На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...
  • tatyanadavydkina
    Вот когда Алиев с Эрдоганом своими рученьками вцепятся им в горло вот тогда и посмотрим.Зачем Россия выво...
  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...

Как казаки себе жен искали

Еще в XVIII веке на Дону были гаремы

 

 
Юзеф Брандт. «Веселые казаки» (1893)
Юзеф Брандт. «Веселые казаки» (1893)
 

Долгое время казакам было запрещено заводить семьи. Женщин для плотских утех они добывали в походах, забирая их в полон (плен). Отсюда пошло название — полонянки. Полонянку можно было подарить, продать, поменять на оружие.

Дорогой товар

В XV–XVI веках казаки не заводили семей: у них не было ни жен, ни детей. В Запорожской Сечи это прямо запрещалось. У Донских казаков прямого табу на создание семьи не было, но тех, кто ради женского пола откалывался от вольного товарищества, считали чуть ли не предателями. Даже в песнях своих казаки пели о том, что настоящего воина могут воспитать и взлелеять «не семья, не мать, а кормилец Дон Иванович да чужая дальняя сторона».

Сам образ жизни казаков долго не способствовал развитию семейственности. Как правило, мужчины жили общиной — по 10–20 человек в одном курене, с общим хозяйством — «в одной суме и в одной каше». При таких обстоятельствах не то что жену, даже постоянную девку для утех завести было невозможно.

Но горячая кровь требовала свое: не могли же казаки обходиться без плотских радостей! Женщин для этого приходилось добывать в походах: иных они насиловали и оставляли, а самых красивых да здоровых забирали в полон.

Полонянки считались хорошей добычей и дорогим товаром. Их успешно продавали, причем часто в Московию. К началу XVII века московиты специально ездили на Дон, чтобы приобрести там пленных «ребят и девок турской и татарской породы».

У казаков особо ценились знатные, богатые полонянки. Но использовали их не для утех и не на продажу, а берегли, чтобы обменивать на попавших в плен товарищей. С такими полонянками хорошо обращались, даже на их честь не покушались.

Домашняя скотина

Но «жизнь холостая вскоре сделалась скучною многим; стали добывать себе жен или по доброму согласию, или по обыкновению татар уводить», — описывает русский историк Иван Болтин появление первых семей у казаков. Но это были еще не семьи в традиционном понимании слова. К женщинам относились, скорее, как к домашней скотине. Когда «жена» казаку надоедала, он мог, как козу, водить ее по городку, предлагая на продажу.

Историк Александр Ригельман писал об этом так: «Если кому жена была уже немила и неугодна или ненадобна, оных менять, продавать и даром отдавать мог, водя по улицам и вкруг крича: “Кому люба, кому надобна? Она мне гожа была, работяща и домовита. Бери, кому надобна!” И если выищется кто оную взять, договаривались ценою или какой меною, по случаю ж и за попойку отдавали. Когда же взять жены никто не выискался, то и так на волю отпускали».

В разных местностях семьи начали зарождаться в разное время. Самые первые возникли в низовьях Дона. В сложившемся укладе вольного товарищества это стало значимым событием. Казачьи предания донесли до наших времен имена первых казачек, появившихся на Дону — Карпушиха, Чебачиха. По преданиям яицких (уральских) казаков, первой женщиной у них была Гугниха.

Позже всего семьи появились в Запорожской и в Задунайской (организованной бывшими запорожцами) Сечи. Известна история о том, как в XIX веке атаман Гладкий вынужден был скрывать свое женатое положение, потому что «не можно було кошовому, що був женатый, бо казалы як жонатый, то вин за жинку та за дитей добатиме, а не за нас, не за товариство».

«Младенцев впредь не убивать»

Первые казачьи семьи не имели детей. Беременных полонянок попросту продавали, а если оставляли такую бабу себе, то от младенца сразу после родов избавлялись. Как правило, топили в реке. Дети считались лишней обузой.

Жестокий обычай нашел отражение в старинных казачьих песнях. В одной из них поется о молодой матери, которая только что «повила» (родила) и теперь прощается со своими сынами.

В китаичку повила
Да на Тихий Дон снесла.
Ой, батюшка ты, Тихий Дон,
Принимай моих сынов!

Говорят, что убивать младенцев казаки перестали после одной истории. Некий казак Тит не утопил новорожденную дочь, а скрытно держал ее при себе два года. Когда правда открылась, ослушника вызвали на казачий суд. Тит принес туда и дочку. Повинился перед товарищами, а девочку предложил убить, но и его самого — вместе с ней. Любовь казака смягчила сердца товарищей. Тита простили и постановили впредь младенцев не убивать, а «воспитывать их для общей надобности».

Все потомки казаков славятся своей красотой и статью. Ведь лихие воины добывали себе только самых видных и здоровых женщин, чтоб не стыдно было покрасоваться перед товарищами.

Как женились вокруг куста

Поначалу один казак мог иметь несколько жен. В начале 1700-х годов протопоп Олимпиев писал, как учил казаков в Черкасске «жить благочинно». Потому что «казаки по пяти и шести, и по семи жен имели, и от других законных жен на других женились. А иные казаки жен своих законных другим продавали».

Постепенно сожительство стало принимать более моногамный характер, но церковный брак у казаков не приживался вплоть до XVIII–XIX веков.

Казаки женились на Кругу. Круг (высший орган самоуправления) для казака значил все или почти все. Давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание.

— Будь моей женой! — говорил парень девушке на Кругу.

— Будь моим мужем! — отвечала она ему.

Если Круг решал, что «этому так и быть», молодые вместе обходили вокруг ракитового куста три раза. Так появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводились, причем разводящемуся нужно было убедить собравшихся в своей правоте.

 

 
Юлиуш Коссак. «Казак коня поил, девушка воду брала» (1889). Казаки женились вокруг куста ракиты.
Юлиуш Коссак. «Казак коня поил, девушка воду брала» (1889). Казаки женились вокруг куста ракиты.
Бизнес на рабынях
О масштабах казачьего бизнеса, основанного на пленных — по сути работорговли, — можно судить по упоминаниям в летописях.
«Татары трепещут перед ними, ибо казаки всегда нечаянно нападают на их страну, забирают их в плен и привозят в страну московитов, где и продают», — писал Павел Алеппский в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария в середине XVII века».
В других источниках упоминается, как в 1634 году казачья флотилия при впадении Дона в море захватила в плен 1300 татарских женщин и детей.
Зимой того же года казаки взяли у ногайцев около 800 женщин и детей с Чубура, а затем еще 935 женщин и детей с Очаковской косы.
В морском походе 1659 года на Крым и Анатолию под предводительством атамана Корнилия Яковлева (крестного отца Стеньки Разина) донцы «взяли ясырю турского и крымского мужского и женского полу в 2000 человек». В 1677 г. казачья флотилия, совершая набег на Темрюк, пленила «тутошних жителей мужеска и женска полу человек с полтораста».

 

Казачий словарь
Ясырь — пленники, захваченные у неприятеля. Женщины — ясырки.
Болдыри — дети, рожденные от казака и пленницы.

 

Автор текста: Елена Роткевич

Материал из выпуска №28 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Казаки»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх