На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...
  • Фил
    Судя по морде, этого идиота при рождении уронили на пол. И скорее всего, не один раз.Эстония планирует...

Всемирная торговая война: Как обирают наших граждан ради продажи ресурсов

Всемирная торговая война: Как обирают наших граждан ради продажи ресурсов
Фото: Aleksey Ivanov / Shutterstock.com, www.globallookpress.com

Постоянный рост экспорта, насытивший страну валютой, оказался не только тормозом на пути развития экономики, но и серьезнейшим фактором риска

Несмотря на не раз декларированный прогресс в межгосударственных переговорах, «торговая война» в мире становится все более ожесточенной. Соединенные Штаты после прихода к власти Дональда Трампа за несколько месяцев поменяли многолетнюю экономическую парадигму: вместо экономической поддержки политических союзников через разного рода соглашения о свободной торговле они сосредоточились исключительно на защите собственных интересов, в том числе и от тех самых союзников.

Сперва «повезло» только Канаде и Мексике: Трамп вроде бы позволил им действовать заодно с США. Но потом рост пошлин распространился и на ближайших соседей экономического гиганта.

Памяти ВТО

То, что новые таможенные правила США никак не сочетаются с нормами ими же созданной и контролируемой Всемирной торговой организации (ВТО), Трампа не волнует. Маневр не новый: в конце концов, 100 лет назад Соединенные Штаты инициировали создание Лиги наций, а потом сами же отказались в нее вступать. Американская экономика выдержит, а вот для России фактический распад ВТО будет иметь очень серьезные последствия. Потому что вожди российской экономики сделали в своей время слишком серьезную ставку на этот союз – и сейчас с изумлением наблюдают, как карета превращается в тыкву.

Правила и философия ВТО чрезвычайно выгодны нынешней России. Эта организация изначально ориентирована в первую очередь на поддержку экспорта, то есть на глобализацию мировой торговли и, как следствие, экономики. Снижение таможенных барьеров – вот на что клюнула Россия, ведь это выгодно странам с положительным торговым сальдо (доминированием экспорта над импортом).

Фото: www.globallookpress.com

Соглашаясь на условия ВТО, мы теряли на своих импортных пошлинах, но выигрывали на снижении этих пошлин для наших товаров в других странах.

Отдельно отметим, что теряло государство (взимать пошлины – дело федеральное), а выигрывали частные компании, пусть и порой формально аффилированные с государством.

Но что такое положительное сальдо? Хорошо это или плохо?

Продажи как фетиш

Уверенность в плюсах положительного сальдо пришла к нам из 1930-х годов, когда все еще молодой Советский Союз рвался доказать миру свою состоятельность. А есть ли более увесистый аргумент, чем продажа своих товаров взыскательным капиталистам? Кроме того, экспортные контракты дореволюционной России были давно списаны, большинство буржуазных спецов покинули страну или переехали на метр-полтора под землю, производство пришлось создавать заново. Так что экспорт требовался не только для гордости, но и для получения хоть какой-то валюты, позволявшей, в свою очередь, осуществлять необходимые для развития производства закупки. Постепенно слово «валюта» стало в стране священным. И до сих пор превалирование экспорта над импортом является предметом гордости наших чиновников.

Между тем США, Великобритания, Канада, Австралия, Турция, Саудовская Аравия – страны с очень разным укладом экономики – занимают шесть первых мест в мире по размеру отрицательного торгового баланса. При этом в пяти из них уровень жизни намного выше, чем в России, а в Турции такой же. Причем в некоторой степени за наш, российский счет. Понятно, что США в этом списке занимают особое место, ибо их валюта – продукт возобновляемый, обеспеченный ядерным оружием, ковровыми бомбардировками и «морскими котиками». Но опыт других государств показывает, что совсем не обязательно продавать больше, чем покупаешь.

Россия. Хакасский алюминиеввй завод, принадлежит РУСАЛу. Фото: www.globallookpress.com

Интересно, что наше положительное сальдо (десятое в мире, лидер – Германия) в известной степени дутое. Ведь в бравурные отчеты по размерам экспорта включаются и те контракты, по которым оплата не поступит никогда. Сотрудничество с Кубой, Венесуэлой, КНДР, Бангладеш, той же Турцией (спасибо еще, что входящая в Таможенный союз Белоруссия обычно проходит по другим статьям) – это нечто среднее между спонсированием друзей и откровенной раздачей милостыни. Российское предприятие поставляет товар, российский банк дает покупателю кредит на его оплату, деньги уходят из банка, поступают на счет покупателя… А дыру в бюджете банка потом закроет государство. Что характерно, тоже российское.

Еще один неприятный нюанс – в отличие от также заточенных под экспорт Германии или Китая, мы гоним за рубеж практически только ресурсы. В Топ-20 крупнейших компаний-экспортеров России за 2016 год (данные по 2017-му еще не консолидированы) – нет ни одной, производящей высокотехнологичную продукцию с серьезной добавленной стоимостью. «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» – на фоне первой четверки даже занявший пятое место «Русал» кажется чуть ли не «Майкрософтом». И удивительно ли, что именно эту компанию наши зарубежные партнеры первым делом прибили на новом витке санкций?

Обратная сторона Китая

Если США не смогут экспортировать свою продукцию, это будет существенный удар по экономике, но и только. Производители постепенно перестроятся на внутреннее потребление.

А вот ориентированные на экспорт страны – заложники чужой таможенной политики. Если Китай завтра потеряет возможность экспортировать товары, его население мгновенно окажется в полной нищете. Дешевая электроника, пластиковые игрушки и американские флаги – отличные экспортные позиции, но питаться ими трудно. Уровень жизни в стране растет, но он все еще очень низок. В еще большей степени это относится к России, которая, в отличие от Китая, экспортирует в основном сырье, а не конечный продукт. Сделав своим фетишем рост экспорта, мы подставили корабль своей экономики незащищенной кормой под пушки торговых войн. И было очень наивно надеяться, что благородные партнеры России этим не воспользуются.

Анатомия китайского чуда состоит в исключительно низкой до недавних пор стоимости труда. Фото: www.globallookpress.com

Ориентированная на экспорт экономика выглядит куда менее эффектно, чем заточенная под внутреннее потребление – именно на этом основан миф о всемогуществе Китая. А ведь половина населения этой страны не имеет права на пенсии, сотни миллионов крестьян живут буквально на подножном корму, экономические особенности породили колоссальный гендерный дисбаланс. Анатомия китайского чуда состоит в исключительно низкой до недавних пор стоимости труда, а также в охраняемой законом свободе предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Как только уровень жизни, а с ним и стоимость труда подросли, Китай также стал зависим от иностранных ввозных пошлин.

Пошлины на российские нефть и газ пока не повышают – это все-таки продукт первой необходимости для Европы, – но остальной, особенно несырьевой наш экспорт душить уже начали.

Вернуться домой

Чтобы экономика нашей страны была стабильной, а благосостояние ее росло, нам следует переориентироваться в первую очередь на насыщение внутреннего рынка российским товаром. Пусть даже в ущерб цифрам валового внутреннего продукта. Не стоит верить тем, кто считает, что рост ВВП через продажу углеводородов и последующий вывод этих денег из страны делает Россию процветающей. Если бы это было действительно так, Европа бы уже переориентировалась на ближневосточные энергоносители – обогащение России в планы этих господ никогда не входило.

Уровень ВВП, в том числе на душу населения, вообще не должен быть фетишем – разве что с учетом паритета покупательной способности, да и то далеко не всегда.

Россия спонсирует окружающие страны за счет своих граждан – экспортирует сырье, импортирует готовый товар, но разница оседает за границей. Фото: www.globallookpress.com

Нам возразят, что внутренний рынок в России невелик: и людей у нас не то чтобы очень много, и уровень их доходов оставляет желать лучшего. Действительно, медианная зарплата в России лишь слегка превысила 25 тысяч рублей, и даже если считать теневые доходы, можно смело утверждать: более 50% работающих в России людей получают на руки меньше 30 тысяч в месяц. Если вы, уважаемый читатель, – московский офисный работник профессии «подай-принеси за 70 тысяч», на минутку просто забудьте о своих проблемах.

Но ведь главная причина этого низкого уровня – как раз недостаток в России достойного производства. Переработки нефтепродуктов, леса, рыбы, зерна. Мы спонсируем окружающие страны за счет своих граждан – экспортируем сырье, импортируем готовый товар, но разница оседает за границей, заводы работают за границей, зарплаты платятся за границей. В результате, как только политическим решением нам повышают пошлины и затрудняют экспорт, мы теряем и возможности импорта. А значит, население может остаться без самого необходимого.

В поисках суверенитета

И тут встает вопрос – а независима ли вообще современная Россия, или это лишь элемент мирового пасьянса, который раскладывают люди, говорящие на совершенно других языках? Можно ли всерьез говорить о суверенитете страны, которая наполняет бюджет через торговлю ресурсами, в том числе невосполнимыми? Можно ли всерьез говорить о суверенитете страны, которую легко ввергнуть в бедность и хаос одним лишь ограничением ее экспорта? Можно ли всерьез говорить, черт возьми, о суверенитете страны, падающей ниц перед разноцветными толпами иноземных футбольных болельщиков?

Может быть, хватит уже бредить положительным сальдо и валютными счетами? Хватит обогревать Европу и спонсировать турок? Не лучше ли накормить собственное население нормальными отечественными продуктами, одеть его в отечественную одежду, организовать производство действующих отечественных лекарств? Казалось бы, кому в России это может быть невыгодно?

Ответ прост: руководству сырьевых концернов – государственных и частных. Эти люди никогда добровольно не отдадут свое право гнать российские ресурсы за рубеж по самому короткому пути, прикрываясь выплатой в бюджет НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых. И государственным структурам это тоже удобно: легкие деньги, не надо работать над условиями для создания производства, не надо хватать за руку собственных обнаглевших племянников, отжимающих чужой бизнес, вообще не надо думать.

Обирание собственных граждан ради безмятежной распродажи ресурсов – очень опасный путь, делающий Россию еще более зависимой от окружающих государств.

Мятежный молодой поэт Петр Вяземский, получив огромное наследство, в рекордные сроки промотал его с немалой помощью друзей и женщин, после чего был вынужден пойти на службу столь ненавистной прежде системе. Постсоветская Россия и талантом, и судьбой очень напоминает незабвенного Петра Андреевича.

Кому служить будем?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх