На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Как американцы Украину бомбили. Часть II

Как американцы Украину бомбили. Часть II



А начиналось так. Американскую эскадрилью придали 2-й и 3-й польским армиям. На рассвете 25 апреля 1920 года она приступила к боевой работе. Первый двухчасовой вылет и поиски частей Красной Армии на участке Мирополь — Житомир закончились безрезультатно. Пилоты сбросили бомбы на лес. Около десяти часов утра Купер и Нобл вылетели во второй раз в направлении Бердичева. Им удалось обнаружить небольшой кавалерийский патруль и разогнать его. Закончив гоняться за лошадьми, самолеты нанесли бомбовой удар по железнодорожной станции Бердичев. В этот день американские летчики совершили еще два боевых вылета на бомбардировку бронепоезда, стоящего на станции Чуднов, и железнодорожной станции Житомир.

На следующий день эскадрилью полностью передали в распоряжение 2-й армии, ведущей наступление на Бердичев. Лишь лейтенант Шресбери вылетел в Новоград-Волынский, получив специальное задание обеспечивать воздушное прикрытие выехавшего на фронт Юзефа Пилсудского, который опасался советской авиации. 7-я авиаэскадрилья стала, по существу, основной ударной силой, действовавшей с воздуха против наших войск на Украине. Американские пилоты бомбили позиции красной артиллерии, шрапнелью косящей польскую конницу, нарушали коммуникации, подвергали жестоким ударам мирное население городов и сел Украины.

Заокеанские «джентльмены удачи» совершенно не чувствовали себя в полной безопасности, поднимаясь в украинское небо. Так, артиллеристы красного бронепоезда сумели подбить один из самолетов. Был ранен лейтенант Нобл. Его направили в санпоезд американской миссии Красного Креста, которая сопровождала польские войска. Позднее были подбиты Брукс и Рорисон, а в атаке на корабли Днепровской речной флотилии серьезные повреждения получили самолеты Купера и Кларка. Многие американские летчики с трудом дотягивали свои поврежденные машины до аэродромов.

Парижская газета «Тан» и берлинская «Абенд» сообщали, что в ходе боев за Киев американская эскадрилья совершила 79 боевых вылетов к местам расположения войск Красной Армии. Эскадрильи передислоцировалась все дальше на восток, из Полонного в Бердичев. Затем ее перебросили в Белую Церковь, оттуда часть ее во главе с Купером перелетела в Киев. Количество американских военных пилотов непрерывно увеличивалось, и в реальности на советско-польском фронте воевала уже не одна, а две авиаэскадрильи. Авиационные подразделения в ходе боевых действий были переоснащены. Этим вопросом занимался в начальном периоде интервенции Фауитлерой. «Альбатросы» сменили только что выпущенными итальянскими «Балилами». Новые самолеты и вооружение непрерывным потоком пошли на фронт.

Как американцы Украину бомбили. Часть II


Сквира, Казатин, Мироновка и множество других населенных пунктов были подвергнуты жестокой бомбардировке американской авиации, во время временного успеха польских войск на Правобережной Украине. В книге Муррея была помещена карта-схема со стрелками, идущими на север и северо-восток. Они указывают расстояние: до Москвы около 380 миль, до Петрограда не более 600. Польские интервенты не собирались задерживаться в Киеве и довольствоваться землями Украины. Они планировали двигаться дальше к Москве.

Действительность оказалась другой. Красная Армия подготовила решительный контрудар. И положение поляков становилось все более сложным. В Киеве активно действовали подпольщики, не дававшие интервентам чувствовать себя в безопасности. Американский посланник в Польше Хью Гибсон, являющийся «почетным членом эскадрильи» — специально информировал Вашингтон о росте сопротивления киевских рабочих интервенции. В телеграмме командиру эскадрильи Фаунтлерою, который находился в Белой Церкви, Купер требовал прислать новые французские самолеты «Брегет», для развертывания бомбардировочных акций и перебазирования всего авиаподразделения в Киев, где, по его мнению, для американской эскадрильи было бы все же находиться безопаснее. Ответа Купер не дождался.

В конце мая к фронту подошла переброшенная на Украину Первая Конная армия. Находившимся в Белой Церкви американским летчикам дали задание обнаружить приближающиеся к фронту Красные кавалерийские части. Пилоты США регулярно совершали вылеты в сторону Черкасс, Корсуня, проводили воздушную разведку над Днепром и переправами.

И все же появление красных кавалеристов явилось неожиданным. Утром 25 мая 1920 года Крауфорд отправился, как пишут Каролевитц и Фенн, в «обычный разведывательный» полет. Пройдя над Уманью, он совершил поворот на восток, в сторону Днепра. Здесь Крауфорд и увидел колонну конармейцев. Через час, после отправки упомянутой выше телеграммы в Белую Церковь, Купер получил срочную депешу для передачи польскому командованию, которая сообщала, что обнаружено движение частей Первой Конной.

Мощный удар красных конников обнажил авантюризм польских надежд покорить восточного соседа, призрачность стратегии польского генералитета. «Конармия, — признают Каролевитц и Фенн, — поставила под угрозу всю польскую кампанию». Сразу же встал вопрос об отступлении из Киева. «Нью-Йорк таймс», желая успокоить читателей, уверить их в том, что с многочисленными американцами, находящимися вместе с армиями Пилсудского или в их составе на Украине, все в порядке, заверяла, что вопросы «эвакуации» (а по сути бегства), решаются серьезно, и не только самими поляками. Ввиду этого были разглашены фамилии влиятельных американцев, занимавшихся интервенционистскими акциями на захваченной советской территории. Из Киева, помимо внушительной миссии Красного Креста, поспешно бежали бывший директор цензового управления США, продовольственный советник польского правительства Э.Д. Дюранд, состоявший в кадрах армии США, офицер связи Красного Креста полковник Г. Шоу, руководитель железнодорожной миссии США в Польше полковник Ч. Гаскелл, представитель АРА Дж. Грегг.

Как американцы Украину бомбили. Часть II


После поспешного обсуждения положения, создавшегося благодаря прибытию на советско-польский фронт Первой Конной, было отклонено предложение мобилизовать все возможные силы и средства для оказания помощи полякам отстоять Киев. Оно вносилось Купером, который, как саркастически замечает Муррей, «не повидал ни одного русского казака в жизни». Более искушенный в общей ситуации Фаунтлерой решил перебазировать американский аэродром в район Фастова, чтобы помочь польской армии остановить конников Буденного воздушными бомбардировками. Но из этой затеи ничего не вышло. Заокеанским наемникам удалось, базируясь на сильно укрепленном оккупантами районе Фастова, обстрелять дивизию, продвигавшуюся к Умани. Однако смелый обходной маневр Первой Конной вынудил интервентов оставить Фастов. Американские летчики едва успели отнести оттуда ноги. Они даже не стали дожидаться возвращения на аэродром подбитого и раненого Вебера.

На очередную свою стоянку в Казатин американская авиаэскадрилья прибыла, лишившись боеприпасов и снаряжения, которое досталось наступающим советским войскам. Авиаторы успели погрузить лишь продырявленные аэропланы. Здесь официально дислоцировалась и 9-я польская авиаэскадрилья, в составе которой были в основном пилоты-поляки. Начался следующий этап «боевой деятельности» на украинской земле — паническое бегство, попытка хоть сколько-нибудь задержать отступление, злобные действия убийц, бессмысленные расстрелы мирных жителей с воздуха.

Американские военные летчики сбрасывали вооружение и продукты польским частям, попавшим в окружение в районе Липовца и Ружина, осуществляли воздушное прикрытие польских дивизий, отступавших из Киева, забирали польских офицеров, которые могли попасть в плен, разрушали понтонные мосты, перекинутые Красной Армией через Днепр и Черкассы. Удары Первой Конной нарастали, в окрестностях Казатина активизировали свои действия партизаны, минировавшие железную дорогу у Чернорудок. Оккупанты были сильно напуганы смелыми действиями подпольщиков в самом Казатине. В боях за город американские пилоты впервые увидели советский военный самолет.

Нахождение в Казатине едва не закончилось для американской авиаэскадрильи трагедией. Американским пилотам был дан приказ 6 июня на рассвете произвести массированный удар по наступавшим из Сквиры на Казатин красным конникам. «Однако Буденный, — меланхолически замечает Муррей, — не дожидался рассвета». Не спасли поляков и переданные им танки. Ночью Красная Армия прорвала оборону польских войск. Возникла угроза плена для американской авиаэскадрильи. Размахивая пистолетом, Фаунтлерой сумел забрать на станции железнодорожные платформы для вывоза американских самолетов. Пилоты 9-й польской эскадрильи поступили проще; они удрали, оставив целые аэропланы наступающим красным частям. «Остальная часть ночи, — с ужасом вспоминает Муррей, — казалось, длилась тысячу лет». Попытка заокеанских вояк удрать через Бердичев не удалась — город был уже занят войсками Первой Конной. Железнодорожный состав направился в Полонное, а оттуда, не задерживаясь, — в Новоград-Волынский, Тернополь и Львов. Правда, капитан Корси и лейтенант Вебер были откомандированы для ведения воздушной разведки в кавгруппу генерала Я. Ромера.

Те, кто отправил американскую эскадрилью участвовать в интервенции против советской России, с все возрастающей энергией продолжали снабжать ее боевой техникой. К лету 7-я эскадрилья пересела на двухместные французские «Роланды». Летом 1920 года инициаторы интервенции не жалели сил и средств для спасения захватчиков от наступавших частей Конной армии. Возросла необходимость ведения непрерывной воздушной разведки, для чего военным летчикам США передали «обладавшие необычайной скоростью германские боевые самолеты-наблюдатели».

Как американцы Украину бомбили. Часть II


Теряющие надежду спастись польские оккупанты высоко оценивали поддержку, получаемую от военных летчиков США. В памятной книге «В честь павших авиаторов» опубликовано заявление, которое сделал командир дивизии Пахуцкий: «Без поддержки американских пилотов мы давно бы провалились ко всем чертям».

Однако заокеанским летчикам действовать становилось все сложнее. На фронте появилось больше советских самолетов. Кроме того, красные конники выработали тактику успешного противодействия самолетам. Польские исследователи советско-польской войны рассказывают об одном из приемов успешной борьбы бойцов Первой Конной против американских военных авиаторов. Небольшие конные отряды, зная, что вражеские самолеты по нескольку раз за день обстреливают наши части в районе Луцк — Дубно — Ровно, поднимали обширные клубы пыли на дорогах. Американцы, считая, что по этим дорогам двигаются крупные конные соединения, направлялись к этим местам, а бойцы, расположившись в засаде, открывали организованный пулеметный огонь по аэропланам.

Летчики несли тяжелые потери. Только что прибывший из Соединенных Штатов Америки Цицерски был сбит; та же участь постигла капитана Келли вместе с сопровождавшим его летчиком; был подбит сам Фаунтлерой, ему еле удалось дотянуть до аэродрома; буденновцы сбили самолет Крауфорда, однако последнему удалось бежать.

А вот небезызвестному капитану Куперу, который успел к тому времени стать майором, скрыться не удалось. Красноармейцы взяли его в плен. У Купера при обыске нашли два серьезных разоблачительных документа. Это было письмо к уже известному нам полковнику Б. Кастлу, являвшееся свидетельством самого активного участия военных летчиков США в восточном походе Пилсудского. Более того, в нем выдавались и некоторые важные цели этого участия. На них следует обратить особое внимание. Речь шла о подготовке к новым войнам. За океан сообщалось о ходе изучения и отработки новых способов применения авиации в полевой войне, а также отмечался тот факт, что американский подвижной отряд стал наиболее действенной силой против пехоты и конницы, чем какой-либо другой род войск. Капитан указывал на необходимость пересмотра опыта «французской кампании» (военных действий в Западной Европе в период войны 1914-1918 гг. — Р. С.) и усвоения новых способ борьбы.

Впрочем, опыт боевых действий военной авиаэскадрильи США внимательно исследовался не только за океаном. В одной из берлинских библиотек находится экземпляр книги Муррея, поля страниц которой испещрены остроконечной готической вязью. В фашистской Германии педантично отмечали отдельные неточности, допущенные автором.

Вторым документом, попавшим в руки конармейцев, оказалось боевое предписание, адресованное Куперу. В нем ставилась задача, в ходе перелета из Львова провести разведку дороги Дубно — Броды и нанести удар наиболее эффективным способом по красной кавалерии, ведущей наступление на юго-запад от Дубно. Все эти документы со всей однозначностью изобличали его как наемника, прилетевшего на украинскую землю, чтобы убивать.

Но Купер был хитер и изворотлив. Прекрасно зная, что советские солдаты с огромным уважением относятся к трудящимся США, сын землевладельца из Флориды объявил себя рабочим по имени Фрэнк Мошер и заявил, что принимает участие в войне исключительно по принуждению. Офицерскую форму получил от американской миссии Красного Креста. И надо сказать, что Куперу красноармейцы поверили. Более того поверил ему даже корреспондент «Красного кавалериста» И.Э. Бабель. Он владел несколькими европейскими языками и, вполне естественно, что когда в штаб привели сбитого пилота, ознакомился с документами, находящимися у пленного и побеседовал с ним. Естественно, Бабелю были интересны не только, военные данные. Писателя волновало острейшее и трагичное противоречие того времени: люди, желающие жить в мире, и война с ее убийствами и массовой гибелью людей. «Неистребима людская жестокость! Ненавижу войну» — эта дневниковая запись Бабеля появилась 1 августа 1920 года в разгар ожесточенных сражений на западноукраинских землях, подо Львовом. В ходе общения с американским пилотом Бабель не мог не заметить неестественности поведения, манер и слов летчика. Но мозолистые руки Купера все-таки склонили писателя к тому, чтобы поверить, что перед ним «заблудший пролетарий».

Действия американских летчиков достигли своего пика к осени 1920 года. Каролевитц и Фенн писали, что роль эскадрильи Костюшко в критический период польско-советской войны выразилась в необходимости поддерживать всеми силами и способами войска генерала Ивашкевича на Южном фронте, участвовать в обороне Львова и заставить Буденного настолько увязнуть в боях, чтобы он не смог достичь Варшавы. Поскольку здесь затрагивается актуальный и сегодня, спор по одной из ключевых проблем польско-советской войны и ее исходу, обратимся к суждениям американских историков. «Последнее обстоятельство, — подчеркивают они, — представляло наибольшую опасность для судеб Польши. Если бы Буденный не был задержан в Галиции, он получил бы свободу объединиться с Тухачевским и взять в клещи столицу. Не подлежит сомнению, что дивизии Будённого могли склонить чашу весов и обеспечить триумф большевиков на Висле».

Соответственно, американские летчики активизировали боевые действия. Командиры подразделений Первой Конной сообщали об учащении полетах вражеских самолетов.

Как американцы Украину бомбили. Часть II


И все же военные летчики США отнюдь не выглядели триумфаторами. Примерно в это время побуждаемый Фаунтлероем полковник Б. Кастл обратился к президенту В. Вильсону. Покровитель эскадрильи на основании письма Фаунтлероя в крайне пессимистических тонах описывал ее состояние. Все же данные о потерях были преувеличены. Ведь они призваны были подкрепить просьбу разрешить 23 добровольцам из военно-воздушных сил США отбыть на польско-советский фронт. Вильсон не спешил отдавать соответствующее указание Госдепартаменту, но в конце концов пятеро военных летчиков получили необходимое разрешение и прибыли в эскадрилью имени Костюшко.

К этому времени эскадрилья продолжала вести боевые действия. Фаунтлерой получил должность командующего всей авиацией 6-й польской армии. Эскадрилья получила из США новое пополнение. В то же время часть американских летчиков воевала в эскадрильях, где основную массу составляли польские летчики. Подполковник армии США теперь командовал всеми военно-воздушными силами, действовавшими против нашего Юго-Западного фронта. Начальник генштаба Т. Розвадовский от 1 сентября 1920 года в своем приказе указывал, что только за два дня, 16-17 августа, летчики Фаунтлероя выполнили более 125 боевых вылетов, сбросив более 7,5 т бомб, а также израсходовали огромное количество прочих боеприпасов. Это были по тому времени громадные цифры.

А спустя месяц Польша была вынуждена согласиться на перемирие. Начались мирные переговоры в Риге. Однако даже в период переговоров американские летчики продолжали свои боевые действия. Невзирая на объявленное перемирие, они вели разведывательные полеты, сбрасывали бомбы на города и села, на позиции Красной Армии. В период одного из таких вылетов красноармейцы сбили, недавно прибывшего из Англии, американского капитана Маккалума. В этот же период активизировались попытки обманным путем освободить майора Купера. Американская разведчица М. Харрисон, которая находилась в Советской России в качестве корреспондента «Ассошиэйтед Пресс», установила связь с Купером, который находился в московской тюрьме под именем капрала Ф. Мошера. После заключения мирного договора с Польшей он был освобожден. Купер смог безнаказанно оставить нашу страну. 

«Спасение» Купера можно считать последним «подвигом» военных летчиков США в годы гражданской войны и иностранной интервенции в нашей стране. Стоит отметить, что во время нахождения в плену Мерион Купер написал автобиографию, которая была издана в США в 1927 году. Однако впоследствии Купер постарался скупить весь тираж и уничтожить его, так как, по его словам, он пересмотрел ряд высказанных в ней суждений. В конце весны 1921 года в Варшаву прибыли все уцелевшие. Из Соединенных Штатов приехал Б. Кастл. Началась дележка заработанных на украинской и русской крови, денег и наград. 

Как американцы Украину бомбили. Часть II


На этом можно было бы и завершить рассказ об участи американских авиаторах в советско-польской войне, но хотелось бы упомянуть еще об одном факте из биографии М. Купера. После возвращения из Польши Мерион внезапно увлекся изучением жизни и поведения обезьян, в первую очередь горилл и шимпанзе. Итогом этого увлечения стал написанный Купером в 1933 году сценарий к фильму «Кинг-Конг». В пятидесятых годах он активно поддерживал жесткую (если не сказать жестокую) политику сенатора Дж. Маккарти в отношении американцев, симпатизирующих коммунистам. Умер в 1973 году в г. Сан-Диего.

Источники:
Кузьмин Н. Крушение последнего похода Антанты. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С.42-76.
Иванов Ю. Очерки истории советско-польских отношений 1917-1945 гг. // Наш современник. 2003. №10. С.38-46.
Шестаков В. Как американцы Украину бомбили // Набат №11 (166) от 30 марта 2007 года.
Темиров Ю., Донец А. Американцы в советско-польской войне // Энциклопедия заблуждений. М.: Эксмо; СКИФ, 2004. С.6-9.
Симоненко Р. Американские летчики на Украине // ВИЖ. 1993. №2. С. 46-49.
Мельтюхов М. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. М.: Вече, 2001. С.30-48.
 
Автор Инженер-технарь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх