На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Малр у США долнов решили наращивать типа "помогая" чужим странам.Как народ США терпит придурков у власти,гипноз или о...У США готов подар...
  • федор
    Правильно ! Нечего делать там нашим ребятам, пусть эти бравые вояки ары сосут члены ….Миротворцы уходят...
  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...

Противолодочный гидросамолёт «Син Мэива» PS-1 (Япония)

Япония располагается на островах, что предъявляет особые требования к ее Морским силам самообороны в целом и к морской авиации в частности. Для решения различных задач авиации сил самообороны необходимы самолеты с разными характеристиками и возможностями, в том числе т.н. летающие лодки. Первым современным образцом такого летательного аппарата, созданным Японией самостоятельно и поступившим на вооружение, стал самолет «Син Мэива» PS-1.


В 1953 году компания «Син Мэива» в инициативном порядке приступила к проработке проекта перспективного многоцелевого гидросамолета. Следует отметить, что она действительно могла справиться с такой работой. До 1949 года фирма носила название «Каваниси Кокуки», и ранее получила известность в качестве производителя истребителей и летающих лодок. В послевоенный период она занималась производством различных узлов и агрегатов для разнообразной техники и в основном являлась субподрядчиком. Теперь же специалисты фирмы могли использовать накопленный ранее опыт и современные технологии для создания перспективного самолета.

Противолодочный гидросамолёт «Син Мэива» PS-1 (Япония)
Серийный самолет PS-1 на воде

К 1958 году конструкторы «Син Мэива» во главе с Сидзуо Кукихарой завершили предварительную проработку облика будущей техники, а также выполнили часть требуемых проектных работ. Готовый проект планировалось представить командованию Сил самообороны, в результате чего мог появиться заказ на серийное производство техники.

К концу пятидесятых годов командование Морских сил самообороны Японии пришло к выводу о возможности закупки некоторого количества гидросамолетов, пригодных для решения некоторых боевых и вспомогательных задач. Вскоре появился договор на закупку шести самолетов Grumman SA-16 Albatross американского производства. С помощью этой техники, переименованной в UF-1, японцы планировали усилить имеющийся парк, а также изучить особенности применения летающих лодок в современных условиях. Кроме того, было решено поддержать отечественного производителя и заказать разработку собственного проекта. В первую очередь, военные пожелали получить противолодочный самолет.

Проект компании «Син Мэива» отличался определенной сложностью и предлагал использование ряда оригинальных решений. Летающая лодка должна была получить корпус новой конфигурации, улучшающий мореходность, автоматическую систему управления и средства управления пограничным слоем. Все эти идеи и решения нуждались в предварительной проверке на практике, для чего требовалась новая летающая лаборатория. Ее строительство началось в 1960 году.


Первая опытная машина PX-S в полете


Специально для постройки летающей лаборатории под рабочим названием UF-XS в США приобрели еще один самолет SA-16. Вскоре его заметным образом перестроили. Так, изменилась конфигурация корпуса-лодки: его оснастили дополнительным реданом и новой хвостовой частью. Кроме того, самолет получил два дополнительных двигателя Pratt & Whitney R-1340 мощностью по 600 л.с. Они располагались в новых гондолах на крыле, снаружи относительно от двух штатных моторов. Также был применен дополнительный двигатель, при помощи которого функционировала система сдува пограничного слоя с закрылков и рулей.

В конце декабря 1962 года летающая лаборатория UF-XS впервые поднялась в воздух. Испытания продолжались несколько месяцев; осуществлялось множество взлетов и посадок с воды и на воду. Было установлено, что новые средства управления хорошо показывают себя в работе, а измененная конфигурация корпуса-лодки обеспечивает прирост основных характеристик. Еще до завершения испытаний летающей лаборатории началось проектирование полноценной многоцелевой машины. Этот образец техники получил обозначение PS-1. Также использовалось фирменное название SS-2.

Проект PS-1 предлагал строительство цельнометаллического свободнонесущего высокоплана с герметичным фюзеляжем-лодкой. Для защиты от волн и брызг оперение строилось по Т-образной схеме. Самолет мог перемещаться по суше при помощи убираемого шасси, но конструкция и прочность последнего не позволяли взлетать и садиться. На воде предлагалось использовать корпус-лодку однореданной конструкции со скуловыми щитками новой формы и пару поплавков под крылом. Силовая установка состояла из четырех основных и одного дополнительного двигателя.

Фюзеляж самолета PS-1 отличался увеличенным сечением, что было связано с необходимостью подъема крыла и двигателя над водой. В передней части фюзеляжа находились кабина экипажа и приборный отсек. Большая часть внутренних отсеков отдавалась под размещение специального оснащения, его операторов и вооружения. Состав внутреннего оборудования определялся в соответствии с модификацией и предназначением самолета.


Первый серийный образец PS-1, 1972 г.


Было разработано крыло с прямым центропланом и консолями трапециевидной формы. Силовой набор крыла строился на основе двух лонжеронов. На передней кромке находились предкрылки, на задней – закрылки и элероны. Также на верхней поверхности крыла расположили элероны. На центроплане и в корневых частях консолей помещались мотогондолы четырех двигателей. Вблизи законцовок под крылом устанавливались два поплавка, улучшавшие остойчивость на воде.

Т-образное оперение самолета получило стреловидный киль с развитым гаргротом и стабилизатор трапециевидной в плане формы. Оперение комплектовалось стандартным набором отклоняемых плоскостей. На киле имелся руль направления, на стабилизаторе – рули высоты.

Двухсекционные закрылки и рули высоты на стабилизаторе получили систему сдува пограничного слоя. Подача сжатого газа осуществлялась по внутренним трубопроводам от компрессора с приводом от вспомогательной силовой установки. Проект PS-1 предусматривал установку отдельного газотурбинного двигателя General Electric T58 мощностью 1360 л.с. Сдув пограничного слоя позволял оптимизировать обтекание рулей, в результате чего повышалась их эффективность. Главным следствием этого было улучшение управляемости на всех режимах, включая полет с малыми скоростями.

В качестве основной силовой установки использовались четыре турбовинтовых двигателя General Electric T64-IHI-10 мощностью по 3000 л.с. каждый. Двигатели приводили в движение трехлопастные регулируемые винты Hamilton Standard 63E-1 диаметром 4,42 м. За счет большой высоты фюзеляжа и высокорасположенного крыла лопасти винтов всегда оставались над поверхностью воды. Соприкосновение с волнами исключалось.


Приборная доска самолета


Самолет должен был использовать преимущественно водные аэродромы, но при этом он мог использовать сухопутные площадки. В частности, для спуска на воду по слипу предусматривалось трехопорное убираемое шасси. Три стойки с парой колес на каждой убирались в фюзеляж.

Летающая лодка «Син Мэива» PS-1 разрабатывалась в качестве многоцелевого самолета, и потому состав бортового оборудования, численность экипажа и т.д. должны были зависеть от конкретной модификации. Впрочем, во всех случаях экипаж включал двух пилотов, штурмана и бортинженера. На борту всегда присутствовала аппаратура связи нескольких типов. Система управления рулями была построена с использованием необратимого гидроусилителя.

Для перевозки груза или пассажиров предназначалась крупная кабина, занимавшая всю центральную и хвостовую части фюзеляжа. Доступ в кабину обеспечивался через дверь в хвостовой части левого борта. Крупная загрузочная рампа по типу «сухопутных» самолетов не предусматривалась.

Согласно проекту, самолет PS-1 должен был иметь длину чуть менее 33,5 м и размах крыла 33,15 м. Стояночная высота – 9,95 м. Сухой вес определялся в 23,3 т. Максимальный взлетный – 36 т. Допустимая масса полезной нагрузки зависела от модификации и ее предназначения. Расчетная максимальная скорость полета достигала 510 км/ч. Дальность – более 3800 км. Потолок ограничивался 7,2 км. Корпус-лодка обеспечивал взлет и посадку при волнах высотой до 3 м и ветре до 15 узлов.


Опытный образец PX-S в конфигурации пожарного самолета


В апреле 1965 года компания «Син Мэива» начала строительство первого опытного самолета PS-1. Эта машина получила собственное обозначение PX-S. Сборка летающей лодки заняла чуть более двух лет. Основную массу требуемых комплектующих компания-разработчик изготовила самостоятельно. Двигатели двух типов закупили у компании «Исикавадзима-Харима», выпускавшей их по американской лицензии. В середине 1967 года первый прототип вышел из сборочного цеха. К этому времени полным ходом шла сборка второй машины.

Первый полет самолета PX-S состоялся 5 октября 1967 года. Через несколько месяцев, в начале 1968-го, к испытаниям привлекли и второй прототип (по некоторым данным, эту машину определяли как первую предсерийную). За несколько месяцев проверок два опытных образца показали свой потенциал. Кроме того, были выявлены и ликвидированы некоторые недостатки конструкции. После этого два опытных образца отправили в 51-ю испытательную эскадрилью (база Ивакуни) для проведения войсковых испытаний. По результатам всех проверок самолет был рекомендован к принятию на вооружение.

По решению военных, в серию должна была пойти противолодочная модификация летающей лодки. Этот проект предусматривал оснащение самолета радиолокационной станцией AN/APS-80J, магнитометром AQS-10A, гидроакустической станцией HQS-101, средствами для работы с гидроакустическими буями т.д. Помимо четырех летчиков в экипаж противолодочного PS-1 входили два наблюдателя, два оператора, тактический координатор и радист. Аппаратура и экипаж помещались в грузовой кабине: оборудование и рабочие места расположили вдоль правого борта, места для отдыха и кухню – у левого.

В хвостовой части кабины предусматривался отсек для перевозки радиогидроакустических буев. В нем помещалось до 20 подобных устройств, а также средства их сброса в воду. Между мотогондолами на крыльях установили по два пилона для противолодочного вооружения. Уничтожать найденные цели предлагалось при помощи четырех глубинных бомб массой по 150 кг или с использованием торпед Mk 44 либо Mk 73. Рядом с законцовками крыла находились пусковые направляющие для шести 127-мм неуправляемых ракет семейства Zuni.


Противолодочные самолеты в полете


В середине и конце шестидесятых годов компания «Син Мэива» построила два предсерийных самолета. В 1969-м в воздух поднялся первый серийный PS-1, оснащенный противолодочным комплексом. За несколько следующих лет японская морская авиация получила две партии такой техники. В общей сложности было построено 23 летающие лодки, включая опытные образцы. Предсерийная и серийная техника была передана 31-й противолодочной эскадрилье, служившей на базе Ивакуни.

Еще до запуска серийного производства проектом PS-1 заинтересовалось Национальное противопожарное агентство. По его заказу была создана новая модификация самолета. В 1976 году опытный образец PX-S оснастили резервуарами для воды, ковшовыми заборными устройствами и патрубками для выброса жидкости. Во время передвижения по воде самолет мог набрать более 8 т воды и затем сбросить их на огонь. В том же 1976 году опытный самолет прошел все необходимые испытания, но проект оказался в сложном положении. Заказа не последовало, и в начале восьмидесятых от такой версии самолета отказались.

Еще на стадии войсковых испытаний стало понятно, что самолеты «Син Мэива» PS-1 показывают неплохие характеристики, и потому представляют большой интерес для Морских сил самообороны. В связи с этим было принято решение о заказе разработки унифицированных машин иного назначения. Прежде всего, морской авиации требовались транспортник и поисково-спасательная машина. Также компания-разработчик могла создать новый вариант пожарного самолета и пассажирский образец.

Результатом развития исходного проекта PS-1 стал новый самолет под названием US-1. Первую такую машину подняли в воздух в 1974 году, и через несколько лет появился заказ на серийное производство. Летающие лодки с высокими характеристиками и достаточно широкими возможностями нашли свое место в структуре морской авиации.


Самолет PS-1 мог подниматься на берег, но взлет с сухопутных полос исключался


Эксплуатация базовых противолодочных самолетов PS-1 продолжалась до конца восьмидесятых годов. Морская авиация получила 20 таких машин. За время службы при тех или иных обстоятельствах были потеряны шесть самолетов. Все прочие продолжали службу до конца восьмидесятых годов, когда было принято решение о замене такой техники.

Несмотря на сравнительно небольшой возраст, летающие лодки PS-1 в конце восьмидесятых перестали в полной мере устраивать японских военных. Обнаружение современных подлодок вероятного противника уже не гарантировалось, и потому командование было вынуждено принять меры. В 1989 году Морские силы самообороны Японии решили снять противолодочные PS-1 с вооружения. Вместо них задачи поиска и обнаружения субмарин теперь должны были решать другие самолеты. Изучив имеющиеся предложения, японское военное ведомство выбрало американские машины Lockheed P-3 Orion.

Вскоре морально устаревшая техника была списана. Несколько летающих лодок передали музеям, а остальные отправились на утилизацию. Следует отметить, что отказ от противолодочных PS-1 никак не сказался на дальнейшей службе самолетов US-1. В течение определенного времени они оставались в строю и продолжали решать транспортные задачи или оказывать помощь пострадавшим. Позже их заменили, но на этот раз речь шла о замене техникой отечественной разработки.

Компания «Син Мэива», бывшая «Каваниси Кокуки», имела большой опыт в деле строительства летающих лодок, а также знала, как использовать современные технологии. Все это позволило разработать достаточно удачный проект противолодочного самолета, способного взлетать и садиться на воду. Кроме того, этот образец техники смог стать основой для нескольких новых самолетов иного назначения и фактически превратился в базу для целого семейства.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
https://militaryfactory.com/
https://airspacemag.com/
http://airvectors.net/
http://nvo.ng.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviadejavu.ru, Airwar.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх