На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • radiofree RF
    Если у Делягину не прислушиваются,то к народу ,те более.Михаил Делягин: Р...
  • Станислав Магдалинов
    Что так поздно надумал?А когда дай бог наши дойдут до мостов,те и сами взорвутСтало ясно, как З...
  • Станислав Магдалинов
    Чисто бизнэс,никакого милосердияСтало ясно, как З...

«Ледокол» в воздухе – миф о «неуязвимом» ТБ-7 как абсолютном оружии

Как Сталин перед войной «отказался» от «ядерной ракеты» и не «предотвратил войну»

В потоке военно-исторической дезинформации, буквально обрушившемся на отечественного читателя в последние десятилетия, особое место занимают творения Виктора Резуна (с поразительной душевной простотой избравшего псевдоним Суворов). Мог бы и Александром Филипповичем Македонским себя именовать.

Главное «открытие» Резуна буквально повторяет линию защиты германских подсудимых на Нюрнбергском процессе – Гитлер 22 июня 1941 года лишь нанес превентивный удар, вовремя упредив наступление Красной Армии, которое якобы должно было начаться 6 июля 1941 года.

К сожалению, «открытие» это нашло своих сторонников и старательно тиражируется «резуноподражателями», не замечающими откровенной анекдотичности его «доказательств».

Попробуем разобраться в приводимых творцом «ледокольной» версии аргументах. Поскольку приводит их автор великое множество, рассматривать их следует последовательно. Итак, одно из «доказательств» сформулировано во 2-й главе «Почему Сталин уничтожил свою стратегическую авиацию?» книги «День М: Когда началась Вторая мировая война?».
Само название главы буквально ошарашивает – оказывается, Сталин ее уничтожил? А ведь, по Резуну, «Сталин мог предотвратить войну. Одним росчерком пера». Вот, оказывается, как можно войну предотвратить.

Пять тысяч тонн на столицу агрессора

При прочтении главы выясняется, что речь идет о тяжелом бомбардировщике ТБ-7 (впоследствии был переименован в Пе-8). Резун приводит крайне лестные отзывы специалистов об этой и в самом деле замечательной машине, например, авиаконструктора В. Шаврова: «Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы». (История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950.). И такие свидетельства Резун приводит во множестве. На этом основании делается потрясающий вывод:

«Имея тысячу неуязвимых ТБ-7, любое вторжение можно предотвратить. Для этого надо просто пригласить военные делегации определенных государств и в их присутствии где-то в заволжской степи высыпать со звенящих высот ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТОНН БОМБ. И объяснить: к вам это отношения не имеет, это мы готовим сюрприз для столицы того государства, которое решится на нас напасть. Точность? Никакой точности. Откуда ей взяться? Высыпаем бомбы с головокружительных высот. Но отсутствие точности восполним повторными налетами. Каждый день по пять тысяч тонн на столицу агрессора, пока желаемого результата не достигнем, а потом и другим городам достанется. Пока противник до Москвы дойдет, знаете, что с его городами будет? В воздухе ТБ-7 почти неуязвимы, на земле противник их не достанет: наши базы далеко от границ и прикрыты, а стратегической авиации у наших вероятных противников нет... А теперь, господа, выпьем за вечный мир...

Так могли бы говорить сталинские дипломаты, если бы Советский Союз имел тысячу ТБ-7. Но Сталин от тысячи ТБ-7 отказался... Можно ли понять мотивы Сталина? Можно. Если перевести тысячу ТБ-7 на язык шахмат, то это ситуация, когда можно объявить шах неприятельскому королю еще до начала игры, а если партнер решится начать игру, — ему можно объявить мат после первого хода. Если пять тысяч тонн бомб, которые ТБ-7 могли доставить одним рейсом, перевести на язык современной стратегии, то это — ПЯТЬ КИЛОТОНН. Это уже терминология ядерного века. Если пяти килотонн недостаточно, то за два рейса можно доставить десять. А двадцать килотонн — это то, что без особой точности упало на Хиросиму.

Тысяча ТБ-7 — это как бы ядерная ракета, наведенная на столицу противника. Мощь такова, что для потенциального агрессора война теряет смысл.

Итак, одним росчерком сталинского пера под приказом о серийном выпуске ТБ-7 можно было предотвратить германское вторжение на советскую территорию».

Все очень просто, как апельсин. Построй СССР тысячу отличных дальних бомбардировщиков ТБ-7 – и он был бы неуязвим, германское вторжение было бы с гарантией предотвращено.

Один росчерк сталинского пера – и все, нет никакой немецкой угрозы. А он не построил, тиран противный, ограничившись выпуском нескольких десятков ТБ-7.

В СССР действительно предпочли основные усилия сосредоточить не на производстве дальних бомбардировщиков, а на изготовлении штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков – «авиации поля боя». Самый массовым советским самолетом времен Второй мировой войны стал штурмовик «Ил-2» - всего было изготовлено 36163 этих «летающих танков». Относительно скромные возможности советской АДД – авиации дальнего действия, также использовались, прежде всего, в интересах сухопутных войск. Время от времени АДД наносила удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцину, Будапешту, Хельсинки, имевшие, прежде всего пропагандистское, морально-политическое значение.

Неуязвимых самолетов не бывает

Проста логика двенадцатилетнего мальчика, не понимающего, почему нельзя построить самую большую в мире пушку и издалека перестрелять всех врагов, или спокойно разбомбить их с заоблачных, недоступных высот. Глупые же эти взрослые, до такой очевидной вещи не додумались. Резун не допускает и мысли о том, что противник тоже может не сидеть, сложа руки, что он способен предпринять соответствующие меры противодействия, то есть начать создание высотного истребителя и мощных зенитных орудий, способных бороться с ТБ-7 на больших высотах.

Рассказывая о том, как успешно возили на ТБ-7 в Англию Молотова как о доказательстве «неуязвимости» самолета, Резун «забыл» рассказать, как во время войны гибли и от действий немцев, и в катастрофах экипажи этих в самом деле прекрасных машин.

Вот что сказано лишь об одном из налетов на Берлин (в ночь с 10 на 11 августа 1941 года) в мемуарах Главного маршала авиации А. Е. Голованова «Дальняя бомбардировочная...»: «Девять ТБ-7 и девять ЕР-2 должны были нанести удар по Берлину, но по разным причинам до цели дошли только четыре ТБ-7 и три ЕР-2. На свой аэродром вернулся один самолет». Вот и вся «неуязвимость», которой на войне и быть не может. Как там у некремлевского мечтателя Резуна – «по пять тысяч тонн на столицу агрессора»? А ежели агрессору это сильно не нравится и он стреляет? И лишь одна машина из восемнадцати возвращается на аэродром?

Затем Резун, как бывший военный, должен бы понимать, что между понятиями «построить тысячу самолетов» и «послать тысячу самолетов одновременно в полет» существует огромная разница. Во-первых, в процессе освоения и эксплуатации летным составом новых машин какая-то часть из них неизбежно разобьется, придет в негодность. Во-вторых, определенный процент поступающих в ВВС самолетов придется выделить не для боевых, а исключительно для учебных целей. Без обеспечения летных училищ и запасных полков новой техникой обойтись в принципе невозможно, на чем же без этого летчики учиться будут? В-третьих, даже из находящихся в составе боевых летных полков машин определенная часть всегда по каким-то причинам находится в неисправном, «небоеготовом» состоянии. В-четвертых, самым анекдотичным из резуновских рассуждений является тезис о возможности заветную тысячу самолетов посылать на вражескую столицу каждый день.

Попробуйте представить себе экипаж, способный каждый день (на самом деле каждую ночь) летать с территории СССР на Берлин. Да ведь это люди, а не роботы железные. Да и у тех от такой невероятной нагрузки блоки бы расплавились. В реальности 1941 года каждый такой полет был подвигом, за один такой вылет по приказу Сталина каждому члену экипажа две тысячи рублей выплачивали, за несколько звание Героя присваивали. Полетав по-резуновски – каждый день в течение трех месяцев, можно было бы Золотыми Звездами всю грудь заполнить.

Таким образом, для того, чтобы резуновская тысяча ТБ-7 одновременно поднялась в воздух и доставила к цели, в данном случае в Германию, пять килотонн, произвести надо было бы гораздо больше тысячи самолетов такого типа, подготовить несколько тысяч сменных экипажей. Но, допустим, в СССР пошли на это. Разумеется, в ущерб выпуску других типов самолетов: штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков. Создав тысячи ТБ-7 (чрезвычайно сложных в производстве) за счет не построенных самолетов других типов, например, штурмовиков Ил-2, способных оказать сиюминутную помощь наземным войскам, или истребителей Яковлева и Лавочкина. Ценой огромных затрат получили возможность доставить разом заветные 5 килотонн в Германию и сбросить их там. И что в результате – германская промышленность развалится, вермахт без техники и боеприпасов останется, Гитлер резко возжаждет мира? Да ничего подобного. Ведь англо-американцы и без нас несколько лет с нарастающей силой подвергали Германию таким сверхмассированным бомбардировкам, на фоне которых резуновские 5 килотонн легкими щелчками кажутся.

Овчинка выделки не стоила

«В 1942 году главным новым событием стали рейды «1000 бомбардировщиков», которые получили широкое одобрение, …удалось … в ночь на 30 мая послать на Кельн 1046 бомбардировщиков. В результате этого налета было опустошено 600 акров площади города (гораздо больше, чем за 1346 вылетов против Кельна в предшествующие десять месяцев)…. 956 самолетов — были направлены на более трудный объект — Эссен… 26 июня 904 бомбардировщика, в том числе 102 из Берегового командования, атаковали крупный порт Бремен и авиационный завод фирмы «Фокке-Вульф», - писал английский историк Лиддел Гарт в своем фундаментальном исследовании «Вторая мировая война».

И что же из всего этого получилось? Чего добились тысячи английских бомбардировщиков? А вот чего. «Однако при ретроспективном рассмотрении становится ясно, что результаты английских бомбардировок значительно преувеличивались. В действительности же ущерб, нанесенный германской промышленности, оказался ничтожным. В 1942 году производство вооружения в Германии увеличилось почти на 50%. Нефтеперерабатывающая промышленность, самое слабое звено Германии, почти не пострадала, а выпуск самолетов резко возрос», - констатировал британский историк. «Хотя мы постепенно и добились столь необходимой нам точности попадания в ночных условиях, военная промышленность Германии и моральная сила сопротивления ее гражданского населения бомбардировками 1942 года сломлены не были. Мы недооценили силу немецкого народа», - заявил по этому поводу Уинстон Черчилль. Как же так – бросают на один объект бомбы то 1046, то 956, то 904 стратегических бомбардировщика, а ущерб немецкой промышленности, уверенно наращивающей выпуск военной продукции, оказывается ничтожным?

Да ведь, согласно Резуну, эта самая тысяча дальних бомбардировщиков – панацея от всех бед, «пока противник до Москвы дойдет, что с его городами будет?». Известно что - германские города будут гореть и разрушаться, а выпуск продукции нарастать, вермахт будет воевать. Именно так обстояли дела во время Второй мировой войны.

Бомбежки 1942 года – еще разминка по сравнению с тем воздушным Апокалипсисом, который англосаксы устраивали в Германии в 1943-1945 годах. Вот как тот же Лиддел Гарт описывал так называемую «битву за Берлин»: «Эта битва продолжалась с ноября 1943 года по март 1944 года. Ее поощрял Черчилль. На столицу Германии было совершено 16 крупных налетов, а также 12 налетов на другие важные объекты, в том числе на Штутгарт, Франкфурт и Лейпциг. Всего было сделано более 20 тыс. самолето-вылетов… Ни Германия, ни Берлин не были поставлены на колени, а потери англичан настолько возросли, что пришлось прекратить налеты. Потери достигли 5,2%, а ущерб от бомбардировок не шел ни в какое сравнение с ущербом, причиненным Гамбургу или Эссену. Моральный дух летчиков бомбардировочной авиации резко упал, да и не удивительно, поскольку англичане потеряли 1047 бомбардировщиков, а 1682 самолета получили повреждения».

По Резуну, для ударов по Берлину и полной безопасности СССР было достаточно тысячи дальних бомбардировщиков. В реальности англичане только за несколько месяцев потеряли над столицей рейха 1047 машин (!), да еще 1682 году были повреждены, но «ни Германия, ни Берлин не были поставлены на колени». При этом авиация союзников ни в 1943 году, ни в какие-либо другие годы отнюдь не ограничивалась бомбардировками одного только Берлина. «Среди многочисленных налетов этого периода войны особенно выделяется массированный многодневный налет трех тысяч бомбардировщиков на Гамбург в конце июля — начале августа 1943 года. В течение 9 дней было совершено 4 ночных, 3 дневных и множество беспокоящих налетов. Было сброшено 9 тыс. различных бомб, главным образом легких зажигательных, и тяжелых воздушных мин, предназначенных для разрушения целых кварталов. Как и все налеты на города, это был открытый террористический налет, имевший целью произвести как можно больше разрушений в густо застроенных жилых районах. Этот «звездный налет» английских ВВС на миллионный город, стоивший ему 40 тыс. человеческих жизней и уничтоживший 4/5 всей жилой площади, означал как для наступающих, так и для обороняющихся, что в воздушной войне произошел значительный сдвиг», - вспоминал немецкий генерал-майор пожарной охраны Ганс Румпф. (Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных).

А вот как английский историк Фуллер описал совместные англо-американские бомбардировки Дрездена, начавшиеся 13 февраля 1945 года: «В первую ночь 800 английских бомбардировщиков сбросили 650 тыс.

зажигательных бомб вперемежку с четырех- и двухтонными фугасными бомбами. На следующий день американцы предприняли налет на город армадой, насчитывавшей 1350 бомбардировщиков и 900 истребителей сопровождения, и повторили его еще раз 15 февраля 1100 бомбардировщиками. В это время город был наводнен тысячами беженцев, пытавшихся спастись от армий маршала Конева. Началась ужасная кровавая бойня: 25 тыс. человек было убито, 30 тыс. ранено, центральная часть города на площади 15 км. была совершенно разрушена, 27 тыс. жилых домов, 7 тыс. административных зданий превратились в развалины». И это лишь эпизоды, пусть значительные, из гигантской воздушной войны, которую ВВС Великобритании и США вели против Германии. Как раз по Резуну и даже круче – не тысячами, а десятками тысяч дальних бомбардировщиков. А результативность ее - более чем спорная. И не то, что пяти, а десятитонные бомбы сбрасывали. И свой малоуязвимый самолет – бомбардировщик «Москито» - у англичан был, не говоря уже о знаменитых американских «летающих крепостях» Б-17 и многих хороших самолетах других типов.

Построй СССР вдобавок к американским и английским десяткам тысяч (одних «крепостей» американцы свыше 12 тысяч произвели) дальних бомбардировщиков свою тысячу ТБ-7, сбрось на Гамбург или Берлин свои тысячи тонн вдобавок – это лишь добавило бы развалин в этих и без того разрушенных городах. Разве что на несколько процентов увеличился бы малорезультативный бомбовый дождь, падающий на Германию. Ценой отсутствия над линией советско-германского фронта тысяч штурмовиков, истребителей и пикировщиков, создатели коих трудились бы над изготовлением тысячи ТБ-7.

Да ведь рисуя красочную картину воздушного сокрушения агрессора, Резун всего лишь популярную до начала Второй мировой войны доктрину итальянского генерала Дуэ пересказывал. Очень убедительно она тогда воспринималась. Одна беда – Вторая мировая война показала ее полную несостоятельность. Да и не только она. Сколько килотонн американцы, например, на Северный Вьетнам сбросили?

А результат все тот же, как и в Германии – города в развалинах, деревни сгорают дотла, но на юг год за годом по «тропе Хо Ши Мина» движется поток подкреплений, оружия и боеприпасов… Можно лишь удивляться человеческой способности воспринимать самую завиральную теорию, лишь бы она сопровождалась эффектным оформлением. Нет, наверное, в России интересующегося историей Второй мировой войны человека, не знающего о том, как почти безрезультатно несколько лет утюжили германские города англо-американцы. Но кто-нибудь из таких людей обязательно «купится» на сказку о том, что можно было что-то принципиально изменить самим, пойдя по этому, ничего не давшему пути. Хочется и взрослым верить в чудо-оружие, владея которым можно ничего не бояться, остается лишь предлагать потенциальному противнику – «выпьем за вечный мир».

Максим Кустов
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/35555

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх