошедшее пехотное подразделение должно было доставить вместе с собой продукты, а также обеспечить связь. Однако к назначенному времени мотопехота подойти не смогла, они продвигались очень медленно, техника постоянно вязла, поэтому пехота шла пешком, не улучшала положения и погода. В ночь на 21 февраля в этом районе шел мокрый снег.


Бойцов разведгрупп за несколько дней до гибели сфотографировала Наталья Медведева, фотокорреспондент журнала «Огонек»


В том же районе с теми же задачами действовал отряд спецназа Минюста. Позднее майор отряда специального назначения «Тайфун» Николай Евтух вспоминал, что они встретили разведчиков в районе Харсеноя, к 20 февраля у них в группах было много обмороженных и больных. Сказывались тяжелые условия выхода. К 21 февраля бойцы ходили по горной местности уже на протяжении пяти суток, физически вымотались. Гористая местность и снег осложняли передвижения, при этом ночевать людям приходилось прямо на земле в бушлатах. На себе спецназовцы переносили все необходимое имущество, в первую очередь на задание взяли как можно больше боеприпасов, далеко не каждый хотел брать с собой спальник. По воспоминаниям старшего сержанта Антона Филиппова, который входил в разведывательную группу старшего лейтенанта Сергея Самойлова, в группе спальники несли с собой только два человека.

Определенные трудности для разведчиков создавало и то, что в состав групп были введены военнослужащие от мотострелковых подразделений. Это были артиллерийские корректировщики авианаводчики, а также инженеры. Уровень их подготовки отличался от уровня подготовки спецназовцев, прикомандированные к группам вымотались в походе еще сильнее. Бойцам спецназа, в том числе и командирам, в некоторые моменты приходилось по очереди нести на себе и оружие прикомандированных.

К 21 февраля измотанные переходами по горам бойцы трех групп спецназа, у которых заканчивались запасы продовольствия и сели батареи к рациям, вышли в район высоты 947, где их должны были сменить мотострелки. Здесь они устроили привал, но вместо мотострелков в указанный район вышла группа боевиков, которая организовала засаду. В течение скоротечного боя, который, по воспоминаниям очевидцев, продолжался 15-20 минут, группы были уничтожены практически полностью. Как вспоминают выжившие и бойцы из числа мотопехоты и спецназа Минюста, лагерь которых был на горе примерно в километре по прямой от места боя (позднее, когда спецназовцы выдвинулись на место боестолкновения, они преодолели это расстояние за час), до самого конца боя было слышно, как работал пулемет Калашникова кого-то из спецназовцев.


Бойцов разведгрупп за несколько дней до гибели сфотографировала Наталья Медведева — фотокорреспондент журнала «Огонек», на заднем плане у дерева стоит капитан Боченков


День 21 февраля 2000 года навсегда стал черным днем в истории армейского спецназа России, никогда до этого за одни сутки спецназ не терял столько бойцов. В результате боя под селом Харсеной было убито 25 спецназовцев и 8 военнослужащих мотострелковых подразделений. В живых остались всего двое, среди них старший сержант Антон Филиппов, который был радистом в группе старшего лейтенанта Сергея Самойлова. Единственная работавшая рация была разбита огнем противника в самом начале боя. По воспоминаниям Филиппова, боевики атаковали группы с двух сторон, используя гранатометы и стрелковое оружие. Сам старший сержант был ранен в руку и ногу, а также получил осколочное ранение лица, которое и спасло его от смерти. Когда с сопротивлением спецназовцев было покончено, боевики вышли на поляну у высоты и добили раненых, Филиппова она посчитали погибшим, так все его лицо было залито кровью. Вторым выжившим был военнослужащий мотопехоты, который получил три пулевых ранения и был контужен.

На счет этого боя сегодня существует две версии. Официальная, которая была представлена в газете Министерства обороны «Красная Звезда», и неофициальная, которая содержится в литературе, посвященной действиям отечественного спецназа в горячих точках, а также в воспоминаниях очевидцев данной трагедии, которые сегодня при желании можно найти в интернете. Познакомиться со всеми трактовками событий вы можете сами. В сухом остатке можно констатировать, что противник застал разведчиков врасплох на невыгодных для обороны позициях, к этому моменту они были вымотаны пятью сутками переходов по труднопроходимой горной местности, сказалось и чувство расслабленности, они ожидали скорой смены и считали, что их вывели на безопасное место. Вокруг действительно были свои, спецназ Минюста и четвертая разведывательная группа их непосредственных коллег, которые занимали соседние высоты. Несмотря на все обстоятельства, разведчики приняли бой и вели его до исчерпания всех возможностей обороны и собственных сил, ни один из них не отступил.

По результатам боя 21 февраля 2001 года 22 погибших рядовых и сержанта 2-й отдельной бригады специального назначения были посмертно представлены к ордену Мужества, три офицера, командиры групп капитаны Калинин, Боченков и старший лейтенант Самойлов были посмертно представлены к званию Героя Российской Федерации. На основании указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2000 года № 1162 Михаилу Владиславовичу Боченкову за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооружённых формирований на территории Северного Кавказа было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Здесь необходимо сделать важную ремарку. По воспоминаниям сослуживцев, будучи холостяком, капитан Михаил Боченков добровольно остался в Чечне на второй срок, хотя его командировка уже закончилась. Он переживал, что на его место пришлют семейного офицера с детьми..

По материалам из открытых источников
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх