На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Если такие,как на фото,то и фуй с ними.Боевые женщины Зе...
  • Nikolay Zakharov
    СВО это гражданская война, участием и помощью Антанты( Гейропа и США).Страсти по ГДР, п...
  • Зоя Копань
    Да флаг им в руки, одно успокаиваивает, что границы с этим государством нет! Посмотрим как запоют, когда хитропродума...Британцы подклады...

«Александр Обухов»: первый корабль большой серии

9 декабря в г. Кронштадт состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новейшем корабле, переданном военно-морскому флоту. В состав флота включен головной базовый тральщик проекта 12700 «Александрит». Корабль БТ-730 «Александр Обухов» успешно прошел все испытания и теперь передан заказчику. Новейший тральщик имеет ряд характерных черт, благодаря которым сможет заметно повлиять на ситуацию в области противоминной обороны. Кроме того, начало полноценной службы этого корабля является первым шагом в планируемой продолжительной программе перевооружения минно-тральных сил.


В силу определенных причин в последние десятилетия отечественные минно-тральные силы сталкивались с серьезными проблемами. Прежде всего, отсутствовала возможность полноценного перевооружения и обновления материальной части. В дальнейшем ситуация изменилась, что и привело к началу строительства тральщиков проекта 12700. Несколько дней назад этот проект дал первые практически значимые результаты – судостроительная промышленность передала заказчику головной корабль, на котором был поднят флаг военно-морского флота. В будущем планируется провести еще несколько торжественных церемоний подъема флага на новейших тральщиках.


Базовый тральщик БТ-730 "Александр Обухов" во время церемонии поднятия флага. Фото Bmpd.livejournal.com


Противоминная оборона сохраняет свой приоритет, что планируется учитывать при дальнейшем развитии надводных сил флота. Согласно текущим планам, оглашенным 9 декабря главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Королевым, в ближнесрочной перспективе планируется построить и принять в строй еще шесть кораблей типа «Александрит». В дальнейшем строительство кораблей противоминной обороны продолжится. В более отдаленном будущем планируется пополнить состав флота четырьмя десятками кораблей такого назначения. Принятый в состав флота «Александр Обухов» является первым шагом в деле реализации таких планов.

Проект базового тральщика 12700, шифр «Александрит», разрабатывался в прошлом десятилетии Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Эта организация имеет большой опыт проектирования надводных кораблей различных классов, который планировалось использовать при создании нового проекта. Кроме того, в рамках создания нового корабля конструкторам пришлось изучить некоторые новые технологии. То же касается и предприятия, которому предстояло заняться строительством тральщиков. В качестве площадки для строительства перспективных кораблей был выбран Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, г. Санкт-Петербург).

Подготовка к строительству головного корабля, позже получившего имя «Александр Обухов», началась еще в 2007 году. Официальная закладка произошла только в сентябре 2011-го. В середине 2014 года, после нескольких изменений графика, головной тральщик спустили на воду. Достройка продолжалась до весны 2016 года, после чего корабль вышел на ходовые испытания. В течение нескольких месяцев корабль проходил все необходимые проверки, после которых был принят в состав военно-морского флота. Торжественная церемония поднятия флага, с которой официально началась служба «Александра Обухова», состоялась несколько дней назад.


Корабль 9 декабря 2016 г. Фото Bmpd.livejournal.com


Проект «Александрит» разрабатывался с заделом на будущее, из-за чего в нем было решено использовать ряд новых идей и технологий. Самым заметным нововведением проекта, ранее не получившим широкого распространения в отечественной практике, стало использование монолитного стеклопластикового корпуса. При содействии ряда смежных предприятий СНСЗ освоил выпуск крупногабаритных конструкций, выполняемых методом т.н. вакуумной инфузии. В специальной матрице из листов стеклоткани формируется изделие требуемой формы и габаритов. В настоящее время такой технологией изготовления корабельных корпусов в нашей стране владеет только Средне-Невский судостроительный завод. Кроме того, СНСЗ является единственным в мире предприятием, способным сделать стеклопластиковый корпус длиной до 80 м.

В предыдущих проектах тральщиков корпуса предлагалось изготавливать из маломагнитных сталей. Проект 12700 подразумевает использование новых материалов, дающих определенные преимущества. Стеклопластиковый корпус легче и прочнее стального. Также обеспечены некоторые преимущества с точки зрения живучести. Заявлено увеличение срока службы. Таким образом, при определенной сложности изготовления, корпус корабля новой конструкции имеет большие преимущества перед существующими, а также больше приспособлен к использованию в сфере противоминной обороны. Такому применению корабля способствует снижение уровня физических полей и повышение взрывостойкости корпуса.

Проектом 12700 «Александрит» предлагается строительство базового тральщика, способного работать в ближней морской зоне. Главной задачей таких кораблей должны стать поиск и уничтожение морских мин в акваториях вблизи баз военно-морского флота или в иных районах ближней морской зоны. В соответствии с таким предназначением был сформирован общий облик корабля и состав специального бортового оборудования. Следует отметить, что в новом проекте были предложены несколько оригинальных идей, ранее не использовавшихся на отечественных тральщиках. В частности, одним из средств поиска опасных объектов должны быть телеуправляемые и автономные подводные аппараты.


Спуск "Александра Обухова" на воду, 27 июня 2014 г. Фото "Средне-Невский судостроительный завод" / snsz.ru


Тральщик типа «Александрит» имеет длину 61 м при ширине не более 10,3 м и осадке до 3 м. Водоизмещение корабля, по разным данным, достигает 900 т. Корабль получает корпус, изготовленный по перспективной технологии, и отличающийся повышенными характеристиками. При этом форма корпуса является стандартной для кораблей подобного класса. В центральной части корпуса помещается двухярусная надстройка с рубкой и другими помещениями. Кормовая часть палубы разделена на две части, разнесенные по высоте. Там находится часть специального оборудования, в частности, там расположен подъемный кран. Также на корме находятся некоторые посты управления.

По имеющимся данным, основой энергетической установки тральщика является дизельный двигатель мощностью 2500 л.с. Также имеются три дизель-генератора, отвечающие за выработку электроэнергии для работы различных систем. Имеющаяся энергетическая установка дает кораблю возможность развивать скорость до 16,7 узла. Дальность плавания на экономической скорости 10 узлов достигает 1500 морских миль. Для улучшения маневренности кормовые гребные винты и рули дополняются носовым подруливающим устройством, расположенным в поперечном канале.

Для защиты от возможного нападения корабли проекта 12700 должны нести некоторое вооружение. Перед надстройкой предусматривается место для монтажа артиллерийской установки АК-306 с 30-мм шестиствольным автоматом. В кормовой части надстройки имеются две тумбовые установки с 14,5-мм пулеметами КПВ. Для отражения воздушного нападения экипаж корабля также может использовать переносные зенитные ракетные комплексы семейства «Игла». До восьми таких систем предлагается перевозить на соответствующем стеллаже в одном из внутренних помещений корабля. Какое-либо ударное вооружение для атаки надводных или подводных объектов отсутствует.

Главной задачей тральщиков проекта «Александрит» является поиск вражеских мин и установка собственных заграждений. Для решения последней задачи такие корабли могут брать на борт различные мины и минно-торпедные комплексы отечественного производства, такие как УДМ, УДМ-2, МТПК-1, МРПК-1 и т.д. Корабль имеет все необходимое оборудование для постановки заграждений и применения минного вооружения.


Матрица для изготовления стеклопластикового корпуса. Фото "Средне-Невский судостроительный завод" / snsz.ru


При этом основной целью строительства новых кораблей является защита указанных акваторий от мин противника. Для решения такой задачи в рамках проекта 12700 используется комплекс оборудования, соответствующий концепции «охота за минами». Эта концепция подразумевает оснащение корабля набором разнообразных средств наблюдения и обнаружения. В сочетании с «традиционными» средствами противоминной обороны новая аппаратура должна обеспечивать большую эффективность работы. Все элементы комплекса специального оборудования объединяются т.н. автоматизированной системой управления противоминными действиями (АСУ ПМД). Состав оборудования для противоминной борьбы сформирован с учетом необходимости своевременного обнаружения и ликвидации угроз на безопасном расстоянии от корабля.

Основными средствами поиска мин являются подкильная гидроакустическая станция и буксируемый гидролокатор. Также в качестве дополнительных систем поиска могут использоваться автономные или телеуправляемые подводные аппараты различных классов и типов, управление которыми осуществляется с борта корабля-носителя. Системы управления подводными аппаратами интегрируются с АСУ ПДМ, что позволяет повысить эффективность поисков.

Вместе с новейшим оборудованием, соответствующим современным концепциям, предлагается использовать уже проверенные временем изделия. Для борьбы с минами могут использоваться парный контактный трал ПКТ-Б, одинарный универсальный контактный трал ОУКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», а также универсальный широкополосный акустический трал ШАТ-У.


Корпус корабля в процессе изготовления. Фото "Средне-Невский судостроительный завод" / snsz.ru


Кроме специального оборудования для поиска и обезвреживания минных заграждений противника корабли проекта 12700 «Александрит» должны нести радиоэлектронную, гидроакустическую и другую аппаратуру иного назначения. Так, для навигации предлагается использовать радиолокационную станцию «ПАЛ-Н». Имеются комплекс связи «Рубероид» и гидроакустическая система звукоподводной связи «Структура-35». Для защиты от возможных диверсий имеется дополнительная гидроакустическая станция «Анапа».

Управлять базовым тральщиком нового типа и всеми его системами должен экипаж, в состав которого, по разным данным, входит 44 человека. Автономность корабля по запасам продовольствия – 10 суток.

Официальная закладка головного тральщика проекта 12700 состоялась в сентябре 2011 года. Корабль планировалось спустить на воду в 2012 году, но в связи с некоторыми проблемами это событие было перенесено на несколько лет. Позже промышленности и заказчику пришлось перенести и дату сдачи. Изначально предполагалось, что «Александр Обухов» войдет в состав военно-морского флота в конце 2015 года, однако фактически служба корабля началась лишь через год.

Одной из причин затягивания строительства и неоднократного смещения сроков выполнения тех или иных работ, как позже выяснилось, стали проблемы с поставкой некоторых комплектующих. В феврале этого года руководство Средне-Невского судостроительного завода огласило подробности сотрудничества с поставщиками требуемых изделий. Некоторые устройства, предназначенные для установки на корабль «Александр Обухов», производятся французской промышленностью. В августе прошлого года поставщик объявил о невозможности передачи требуемой продукции в связи с введением санкций против России.


Выемка готового корпуса для тральщика из матрицы. Фото "Средне-Невский судостроительный завод" / snsz.ru


В такой ситуации российская судостроительная промышленность была вынуждена начать поиски замены для недоступного оборудования. Поиски альтернативы и ее поставщика завершились не позднее первых месяцев 2016 года. В феврале сообщалось, что требуемые агрегаты отечественного производства должны быть поставлены весной. Как показывают дальнейшие события, проблема с недоступными комплектующими была успешно решена при помощи привлечения отечественных предприятий, однако это негативным образом сказалось на сроках завершения работ.

9 декабря головной корабль нового проекта был передан военно-морскому флоту. В обозримом будущем ВМФ России приступит к эксплуатации нескольких других однотипных тральщиков. В апреле прошлого года на СНСЗ состоялась закладка второго корабля типа «Александрит». В настоящее время корабль «Георгий Курбатов» находится на стадии постройки. Строительство первого серийного тральщика на некоторое время приостанавливалось в связи с необходимостью завершения испытаний бортового оборудования головного корабля. Кроме того, на работах мог негативно сказаться инцидент июня 2016 года. Напомним, в начале лета в цеху судостроительного завода, где велось изготовление корпуса для второго тральщика, произошел пожар. По разным данным, корпус получил некоторые повреждения, но руководство предприятия заявило о завершении всех требуемых работ по постройке корабля в указанные сроки.

В мае 2016 года Средне-Невский судостроительный завод приступил к производству третьего корпуса для тральщика нового типа. Сообщения о скором начале изготовления корпуса для четвертого тральщика поступили в конце августа. В ноябре, в рамках выполнения этого заказа, началась выкладка стеклоткани в матрицу. До настоящего времени третий и четвертый корабли проекта 12700 (второй и третий серийные тральщики) не были официально заложены. Соответствующие мероприятия, по разным данным, состоятся в первых месяцах следующего года. В течение некоторого времени после этого СНСЗ завершит формирование корпусов, после чего сможет приступить к изготовлению прочих агрегатов для перспективных тральщиков.


Тральщик "Александр Обухов" в море. Фото Минобороны РФ / mil.ru


Согласно заявлениям главкома ВМФ России адмирала В. Королева, сделанным в ходе церемонии поднятия флага на «Александре Обухове», уже запланировано и законтрактовано строительство семи тральщиков «Александрит». Строительство шести новых кораблей, следующих за недавно переданным флоту, завершится до 2021 года. После этого планируется продолжать строительство новых базовых тральщиков. Общие потребности военно-морского флота оцениваются в четыре десятка кораблей.

Серийные корабли нового типа пока находятся на разных стадиях строительства и подготовки к нему, из-за чего БТ-730 «Александр Обухов» в течение некоторого времени будет оставаться единственным представителем своего проекта в составе российского ВМФ. Головной тральщик проекта 12700 включен в состав 64-й бригады кораблей охраны водного района Балтийского флота. Во время церемонии поднятия флага командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Андрей Картаполов рассказал о целях и задачах новейшего корабля. Зоной ответственности «Александра Обухова» названа практически вся Балтика. При этом генерал отметил, что даже в мирное время корабль не останется без работы: в Балтийском море все еще остаются взрывоопасные объекты, которые необходимо найти и обезвредить.


Тральщик на испытаниях. Фото Минобороны РФ / mil.ru


В течение длительного времени минно-тральные силы отечественного военно-морского флота не могли рассчитывать на получение современной материальной части и кораблей, полностью соответствующих требованиям времени. Ситуация в этой области начала меняться только несколько лет назад. Лишь в начале текущего десятилетия был заложен головной базовый тральщик новейшего проекта. Понимая важность развития противоминной обороны, командование российского военно-морского флота инициировало массовое строительство кораблей нового типа. Уже подписаны контракты на строительство семи тральщиков проекта 12700 «Александрит». В дальнейшем, в связи с моральным и физическим устареванием существующих тральщиков, планируется построить еще более трех десятков аналогичных кораблей. Это позволит заменить старые корабли, сохранив и нарастив требуемый потенциал минно-тральных сил.

Выполнение программы строительства четырех тральщиков нового типа, вероятно, растянется на несколько десятилетий, хотя уже показанные темпы строительства кораблей позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Подъем флага на головном тральщике перспективного проекта в контексте имеющихся планов является важнейшим событием, показывающим возможность строительства и эксплуатации высокотехнологичных кораблей с современным специальным оборудованием.


По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://flot.com/
http://snsz.ru/
http://almaz-kb.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Автор: Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх