Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Студебеккер (экспозиция технического музея ВАЗа)

развернуть

 

Студебеккер (экспозиция технического музея ВАЗа)

Грузовой автомобиль «Студебеккер»US – 6 (США)

Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами…. В суровые годы ВОВ автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш»

История появления «студебеккеров» довольно любопытна. В предвоенные годы попытки как-то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И только в разгар второй мировой войны, в 1940 г. были определены основные классы машин – 2,5 тонные, трехосные, со всеми ведущими колесами. Производство их развернулось спустя год.

Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобиля такого типа стала строить фирма «InterneschnalHarwest». А самый крупный заказ – оснащение сухопутных войск – досталась корпорации «GeneralMotors» (GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская фирма «Elloutrakendkoutsch». Ей и поручили выпуск трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков GMC и обозначались как тип COE (сокращение от cabinoverengine – кабина над двигателем).

В сентябре того же года фирма подписала контракт и на производство с обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает лучшее распределение веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на такие автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось делиться с другими, выбор пал на известную тогда фирму «Студебеккер».

Ее основатели братья Генри и Клем Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине ХIХ века организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1897 г., а через 7 лет наладила их серийное производство.

В середине 20-х гг. ХХ века фирма входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей. Однако и в 30-е гг. она еще не фигурировала в числе поставщиков армии США.

С началом второй мировой войны положение изменилось. Во французскую армию была поставлена большая партия трехтонных «студебеккеров» серии К – 30. А вскоре последовал заказ на трехосные машины.

Эти армейские автомобили US – 6. За выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GMC, прозванных «джимми», формой капота и крыльев. И самое главное, на них устанавливался совершенно другой двигатель – нижнеклапанный «Геркулес» JXD рабочим объемом 5,24 л. вместо верхнеклапанного 4,42 литрового мотора GMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком США сделать «джимми», а «студебеккеры», как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников.

В 1943 г. к выпуску «студебеккеров» подключилась еще одна фирма - REO, названная так в честь своего основателя конструктора Р. Е. Олдса.

Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа «студебеккер» с колесной формулой 6х6 и свыше 20 тысяч 6х4; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗИС в Москве.

Семейство грузовиков «студебеккеров» US – 6 включало почти полтора десятка модификаций – от U1 до U13. Машины U6, U7, U8имели неведущую переднюю ось (колесная формула 6х4), а все остальные автомобили были полноприводными (6х6). Автомобили выпускались как с длинной – 4120 мм, - так и с короткой – 3760 мм, - колесной базой. Часть из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны – заправщики и седельные тягачи.

За время войны фирма «Студебеккер» разработала также 2 опытных образца низкосилуэтных грузовиков – LD 6х6 и LB 6х6. Интересно. Что у последнего для снижения общей высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и остались экспериментальными.

В Красной армии обычно применялись длиннобазные «студебеккеры» типа US – 6 c цельнометаллическими кабинами.

Во фронтовых условиях «студебеккеры» (или как еще их называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т., по дорогам с твердым покрытием они успешно провозили до 5 т. Правда, в отличие от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки. Новыми для советских автомобилистов в «студебеккере» была пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.

Особая роль «студебеккерам» была отведена в РСЗО. Первые серийные «катюши» БМ – 13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС – 6(6х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танки Т- 60, транспортные трактора СТЗ – 5, импортные грузовики GMC, «шевроле», «интернейшенал» и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен 10 разновидностей был принят на вооружение унифицированный образец БМ – 13Н (Н – нормализованный). Базой для него выбрали «студебеккеры». На них монтировали и другие советские РСЗО: 82-мм БМ – 8-48, 132 мм БМ - 13СН (со спиральными направляющими значительно увеличивающих кучность стрельбы) и, наконец, 300 мм БМ – 31 – 12 – самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «андрюшей». На Курской дуге и под Корсунь – Шевченском, в Белоруссии и Польше, под Берлином и Прагой «студебеккеры» – ракетоносцы проявили себя только с лучшей стороны.

После окончания Второй Мировой Войны со «Студебеккера», представленного в нашем музее, была снята установка «Катюша», машина после списания попала в г. Ржев, в домоуправление № 2, там она и была приобретена у частного лица киностудией Министерства Обороны РФ. Машина своим ходом приехала в Москву.

Автомобиль снимался в фильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Вор» и др., участвовал в парадах Победы.

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/17-studebaker


Ключевые слова: оружие, техмузей
Опубликовал Игорь Сипкин , 20.05.2014 в 14:30
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виталий Юркян
Виталий Юркян 1 декабря 14, в 21:48 Кто-то что-то написал плохое про Жукова,а сам то был в армии,а ведь только жесткими мерами можно было победить в этой войне,и если бе не он и не Сталин не видать победы.Не надо забывать,что против нас воевала вся западная Европа.,во главе с фашистской германией. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

67671 пользователю нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Кулян Актау
Sofia Smotr
Леонид Гозман
Мухтар Муслихов
Alexander Samokhin
Мухтар Муслихов
Viktor Konoplev
Viktor Konoplev
Нет! Сможете потрогать при желании!
Viktor Konoplev Куда отправятся Пуси Райты, политые щедрым денежным дождем?
mike-spike2008 Spike
Сипкен-где минус?
mike-spike2008 Spike США раскудахтались, как будто снесли целую планету. Но на деле…
mike-spike2008 Spike
обана-пагарячился--минус спианерели!..
mike-spike2008 Spike США раскудахтались, как будто снесли целую планету. Но на деле…
mike-spike2008 Spike
..минус ставлю..ну скока можнато адно ито
mike-spike2008 Spike США раскудахтались, как будто снесли целую планету. Но на деле…
mike-spike2008 Spike
Alexander Samokhin
Alexander Samokhin
Михаил 357 ***
Есть и иной перевод. Пиздобунт. Извиняюсь.
Михаил 357 *** Куда отправятся Пуси Райты, политые щедрым денежным дождем?
alexanta
Надо Мариуполь взять, пока провокация. А потом "разбираться".
alexanta Киев готовит масштабную провокацию на Донбассе
demyr150648
Иванов Александр